Никуда

          
  Вот линия. От одного края альбомного листа к другому. Это будет земля.
 - Раз, два, три, появилось солнце… - запел мальчик считалочку.
  Нужно дерево. Сейчас… Мальчик взял карандаш и нарисовал на альбомном листе небольшую линию. Перпендикулярно земле.
 - Раз, два, три, появилась мама…
  Готово. Это дерево. Чего у него нет? Веточек.
 - Раз, два, три, появился папа…
  Веточки нарисовались. Минуты через три.
 - Раз, два, три…
  Но Мальчик  не допел. Его оборвали.
 - Эй, где ты там? Вечно тебя не найдёшь, когда надо! А когда не надо – под ногами путаешься! Слышишь ты меня или нет?! – внезапно раздался раздражительный голос тёти.
 - Я тут, - ответил Мальчик.
 - Вынеси ведро! – велела тётя.
  Допеть свою считалочку Мальчику пришлось во дворе, шагая к мусорной свалке, помахивая помойным ведром в правой руке, и подпрыгивая на ходу:
 - Раз, два, три, появился я!
  На мусорной свалке Мальчик опорожнил ведро в первый попавшийся бак, и приготовился было уйти. Но тут он заметил на земле что-то вроде… Мальчик нагнулся и взял в руки свою находку. Повертел её. Это был билет на поезд. На нём было крупно написано: "НИКУДА".
 "Странный билет… необыкновенный,"- подумал Мальчик про себя.
- Это в самом деле необыкновенный билет, - громко сказал чей-то голос.
  Мальчик вздрогнул. Голос доносился из-за спины, поэтому Мальчик осторожно повернулся, чтобы увидеть того, кто говорил. Перед Мальчиком стоял незнакомый человек. У него лицо было, как у клоуна в цирке - в краске, пудре и помаде. Это лицо не было злым, но если долго смотреть на это лицо – становится не по себе. А так незнакомец выглядел, как обычный человек, каких полно на улице. И одет в обычную одежду.
 - Ты мне не веришь? – спросил Клоун. Он говорил, не переставая изображать добрую улыбку. – Но скоро случится так, что ты потом мне поверишь.
  Мальчика настораживала эта добрая улыбка.
 - О чём вы говорите? – смутился Мальчик.
 Клоун направил на Мальчика указательный палец правой руки.
 - Не теряй его. И никому не давай.
  После этих слов Клоун повернулся к Мальчику спиной и пошёл себе дальше. Мальчик долго смотрел ему в след, потом спрятал билет в карман, взял помойное ведро и двинулся к своему дому.



  Посреди ночи Мальчик проснулся. Наверное, дядя и тётя громко разговаривали. Они ещё не спали и сидели в зале. Мальчик проснулся не в самом начале разговора, а под конец. Тем не менее, он понял, что они говорят о нём.
  Тётя:
 - ...если б ты знал, как я устала от него! Я уже не могу... НЕ МОГУ!
  Дядя:
 - Хорошо. Но надо было думать раньше.
  Тётя:
 - Откуда я могла знать раньше? Бог мой! Ты умудряешься задавать такие глупые вопросы!
  Дядя:
 - И вовсе они не глупые. Просто...
  Тётя:   
 - Просто она была моей сестрой. Понимаешь? Я думала, что... Я... Не знаю, сейчас уже всё по-другому. Мне надоело!
  Дядя:
 - Так я с тобой не спорю. Я тебе раньше предлагал это. Могу предложить и сейчас.
  “Она” – это мама Мальчика, тётина сестра. Мама и папа Мальчика погибли в аварии. В автомобильной. Это случилось шесть лет назад. Тогда Мальчику было пять лет. И после этого Мальчик стал жить у тёти.
  Дядя продолжил:
 - Если ты так решила – хорошо. Завтра я позвоню в детдом… Ты помнишь тот? Ну, где мой кузен работает? Мы в прошлом году туда ездили, всё узнавали…
  Тётя:
 - Разумеется, помню. Ты меня за кого считаешь? За склеротичку?
  Дядя:
 - Может быть, они сразу согласятся. Если повезёт – завтра и отвезём его туда.
  Тётя:
 - Дай-то Бог, чтоб всё закончилось побыстрее.
  У Мальчика из глаз потекли слёзы, и он уткнулся в подушку. Это конец. Детдом. Он и раньше чувствовал, что ему грозит это, но раньше он как-то серьёзно это не воспринимал, ибо точно ничего не было известно. А сейчас… Они твёрдо решили. Детдом.
  Мальчик плакал. Он чувствовал, что не нужен этим людям. Он не понимал, почему НЕ НУЖЕН. Он вспоминал всю свою короткую жизнь и не мог в ней найти такого, от чего он мог стать ЛИШНИМ и НЕНУЖНЫМ. Мальчик плакал. Он звал папу и маму. Он плакал тихо, чтобы его не услышали и не отругали. Он плакал и твердил самому себе:
 - Я не поеду в детдом… я не хочу туда… НИКУДА я не поеду…


  Вокзал казался Мальчику очень безжизненным, хотя было полно людей и они оживлённо двигались и разговаривали. Но в данный момент люди были почти, как не люди. Словно существа из другого мира. Существа непонятные и абсолютно чужие и безразличные. Такими их видел Мальчик. Такое было у него настроение.
