К 125-летию Петра Капицы

ПРЕДИСЛОВИЕ:
Этот мой исторический очерк был опубликован под заголовком «К 125-летию Петра Капицы» в газете «Вузовский вестник» №14 (325) 16–31 июля 2019 г., С.10.  Здесь на сайте я размещаю его под тем же заголовком, но в несколько более  полном объеме. А в конце очерка читателей ожидает новый графический портрет юбиляра работы Аиды Лисенковой-Ханемайер (с ее разрешения).


В 2019 году исполняется 125 лет со дня рождения Петра Капицы – гениального российского физика и первоклассного инженера, талантливого организатора науки и члена Лондонского Королевского общества, академика АН СССР и лауреата Нобелевской премии по физике.

Знаменитый российский и советский ученый родился 8 июля 1894 г. в Кронштадте, где служил его отец – военный инженер в звании генерала Леонид Капица. Его мать Ольга (в девичестве Стебницкая), также происходившая из военной семьи, была филологом и писателем в области детской литературы. Очевидно, именно она и прививала юному сыну любовь к науке и культуре, хотя традиционного уважения к знанию и умению по линии отца имелось более чем достаточно.

С 1905 г. юный Петр Капица занимался сначала в гимназии, а затем в Кронштадском реальном училище, которое закончил с отличием в 1912 г. В том же году он - уже студент электромеханического факультета Петербургского политехнического института, где физику преподает сам А. Иоффе, уделяющий подающему большие надежды молодому Петру Капице особое внимание.

Начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война застает Капицу в Шотландии, куда он приезжает на каникулы для изучения английского языка. Все это задерживает его возвращение в Россию до ноября того же года. Год спустя Капица добровольно идет на фронт в качестве водителя санитарного автомобиля.

В 1916 г. Петр Капица женится на Надежде Черносвитовой, дочери депутата Государственной Думы от партии кадетов. Вскоре исторические события набирают драматические обороты.  В 1917 г., в России происходят сначала февральская, а затем и октябрьская революции (некоторая часть историков считает это событие «октябрьским переворотом»).

Для Петра Капицы наступает очень тяжелое время, поскольку в 1918 г. в России начинается Гражданская война, и уже в 1919 г. отца его жены Кирилла Черносвитова арестовывает и расстреливает ЧК. Более того, зимой 1919-1920 гг., в довершение всех несчастий Россию охватывает пандемия гриппа («испанка»), в результате которой Капица за месяц теряет отца, сына, жену и новорожденную дочь.

Трудно сказать, как все это ему удается пережить, но со временем любовь к жизни и науке берет верх, и в 1927 г. Петр Капица, женится на Анне Крыловой, происходившей из семьи знаменитого академика, механика и кораблестроителя Алексея Крылова.

Несмотря на Первую мировую войну, две революции и последовавшую за ними гражданскую войну, Петр Капица не выпадает из «колесницы науки», проявляя завидное упорство в учебе и работе. Свои первые статьи он публикует еще 1916 г., оставаясь студентом третьего курса. А, в результате успешной защиты дипломной работы, Капица уже в конце 1919 г. получает звание инженера-электрика.

Кроме того, благодаря поддержке А. Иоффе, Петр Капица, начиная с конца 1919 г., работает в качестве штатного сотрудника Физико-технического отдела Рентгенологического и радиологического института (преобразованного в ноябре 1921 года в Физико-технический институт). В 1920-м году П. Капица совместно с Н. Семеновым разрабатывает новый метод определения магнитного момента атома, основанный на взаимодействии атомного пучка с неоднородным магнитным полем.
 
Столь успешное продвижение молодого ученого приводит к тому, что в мае 1921 г. Капицу командируют в Англию для восстановления научных связей, оборванных в результате войн и революций. В июле того же года он начинает стажироваться в Кавендишской лаборатории Эрнеста Резерфорда. Причем, стажировка Капицы в Англии с самого начала идет столь результативно, что Резерфорд добивается особого финансирования для его работы.

С начала 1925 г. Капица – уже зам. директора по магнитным исследованиям Кавендишской лаборатории. Проходит еще четыре года и в 1929 г. Петр Капица избирается действительным членом Лондонского Королевского общества. Более того, в 30-е годы научный авторитет Капицы уже настолько признан в Англии, что для проводимых им опытов строят и торжественно открывают в 1933 г. Мондовскую лабораторию стоимостью 140000 фунтов стерлингов (огромная по тем временам сумма, выделенная специально для П. Капицы из средств научного фонда химика и промышленника Л. Монда).