  Дядя и тётя, конечно, наплели ему всякую чушь. Мол, на время отвезём тебя туда, где тебе, малыш. Будет значительно лучше, ибо у нас возникли некоторые дела, которые надо, мол, спешно решать, а ты можешь нам помешать своим присутствием. Поэтому и везём. Но только, ради Бога, не реви и не закатывай истерик! Но Мальчик не ревел. Он понимал и знал, куда на самом деле его везут. У него ТАКИЕ дядя и тётя, что никакие слёзы не помогут.
  Мальчик не разговаривал, был молчалив и обдумывал свой план. Ещё вчера он дал себе твёрдое слово, что никакого детдома не будет. Он бодрил себя, но страшный вопрос: “А что будет?” не выходил из его головы. Мальчик успокаивал себя. Будет то, что будет. Сейчас важно не упустить момент улизнуть от дяди и тёти.
  Они сидели на скамье в зале ожидания. Дядя читал газету, тётя тоже пыталась читать, но не могла. Мальчик знал, что тётя вообще не может спокойно себя чувствовать. Её это не дано. Мальчику стало жаль дядю. Он во всём её слушался, дабы она не нервничала и не расстраивалась по любому поводу. Мальчик недоумевал. Как ещё дядя при такой жене не попал в дом для душевнобольных? Видать, у дяди отличные нервы. А, может, ему всё равно, он ведь обладает таким поразительным равнодушием.
  Наконец тётя раздражительно заявила дяде:
 - Хватит читать газету! Меня это выводит из себя!
  Дядя возразил её:
 - А что мне ещё делать?
 - У меня болит голова. Ты что, не видишь это?
 - Нет.
 - Я хочу на свежий воздух. До нашего поезда целый час.
  Дядя понял тётю и сложил газету. Они пошли, но не на улицу, а в бар-ресторан, чтобы там выпить по чашечке кофе. Мальчику строго наказали не отходить от сумок и никуда не отлучаться.
  Мальчик проследил глазами, как они вышли из зала, и тут же моментально встал со скамьи. Направился прямиком к кассе.
  Мальчик просунул руку в карман и нащупал заветный билет. В голове возник голос Клоуна:
 - “Это в самом деле необыкновенный билет…”
  Мысленно пред взором Мальчика возникло доброе улыбающееся  накрашенное, но немного странное лицо Клоуна.
  Вот и касса. Мальчика почему-то не удивило, что около окошечка никто не стоит. Наверное, все билеты купили.  До окошечка было довольно высоковато, но Мальчик приподнялся на цыпочках и просунул в окошечко  свою правую ладонь вместе с билетом.
 - Скажите, пожалуйста, куда я смогу поехать по такому билету?
  Из окошечка ему ответили женским голосом:
 - НИКУДА.
  Мальчик сильно удивился:
 - Как это никуда?
 - Так написано на твоём билете.
  Мальчик высунул свою руку из окошечка и посмотрел на билет. Женский голос продолжил:
 - А ты откуда, мальчик, где твои родители? Ты потерялся?
  Мальчик не стал отвечать. Он выбежал на перрон и в задумчивости остановился там. Вокруг него сновало много людей, за ними виднелись какие-то вагоны. Мальчик совсем отчаялся. Он не знал, что ему делать и куда ему идти.
 - Может, я смогу тебе чем-то помочь? – внезапно раздался над самым ухом Мальчика удивительно знакомый голос.
  Мальчик испуганно повернулся. Это говорил Клоун. Тот самый. С таким же лицом, на котором была нарисована краской та же самая странная и добрая улыбка. Но одет Клоун уже был в форму таможенника. У мальчика возникла немного страшная мысль. Почему никто из людей на этом многолюдной перроне не обращает внимание на Клоуна? Ведь это так неестественно и необычно – КЛОУН В ФОРМЕ ТАМОЖЕННИКА. Может, потому что Мальчику только кажется, что он ВИДИТ КЛОУНА?
 - Я... Я... – хотел сказать Мальчик, но не смог. Вместо слов он протянул Клоуну билет. Клоун внимательно посмотрел на билет, словно видел его в первый раз. Потом вернул Мальчику билет со словами:
 - Всё верно. НИКУДА.
  Он указал пальцем и пояснил:
 - Твой поезд в самом конце, на последней платформе. Тебя проводить?
  Мальчик отрицательно помотал головой.
 - Тогда поспеши. Скоро он умчится, - предупредил Клоун.
  И Мальчик поспешил. Он шёл в указанное направление и не оглядывался назад, прекрасно зная, что Клоуна за его спиной уже нет.
  Клоун не соврал. И платформа, и поезд были в самом конце перрона. Только вот платформа была почему-то пустая и совсем небольшая, а поезд состоял всего лишь из трёх вагонов.
  Из второго вагона высунулся... Мальчик вздрогнул... опять Клоун и поманил Мальчика рукой к себе. Рука была в ослепительно белой перчатке.
 - Скорее! Мы уже отправляемся.
  Мальчик заторопился. Клоун помог ему взобраться в вагон и только после этого, уже не так сильно удивляясь, Мальчик увидел, что Клоун одет в форму проводника.
 - Ну что, в НИКУДА? – задал Клоун вопрос.
  Мальчик молча кивнул и протянул ему билет. Клоун пробил билет на компостере.
  Поезд тронулся.


  Поезд остановился и безжизненно замер. Встал на месте.
 - “Я уже приехал?” – спросил сам себя Мальчик.
 Кроме него больше никого в вагоне не было. Даже того странного Клоуна-проводника. Но это уже Мальчика не удивляло. Он подумал, что так должно быть. Ведь в мире и так происходит столько всего непонятного.
  Прошло минут десять, и Мальчик решил выйти из вагона. Не мог же он в самом деле сидеть в этом поезде всю вечность. Да и зачем? К тому же, ему показалось, что он просто ДОЛЖЕН выйти из поезда.
  И Мальчик вышел. Но не решительно, а не спеша. Осторожно. Смотря по сторонам.
  Полустанок, на котором очутился Мальчик, был какой-то дряхлый и простоват. Небольшой по своим размерам, с перекосившимся шиферным навесом. Всего одна скамейка была здесь. И такая же, как полустанок этот. Тронь пальцем – развалится. Но на этой скамейке сидел старик в старом потёртом пальто. Лицо его состояло из одних морщин. Глядя на старика, можно было подумать, что он мрачный, злой и нелюдимый. Но Мальчик почувствовал, что это совсем не так. Просто этот старик очень стар. И молчалив. Поэтому и создавалось такое неправильное впечетление о нём. Ещё виной тому и эти глубокие старческие морщины, которые подобно бороздам прорезали лицо старика.
  Старик сидел на скамейке неподвижно, засунув руки в карманы пальто. Его глаза уставились на Мальчика в упор.
 - Куда я приехал? – спросил его Мальчик.
 - Можно сказать, что НИКУДА, - ответил старик.
  Мальчик увидел тропинку и сошёл с полустанка.
 - Когда увидешь самого себя, скажи самому себе, чтобы он не забыл вернуться, - донёсся до Мальчика голос старика.
  Мальчик обернулся. Но старик по прежнему сидел к нему спиной. Мальчик пожал плечами, вступил на тропинку и двинулся по ней.
  Он шёл средь полей и лугов, не сворачивая с тропинки. Иногда попадались одинокие деревья и кустарники. Небо над головой было такое чистое и ясное – ни одного облачка. Мальчик чувствовал, что звучит вокруг неведомая и незнакомая ему беззвучная мелодия.
  Потом настала беззвучная тишина. В один миг. Сразу.
  Мальчик очутился на городской улице. У него глаза полезли на лоб, а рот открылся от изумления. Такого он ещё не видел.
  Улица была пустынной и безлюдной? Нет. На ней были люди. Но они не двигались, не ходили, не разговаривали, не жили. Люди на улице были застывшими и неподвижными. Причём, в разных положениях и позах, выражениях и состояниях. И не только люди были такими. Застывшими и неподвижными были птицы, животные, насекомые. Ещё Мальчик увидел неподвижный табачный дым, выходивший из рта неподвижного мужчины, неподвижный дым из выхлопных труб неподвижных автомобилей, неподвижные солнечные блики на витринах магазинов и на стёклах окон домов, неподвижную застывшую в воздухе пыль. Короче говоря, здесь ничего не двигалось.
  А вот и старый знакомый Мальчики. Клоун. Но одетый уже в солидный деловой кастюм. Бриллиантовая запонка на его галстуке очень ярко сверкала. Сам Клоун сидел в кафе под открытым небом, за уютным стольчиком и не спеша, всё так же улыбаясь, попивал кофе. Помимо Клоуна в этом кафе тоже были посетители, но они представляли собой жалкое застышее неподвижное состояние, посему на их фоне Клоун очень выделялся и был заметен.
 - Двигай сюда, - позвал Клоун Мальчика, а потом сделал рукой в белой перчатке приглашающий жест. Мальчик направился к его столику. Там уже был приготовлен для него стул, на который мальчик и уселся.
 - Странное место, - заметил вслух Мальчик.
  Клоун, не глядя на Мальчика, ответил:
 - Ничего странного здесь нет. Всё, как обычно.
 - Я ещё не видел ТАКИХ людей. Никогда.
 - Каких таких?
 - Которые не двигаются. Что это за место?
 - ГОРОД ВОСКОВЫХ ФИГУР.
 - Никогда не слышал о таком.
 - Здесь живут люди-манекены. Здесь ничего не двигается.
 - Но почему? – поинтересовался Мальчик.
 - Почему? Иногда так случается. Люди сами виноваты в этом. Когда люди становятся безразличными, бездушными, равнодушными и жестокосердными – они сразу перестают двигаться. Они превращаются в манекены.
  Мальчик не нашёл, что сказать в ответ.
  Клоун повернул к нему своё улыбающееся раскрашенное лицо.
 - Если ты не против, я тебе могу показать людей-марионеток, - сказал он.
 - Я не против, - ответил Мальчик.
  И они встали со стульев и вышли из кафе.


  Они остановились около большого здания, построенного в стиле барокко. Над входом висела громадная вывеска обшарпанного вида с кривыми буквами. Надпись гласила: «ТЕАТР МАРИОНЕТОК».
 - Нам туда? – спросил Мальчик.
 - Разумеется, - кивнул клоун. – И только туда.