В годы успешной работы за границей Петр Капица не забыл о своем российском гражданстве и активно помогал целому ряду молодых советских ученых – физиков проходить стажировку в Кавендишской лаборатории. А поскольку он был еще и одним из основателей и главных редакторов «Международной серии монографий по физике» издательства Оксфордского университета, то именно Капица обеспечил выход в данной серии трудов молодых российских физиков-теоретиков Георгия Гамова, Якова Френкеля и Николая Семенова.

Казалось бы, что теперь все для Петра Капицы складывается чрезвычайно удачно: признание его научных заслуг в Европе, дружба с самим Резерфордом и другими выдающимися учеными, а также влияние на развитие молодой советской науки. Однако это «благополучие» в одночасье рушится в 1934 г., когда П. Капица едет с визитом на родину с целью посещения родственников и чтения лекций о своих достижениях. Обратную визу П. Капицы аннулируют, вызывают его в Кремль и «вежливо объясняют», что с этих пор он должен жить и работать исключительно в СССР. Столь неожиданный поворот событий выводит из равновесия Петра Капицу, остающегося в СССР без семьи (жена и двое детей - в Англии) и работы. Он чувствует себя словно «в железной клетке», с трудом избегает суицида, но сдаваться не собирается.

Продолжать важные для страны и мировой науки экспериментальные исследования ученый соглашается только в том случае, если в Москве для него будут воссозданы все привычные условия, вплоть до поставок разработанного им уникального оборудования Мондовской лаборатории. Учитывая твердую волю поставленного в безвыходное положение Капицы, советскому правительству, волей-неволей, приходится идти на уступки. В конце 1934 г. в СССР на самом высоком уровне принимается решение об открытии в столице Института физических проблем под руководством Петра Капицы. Для этого проекта выделяются большие средства, и в 1935 г. из Англии в Москву начинает поступать все необходимое для экспериментов оборудование. А в январе 1936 г. в СССР возвращается из Англии его семья – жена Анна и двое детей - Сергей (в дальнейшем пойдет по стопам отца и станет известным ученым - физиком, ведущим популярной телепередачи «Очевидное-невероятное») и Андрей (в дальнейшем станет известным географом и геоморфологом).
 
Таким образом, со временем «железная клетка» Петра Капицы превращается в «золотую клетку», но для него, как для настоящего ученого, в любом случае главным остается научное творчество. Ему дают «карт бланш» на подбор научных кадров и серьезно улучшают жилищные условия. К 1937 г. Институт физических проблем (ИФП) становится полноценным научным учреждением, а сам Капица на долгие годы – его бессменным директором (кроме срока опалы). В том же году в ИФП появляется «капичник», известный в СССР, как физический семинар Петра Капицы.
Когда в 1941 г. начинается ВОВ, Петр Капица так же, как и руководимый им ИФП, плодотворно работает на оборону страны. Наибольшее значение в тот период имеют его разработки по промышленному производству кислородных установок. Эта работа идет успешно и в мае 1943 г. П. Капица становится начальником Главкислорода при СНК СССР.

По окончании ВОВ на первое место в укреплении обороны страны выходит ядерное оружие, в разработке которого СССР отстает от США и стран Запада. Поэтому в августе 1945 г. у нас создается Специальный комитет при ГКО по разработке советской атомной бомбы и созданию атомной отрасли под научным руководством Игоря Курчатова. К данной работе привлекаются ведущие ученые СССР, в том числе, Петр Капица. Однако работа над атомным проектом тяготит ученого, не желающего принимать участие в создании оружия массового уничтожения. Под предлогом конфликта со стоящим во главе всего проекта Лаврентием Берией, Петр Капица просит освободить его от работы в комитете.
 
В результате, уже в августе 1946 г. П. Капицу выводят из состава Специального комитета при ГКО по ядерной отрасли, а заодно увольняют из Главкислорода и созданного им ИФП. Для строптивого ученого начинается длительный период опалы, однако он не падает духом и создает на Николиной Горе, у себя на даче, небольшую, но хорошо продуманную домашнюю лабораторию. Там он и проводит свои знаменитые эксперименты не только по гидродинамике, но также по физике плазмы. В 1947 г. Капица использует  связи в МГУ и становится там зав. кафедрой общей физики ФТФ (В 1951 году на этой базе был создан Московский физико-технический институт - МФТИ), где занимается чтением лекций. Однако в конце 1949 г. он снова попадает в опалу и теряет работу в МГУ.