  И Клоун хихикнул. Но Мальчика это не развеселило. Мальчик невольно вздрогнул от этого хихиканья.
  Они поднялись по мраморным ступенькам и вошли в здание. Мальчика вёл Клоун. Он шагал быстро и стремительно. Поэтому у Мальчика не хватало времени оглядываться вокруг и смотреть. Надо было успевать за Клоуном. Ещё Мальчик просто боялся потеряться здесь. Единственное, что запомнил Мальчик, так это изобилие больших колон, статуй и каких-то картин.
  Они вошли в зал. В громадный театральный зал. Никого здесь не было. Даже мух. Пустота и тишина пугала, настораживала и безмолвствовала. Мальчику немного стало не по себе. Но по Клоуну это совсем не было заметно. Даже наоборот. Он оживился. Потопал прямо в центр. Мальчик заспешил вслед за ним.
  Они сели рядом и Мальчик спросил:
 - Что будет дальше?
 - Дальше начнётся представление, - пояснил Клоун. И добавил. – Специально для тебя.
 - Для меня? – удивился Мальчик.
 - Я же обещал показать тебе людей-марионеток.
 - А-а… - вспомнил Мальчик. Ему уже расхотелось. Но он постеснялся это сказать. И всё же спросил опять:
 - А почему тут нет никого, кроме нас?
 - Зато там много КОГО есть, – указал Клоун пальцем в сторону сцены.
  На сцене занавес медленно поднялся вверх. Появились вместо актёров обычные люди. Они двигались и разговаривали, разыгрывая различные пьесы человеческой жизни. Вот проходит молодая супружеская пара. Папа катит коляску, мама держит папу за руку, в коляске их ребёночек. Папа и мама неслышно беседуют. А вот стоят трое пожилых людей. По виду – пенсионеры. Держат руки за спиной и о чём-то беседуют. Вероятно, о политике, о том, что цены всё поднимаются и поднимаются, а пенсию до сих пор выплачивают мизерную, и вообще раньше жилось куда лучше, чем сейчас. Мальчики и девочки шагают в школу. Несколько подростков курят сигареты. Детский смех, детские разговоры.
  Мальчик смотрел на этот спектакль и не мог понять пока, в чём тут суть. А представление между тем всё продолжалось.
  Обычная квартира. Вся семья собралась в зале перед телевизором. На экране фрагменты телевизионных шоу, телесериалов и новостей. Мужская половина семьи громко ругают террористов, правительство, болеют за любимые футбольные команды. Женская половина просит так не выражаться, и обсуждают очередную серию очередного бразильского сериала. Телевизор продолжает вещать. Он информирует, какой процент преступности в стране, процент наркомании, коррупции,  безработицы и остального всего прочего.
  Мальчик спросил Клоуна:
 - Я ничего не понимаю.
 - Посмотри на них внимательнее. Приглядись, - посоветовал тот.
  Мальчик так и сделал. И он увидел, что у всех, кто был на сцене, к рукам, ногам и к голове привязаны тонкие верёвочки. Они тянулись вверх и там терялись. Мальчик увидел, что верёвочки сверху дёргают и поэтому люди на сцене шевелятся, разговаривают и двигаются. Общим словом говоря – ЖИВУТ. Даже телевизор был на верёвочке.
 - А-а… - догадался Мальчик. – Эти марионетки – люди?
 - Нет, - покачал головой Клоун. – Эти люди – марионетки.
 - А в чём разница?
 - Разница большая. Эти люди не изображают марионеток. Они сами марионетки. В Городе ты видел, что люди – это неподвижные и застывшие ВОСКОВЫЕ ФИГУРЫ. А в этом театре показано, как верёвочками можно заставить жить эти ФИГУРЫ. Попросту говоря – ФИГУРЫ и МАРИОНЕТКИ – это одни и те же люди.
  Мальчик очень удивился.
 - И я тоже?
 - И ты тоже.
  Мальчик посмотрел себе за плечо, а потом сказал:
 - На мне нет верёвочек. И я двигаюсь. По-моему, ты ошибаешься.
  Клоун покачал головой.
 - Увы, я не ошибаюсь, - ответил он.- Тебе только кажется, что ты не подвешен за верёвочки и то, что ты двигаешься. Всем людям так кажется. Они себя обманывают.
  Мальчика немного передёрнуло. Ему стало казаться, что его знобит. Ответ Клоуна был ему слишком неприятен.
 - Но я не хочу быть МАРИОНЕТКОЙ и ВОСКОВОЙ ФИГУРОЙ! – чуть ли не воскликнул он.
 - А что ты хочешь? – осведомился Клоун. Голос его звучал вкрадчиво.
 - Я… я… Я хочу жить счастливо и радостно, - сказал Мальчик. – Чтобы меня все любили. Чтобы я всем был нужен.
 - Всегда?
 - Что?
 - Всегда хочешь, чтобы тебя любили, чтобы ты жил счастливо и радостно?
 - Конечно, всегда.
 - Тебе это надоест, - авторитетно заявил Клоун.
  Мальчик удивился:
 - Почему надоест? Неправда! Не надоест!
  На сцене неожиданно события стали сменять друг друга с лихорадочной быстротой. Солдат разрывало на части на полях Второй Мировой, а потом и Первой Мировой. Одной за другой проносятся многочисленные революции. Колумб открывает Америку, Магеллан совершает кругосветное путешествие, а Гагарин первым из людей летит в космос… Мальчик смотрел и видел на всех привязанные верёвочки. Они дёргаются - люди двигаются. Голова Мальчика пошла кругом. Он на миг закрыл глаза.
  И всё стихло.
  Мальчик открыл глаза. Вокруг было безмолвное поле, зелёная трава, холм вдалеке, деревья. А Мальчик сидел на кресле, словно его и это кресло мгновенно перенесли из театра сюда, в это место.
  Мальчик услышал какой-то шорох и перевёл взор налево. Рядом сидел Клоун. И тоже на своём кресле.
 - А ты хотел бы и в самом деле жить в таком месте, где всегда будет тебе хорошо и радостно? – спросил Мальчика Клоун.
 - Ну конечно! – ответил Мальчик. – Кто же этого не хочет?!
 - Тогда – вперёд! – сказал Клоун и указал пальцем. – Поднимись на этот холм. Там увидишь Дверь в Страну Грёз.
  Мальчик подумал где-то с полминуты. Потом поглядел на улыбающееся и выжидающее лицо Клоуна и встал с кресла.
 Он направился к тому холму.
               


   Когда Мальчик начал подниматься вверх по холму, незаметно повечерело. Солнце пошло в закат и небо окрасилось в густой оранжевый цвет. Ветерок заиграл с травинками и цветочками.
  Мальчиком завладело непонятное ему странное ощущение. Словно он находится ГДЕ-ТО… Будто начинается магия. Мальчик почувствовал беззвучную музыку, медленную и никогда им не слышанную.
  А вот и Дверь. Без проёма и петель. Просто дверь. Мальчик подошёл к ней и остановился. Провёл ладонью по Двери. Деревянная. Как обычная дверь, каких миллиард в нашем мире.
  Мальчик взялся за ручку, потянул Дверь на себя, открыл и вошёл.
  Ток прошёл по телу Мальчика. Он едва не сошёл с ума. Он очутился в невероятно прекрасном месте. Это был ослепительный вечерний мир, где небо было заполнено пульсирующими и прыгающими звёздами. Играл оркестр, музыканты, одетые в белое, исполняли счастливую и радостную музыку.
  Мальчик повертел головой. Вдали распускали в тёмное звёздное небо гигантские невиданные ещё никем фейерверки и яркие огни. Мальчику бросилось в глаза обилие всевозможных красок, тонов, оттенков и узоров.
  Мальчик смотрел на присутствующих здесь людей. Мужчины были облачены во фраки и полумаскарадные костюмы. Женщины выглядели, как леди. На них были роскошные светские наряды. Мальчик увидел, что некоторые из них глядят на него и призывно улыбаются. Мальчик немного оробел. Ведь к нему все всегда относились с пренебрежением. А тут ТАКИЕ люди так радушно принимают его.
  Мальчик оглянулся. Дверь за его спиной закрылась.
  Мальчик сделал шаг. Потом другой. Незаметно для себя он оказался среди этих великолепных людей, каждый из которых встречал его улыбкой. Мальчик ощутил приятный запах духов и помады. Никто не замечал, во что был одет Мальчик и сколько ему лет. Мальчик глазам своим не верил. К нему уже давно так хорошо не относились.
  Красивая высокая дама в чёрном встала с кресла и протянула Мальчику свою руку. Мальчик приблизился к ней. Дама медленно и плавно положила свои ладони на плечи Мальчика. И они начали танцевать под музыку.
  Люди им зааплодировали.
  Время потекло совсем по-иному. Мальчик совсем не ощущал этого нового времени. Этот танец продолжался, может быть, целый век. А то и больше. Мальчик пребывал на самых высоких и волнующих вершинах блаженства. Он иногда, правда, вспоминал, что раньше даже мысленно не представлял себя в подобной ситуации. Он танцевал с очень красивой женщиной, был счастлив и желал только одного – чтобы это счастье длилось всю его жизнь. И время, казалось, пошло навстречу этому его желанию. Время начало превращаться в вечность. Пространство вокруг завертелось. Краски, цвета, звуки, чувства…
  Мальчика настойчиво дёрнули за плечо. Это на какое-то время вырвало Мальчика  из плена ощущений и приятных мгновений.
  Мальчик остановился и повернулся. Обомлел и едва не раскрыл рот от удивления. Перед ним стоял его двойник. Точная копия.
 - Когда увидишь самого себя, скажи самому себе, чтобы он не забыл вернуться, - произнёс двойник непонятные слова. Непонятные… Но Мальчик вспомнил, что уже когда-то где-то слышал их. ОТ КОГО? Для чего?…
  Меж тем двойник отвернулся от Мальчика и направился к Двери. Он открыл её, вышел и закрыл.
  Мальчик помотал головой. Двойник… Это какое-то наваждение.
  Мальчик не мог оторвать взор от волшебной Двери. Она притягивала его. МАНИЛА. Звала к себе. И Мальчик сделал шаг к ней. Дверь на его глазах сама по себе медленно открылась. Какое-то сияние стало исходить из-за неё. Мальчик пошёл к ней.