Только в 1953 г., после смерти Сталина и расстрела Берии, в новом правительстве вспоминают о Капице и назначают его зав. Физической лаборатории АН СССР, создаваемой на базе его домашней лаборатории на Николиной Горе. В январе 1955 г. Капицу вновь назначают директором Института физических проблем (с 1990 ИФП носит его имя). В июне 1955 Капица становится главным редактором «Журнала экспериментальной и теоретической физики». А с 1956 г. он - еще и зав. кафедрой физики и техники низких температур МФТИ. Начиная с 1957 г., Капица в течение 27 лет является  членом президиума АН СССР.

В течение всей научной деятельности Петр Капица проявлял себя, как замечательный организатор науки, характеризуя личный подход к этому делу фразой: «Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать». В общественной жизни он придерживался твердых моральных принципов, хотя и не становился таким открытым диссидетом, как Андрей Сахаров, предпочитая демаршам на произвол чиновников и властей собственную честность, открытость и прямоту общения. Он безгранично верил в интернационализм науки, в то, что настоящая наука должна быть выше политической борьбы и страстей.

В период с 30-х до 80-х гг. Капица написал и отправил в правительственные инстанции более трехсот писем, из которых не менее пятидесяти предназначались лично Сталину. Благодаря его заступничеству были спасены от жестоких репрессий десятки выдающихся деятелей советской науки, среди которых – такие известные ученые, как Лев Ландау, Иван Обреимов, Владимир Фок и Андрей Сахаров.
До самого преклонного возраста Капица сохранял завидный оптимизм и неподдельный интерес к научной работе, бессменно оставаясь на посту директора созданного им ИФП. Скончался Петр Капица в Москве 8 апреля 1984 г. в возрасте 89 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
После смерти ученого жена открыла в его доме музей. Заслуги Петра Капицы перед отечественной и мировой наукой были отмечены наградами: Герой Соцтруда (1945, 1974); Нобелевская премия по физике (1978); Сталинская премия (1941, 1943); Золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1959); Медали имени Фарадея (Англия, 1942), Франклина (США, 1944), Котениуса (ГДР, 1959), Нильса Бора (Дания, 1965), Резерфорда (Англия, 1966), Камерлинг-Оннеса (Нидерланды, 1968), Саймона (Англия, 1973), Гельмгольца (ГДР, 1981); шесть орденов Ленина (1943-1974); орден Трудового Красного Знамени (1954) и т.д. В 1979 г (еще при жизни ученого) в честь Капицы на его родине в Кронштадте был установлен памятник-бюст; Российской АН была учреждена Золотая медаль его имени; названа улица в Москве; назван Физтех-Лицей в г. Долгопрудный; названа школа № 425 в Кронштадте; названа открытая в 1982 г. малая планета (3437) Kapitsa. В 1994 г. в честь нобелевского лауреата П. Капицы выпустили почтовую марку.
 
По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала к 125-летию Петра Капицы  портрет юбиляра  (бумага, сангина черная, 30х45 см), публикующийся вместе с историческим очерком о нем. Знаменитый ученый изображен Аидой в возрасте 45-50 лет, то есть, в самом расцвете творческих сил. Сосредоточенное и спокойное выражение  его  лица как бы подчеркивает твердый и открытый характер, благодаря которому им были спасены от политических репрессий и забвения многие выдающиеся деятели нашей науки и культуры. А ясный взгляд Петра Капицы из-под слегка нависших бровей словно проникает в то светлое будущее нашей науки, о котором он мечтал всю свою жизнь.

Рисунок - графический портрет Петра Капицы работы Аиды Лисенковой-Ханемайер

Другие мои произведения на сайте:

Тайна гибели адмирала Макарова - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/02/1481

Цена крови или Грибоедов - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/03/211

Двойной портрет Пушкина и Натали - история и политика http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

К 85-летию Василия Шукшина - публицистика  http://www.proza.ru/2014/09/08/1803

Вхождение в образ Гоголя - публицистика  http://www.proza.ru/2014/04/27/1783

Российский Леонардо - естествознание http://www.proza.ru/2014/01/02/963

К 250-летию Карамзина - история и политика (10) http://www.proza.ru/2017/01/28/569

К 150-ю Константина Бальмонта-публицистика http://www.proza.ru/2017/07/15/640

К 175-летию Саввы Мамонтова - публицистика http://www.proza.ru/2016/12/22/94

К 175-й годовщине смерти Лермонтова - публцистика http://www.proza.ru/2016/09/02/428


Рецензии