  Приблизившись к Двери, Мальчик увидел за ней синее небо. Чудесное синее небо и облака алмазного цвета. Такая красота резала его глаза, и долго на всё это невозможно было смотреть. Мальчик не заметил, как на его спине появились белые крылья, но он не удивился этому. Вместо этого он шагнул в небо.
  Но не упал. И не стал падать. Он полетел. Широкими кругами. Вокруг алмазных облаков. Сквозь тонкий прозрачный воздух.
  Мальчик летал и смеялся от радости. Дух захватывало, и это было прекрасно.
  Мальчик нырял в облака и купался в них. Алмазные облака состояли не из капелек пара. Алмазные облака состояли из алмазного сияния. Из неземного безумного алмазного света.
  В голове Мальчика не было никаких мыслей и дум. Она сейчас была просторна и свободна. Звуки смеха резонировали с синевой, и это вызывало невидимую для глаз пульсацию неба.
  Мальчик попробовал небо на ощупь. На вкус. Вдохнул в себя его запах. Голова пошла кругом. Создавалось ощущение, что этот полёт продолжается уже много лет. И конца ему не видно…
  Но вот Мальчик в очередной раз вынырнул из облака и увидел под собой землю. Почему-то раньше она не существовала. Небо было бескрайнее и бесконечное. Откуда внизу появилась земля?
  Мальчик начал плавно спускаться. Приближаясь к земле, Мальчик увидел людей, которые махали ему руками и что-то кричали. Вероятно, они звали его к себе. Мальчик приземлился среди них, и крылья на его спине исчезли. Люди окружили его и начали приветствовать, хлопать по спине, взъерошивать волосы на голове, целовать, говорить ласковые слова. Это были его друзья, родственники, знакомые, близкие и просто незнакомые люди. Мальчик почувствовал, как они все любят его и радуются ему. От этого на его душе всё потеплело, и жизнь стала более осмысленной. Он понял, что нужен, что он необходим, что он любим и близок этим людям. Слёзы радости потекли из глаз Мальчика. Он улыбался и плакал. А люди вели его за собой к большому светлому дому, где они все там дружно жили.
  Подойдя к двери дома, Мальчику предоставили право первому открыть её. Мальчик сделал это и…
 …попал в тот самый вечерний парк, где был до всего этого. Ничего здесь не изменилось. Те же цвета и краски, огни и звуки. По-прежнему везде расхаживали сиятельные господа и красивые элегантные леди.
  “Почему я опять тут?” – подумал озадаченно Мальчик.
  Он поглядел по сторонам и увидел на широкой террасе Клоуна. Он сидел за маленьким столиком и попивал кофе. В точь-точь, как тогда, в ГОРОДЕ ВОСКОВЫХ ФИГУР. Только сейчас на Клоуне был иной наряд. Чёрный фрак, галстук и цилиндр на голове. Клоун помахал Мальчику рукой.
  Мальчик подошёл к столику.
 - Присаживайся, - пригласил Клоун.
  Мальчик присел на стул. Он почувствовал, что зябнет. В парке было немного холодновато. Как он это не заметил в первый раз? Наверное, слишком был занят своими впечатлениями.
 - Ну и как тебе всё это? – осведомился Клоун.
 - Хорошо, - слабо улыбнулся Мальчик.
 - Вот и отлично. Я рад, что угодил тебе.
 - Только непонятно кое-что.
 - Что именно? Скажи. Может, я помогу тебе это понять.
 - Когда я открыл Дверь в первый раз, то попал сюда. Потом я летал в небе. Затем спустился на землю, захотел войти в дом, но опять очутился в парке. Почему?
 - События повторяются. ЗДЕСЬ ВСЁ ПОВТОРЯЕТСЯ.
  Мальчик думал целую минуту прежде, чем до него дошёл смысл слов Клоуна.
 - Значит, если я снова открою Дверь, то опять увижу небо? – немного испугался Мальчик.
  Клоун кивнул головой.
 - Верно. СОБЫТИЯ ПОВТОРЯЮТСЯ.
 - Но зачем? Мне же это, в конце концов, надоест!
  Клоун лукаво улыбнулся:
 - А я о чём тебе говорил, а? Кто из нас теперь прав?
  В ушах Мальчика застучало. Он поглядел вокруг себя. Парк уже не казался ему таким роскошным и праздничным, а эти приветливые люди уже не выглядели великолепными джентльменами и леди. Мальчик поёжился.
 - И сколько всё это будет повторяться? – спросил Мальчик.
  Клоун сделал глоток кофе и ответил:
 - Всю твою жизнь.
 - Нет. Сейчас я открою Дверь и выйду отсюда.
 - Иди. Попробуй.
  Мальчик так и сделал. Но за Дверью он увидел небо и алмазные облака. Если в первый раз он был готов разорваться от такой красоты, то сейчас ему стало плохо. Не видя ничего перед собой, Мальчик вернулся к столику. Посмотрел на добродушную улыбку Клоуна и вознегодовал:
 - Выведи меня отсюда!
 - С какой стати? – парировал Клоун. – Если помнишь, я тебя сюда не заводил. Ты сам захотел сюда. Сам открыл Дверь. Тебя никто не заставлял.
 - Ты меня обманул!
  Клоун от души продолжительно рассмеялся. Затем пояснил довольно отчётливо:
 - Ты сам себя обманул. Поверил, что всегда можно жить хорошо и счастливо – без всяких забот.
  Мальчик промолчал. Его взгляд лихорадочно гулял по сторонам, отчаянно бросаясь то сюда то  туда. Метался в поисках любого выхода. Его устроил бы даже маленький ничтожный шанс. Даже нелепый и несуразный. И тут Мальчик увидел своего двойника. Он двигался в танце с какой-то высокой красивой дамой в чёрном.
  Мальчик вспомнил, что уже однажды видел здесь своего двойника. Только это было почему-то так давно…
  -“Почему он опять здесь?” – удивился Мальчик. – “Странно всё это…”
  Мальчик вспомнил, как в первый раз двойник подошёл к нему, что-то сказал, затем открыл дверь и вышел. Сейчас двойник танцует с дамой в чёрном. С той же самой дамой, с которой танцевал тогда Мальчик.
  “Что он мне говорил?” – напряг память Мальчик. – “Что-то, что уже мной услышанное…”.
  И память отозвалась…
                …Старик сидел на скамейке неподвижно, засунув руки в карманы пальто. Его глаза уставились на Мальчика в упор.
 - Куда я приехал? – спросил Мальчик.
 - Можно сказать, что НИКУДА, - ответил Старик.
  Мальчик увидел тропинку и сошёл с полустанка.
 - Когда увидишь самого себя, скажи самому себе, чтобы он не забыл вернуться, - донёсся до Мальчика голос…
            …Мальчик едва не воскликнул от радости. Вот оно что! И тогда двойник говорил то же самое. Хотя… Постой-ка! Какой это двойник? Это же сам мальчик. Только в будущем. А тот, танцующий с дамой в чёрном, Мальчик в прошлом… Они не одно и тоже. Вот в чём дело.
  Клоун сказал, что ЗДЕСЬ ВСЁ ПОВТОРЯЕТСЯ. Куда вышел тогда МАЛЬЧИК В БУДУЩЕМ, когда открыл Дверь?
  Да. Но сначала, чтобы стать МАЛЬЧИКОМ В БУДУЩЕМ, он должен передать МАЛЬЧИКУ В ПРОШЛОМ слова старика. Чтобы тот в свою очередь, когда станет МАЛЬЧИКОМ В БУДУЩЕМ, передал слова старика МАЛЬЧИКУ В ПРОШЛОМ. И так далее… Здесь всё повторяется. И должно ПОВТОРЯТЬСЯ. Иначе отсюда не выйти.
  Клоун проследил своим взглядом, куда смотрел Мальчик. И тоже увидел двойника.
 - О! – обрадовался Клоун. – Вас уже двое. Подружитесь со временем.
 - Почему "со временем"? – сказал Мальчик. – Я сделаю это прямо сейчас.
  Неожиданное приподнятое настроение Мальчика Клоуна насторожило. А Мальчик встал и напоследок спросил:
 - Кстати, старику что-нибудь от тебя передать?
  Клоун перестал улыбаться. Его руки в белых перчатках сжали фарфоровую чашку и превратили её в горсть крошек.
  Но Мальчик уже направился к танцующим, не обращая внимание на то, как его приветствуют и радуются ему. Он схватил своего двойника за плечо и дёрнул к себе. Двойник застыл, и медленно повернулся к Мальчику. Его глаза округлились от удивления. “Вот так же я и выглядел в тот раз,” – вспомнил Мальчик. Раздельно и чётко он произнёс:
 - Когда увидишь самого себя, скажи самому себе, чтобы он не забыл вернуться.
  После чего Мальчик решительно зашагал к Двери. Собрался с духом, взялся за ручку и потянул Дверь на себя.


   Когда Мальчик вышел, Дверь мгновенно растаяла, как дым. Мальчик ощутил, что всё произошедшее с ним так нереально. Как будто перед глазами играли миражи. Почему же в таком случае это было так осязаемо и понятно? Мальчик двинулся вниз по холму. Он почувствовал, куда ему идти…
  Полустанок всё так же был на месте. А на скамейке сидел по-прежнему тот самый старик в пальто. Почему-то Мальчику показалось, что прошло совсем немного времени. Где-то часа два или около того. Может, Мальчик вернулся назад в прошлое? Что ж, такое здесь возможно. Мальчик этому не удивился бы.
  Мальчик подошёл к скамейке.
 - Спасибо, - сказал он старику.
  Старик молча посмотрел на него.
  Мальчик объяснил:
 - Вы меня очень выручили. А то бы я точно пропал.
 Казалось, что старик не очень-то нуждался в этих объяснениях и благодарности. Он повернул свои глаза к поезду. К тому самому поезду, на котором Мальчик прибыл сюда. Маленькие три вагончика и никаких пассажиров.
 - Куда же он дальше поедет? – поинтересовался Мальчик.
 - НИКУДА, - ответил старик.
  Просвистел гудок. Старик встал со скамейки и направился к поезду. Залез во второй вагон. Мальчик поспешил за ним и тоже вошёл в этот вагон. Он сел рядом со стариком. Старик на него не смотрел. Он смотрел в окно. И Мальчик тоже стал глядеть туда.
  Ещё раз просвистел гудок. Поезд тронулся и поехал.
  В окне виделись разные события и разные люди. Но среди них Мальчик видел старика. Это было странно – сидеть рядом с ним и видеть одновременно его в окне. Вдобавок, видеть вместе с ним же.
  Поезд притормозил во дворе большого деревянного дома. В саду был поставлен широкий длинный стол, за которым сидело много человек. Во главе старик. Были здесь мужчины, юноши, мальчики. Женщины, девушки, девочки. Человек одиннадцать, не меньше. Мальчик заметил, что они все немного похожи друг на друга. Словно родственники. Стоп!… Да они и есть родственники. Мальчик понял, что они все дети и внуки старика. Это его большая семья. Обедают за одним столом, смеются и разговаривают. У старика за столом был счастливый вид. Он радовался, что смог всех своих здесь собрать в этот день за один стол. Было очевидно, что большого, чем это, старик не хотел.
  Поезд постоял минуты две и дёрнулся снова в путь.
  Интересный поезд, катает по ПРОШЛОМУ. Старик его пассажир. А Мальчик – случайный попутчик?
 Поезд остановился. Кладбище. Атмосфера мрачности и уныния. Похоронная процессия. Люди в чёрном медленно плетутся за гробом, который несут четверо мужчин, каждый подставив под него плечо. Впереди похоронной процессии шествует старик. Только сейчас он выглядит немного моложе. Меньше седин на голове, меньше морщин на лице. Но он горбится и его голова опущена. По нему видно, что он испытывает страшное горе. Мальчик предположил, что старик хоронит сейчас очень близкого человека. Может быть, мать. Может быть, отца. Или жену. Или друга. Поезд качнулся и продолжил путь.
  Третья остановка. Осеннее тёмное утро. Небо в тучах. Тюремные ворота открыты. На свободу выходит старик. Ему лет сорок. Он чуть выше себя и шире в плечах. Охранник на посту махает ему рукой. Старик отвечает улыбкой. И опять поезд едет.
  Новая картина в окне вагона. Широкая улица. До отказа набита людьми. Похоже, наверное, на демонстрацию. Они идут по улице и кричат. Люди возмущены и решительны. В первых рядах старик. Выглядит совсем молодо. Глядя на его лицо, можно смело дать ему лет тридцать пять. Он очень активен. Демонстранты несут транспаранты, где написано «НЕТ ВОЙНЕ!» и «МЫ НЕ ХОТИМ УБИВАТЬ». Поезд трогается, и эта картина остаётся позади.
  Новая остановка. Вечерний пейзаж. Тишина и спокойствие. Солнце уже почти готово опуститься. Оранжевый закат красит небо. Бульвар. Старик идёт рядом с молодой женщиной. Она ниже его, едва достаёт своей головой до его подбородка. Старик выглядит ещё моложе. Видимо, эта женщина - его жена, а эти дети, которых они ведут за собой - это их дети.
  Старик около Мальчика прикоснулся к стеклу окна своей морщинистой ладонью. Он чуть ли не погладил стекло. Это время в его жизни особенно было дорого ему.
  Пятая остановка. Пятая картина. Окопы. Стрельба. Крики. Пороховой туман. Раненные. Убитые. Кровь… Молодой двадцатилетний парень в военной форме и каске судорожно сжимает автомат. Его глаза бегают. В его глазах страх. Этот парень и есть старик, только недавно ставший молодым, переставший быть юным. Но эта война сократит его молодость. Он начнёт быстро стареть.
  Поезд стоит минуты три, потом двигается.
  Ещё одна пауза. Улочки провинциального городка. Деревья по обеим сторонам тротуара. На велосипеде катит подросток лет пятнадцати. На его лице веснушки. Глаза смеются. Рот до ушей. Ветер поднимает его волосы вверх.
  И вот последняя “станция”. Конечная. Зелёный луг. Маленький мальчик лет шести рвёт травинки и цветочки. На его головке восседает панамка. Сначала мальчишка сидит на траве и пытается что-то плести. Потом какой-то женский голос ласково зовёт его. Мальчишка подскакивает и бежит.
 - Ма-а-ма!! – кричит он.
  Он исчезает из виду.
  Вагон не двигается. Прочно замер на месте. Никуда больше не едет.
  Старик встал на ноги и пошёл к выходу. Мальчик остался смотреть в окно. Он увидел, как старик вышел из вагона и пошёл не спеша по полю, двигаясь точно по такому же маршруту, по какому он в детстве бежал тогда на голос своей матери.

               

  Потекли долгие минуты. Они словно капали, как капли из-под крана…
 - “Поезд больше НИКУДА не поедет?” – спросил сам себя Мальчик.
  Он уже хотел ответить самому себе на этот вопрос, как… Глядя в окно, он увидел в поле мужчину и женщину. Сердце у Мальчика ёкнуло. Они чем-то походили на тех, кого он когда-то знал, когда-то потерял.
  Комок подкатился к горлу и застрял там. Мальчик встал со скамейки.
  Мужчина и женщина замерли. Они смотрели прямо на Мальчика. Они улыбались.
  Мальчик стремительно выскочил из вагона. Его сердце застучало.
  Женщина полуприсела и протянула к Мальчику свои руки. Мужчина помахал Мальчику своей рукой.
  И Мальчик закричал:
 - Мама! Папа!
  Он помчался прямо в их объятия, смеясь и плача от радости.


  2003 г.






               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.