Уроки словесности
У Светланы Георгиевны не до расcлабухи . На доске вопросы по теме. Двое отвечают. Третий комментирует и оценивает. Около десяти карточек с заданиями раздаются для обдумывания и ответа, остальных в любую минуту могут вызвать для помощи или исправления. План урока тщательно продуман и подготовлен. Весь класс в тонусе. Может только двоечника Витьку Сизоненко не прошибить. Он на своей волне. Учительнице, даже такой сильной, не удалось. В сочинении” Как я провел лето” он написал:
„ Все лето я гулял с друзьями. Никуда не ездил. Мне было хорошо и весело. Вот и все.”
Учительница прочла классу Витькино повествование .
--Сизоненко молодец. Ни одной грамматической ошибки. Коротко и ясно.
Ее глаза мечут искры и этим все сказано Понимают все, кроме Витьки.
Наверное, чтоб полнее высказать свою оценку Витькиных трудов, она с уничтожающей интонацией декламирует:
Где ты ходишь, где ты бродишь,
Сербияночка моя?
Порошки в кармане носишь,
Отравить хотишь меня.
Все” Р” произносит картавым” Г”. Для нас ее реакция неожиданна - то ли смеяться, то ли пугаться.
- Как вам понравился этот стих?
Мы недружным хором высказываем свои мнения.
- Смешно. Глупо. Разве это стих? Ерунда какая-то. Надо говорить хочешь, а не хотишь.
Она
- И у меня было такое впечатление, прочитав сочинение Сизоненко. А сейчас послушайте другое сочинение. Его написала Таня Копелева.
Мы с интересом слушаем, как Таня описала путешествие по Военно-Грузинской дороге. Удивляемся, кажется не тринадцатилетняя школьница, а настоящая писательница написала.
- Вам нравится этот рассказ?
- Да, да, очень интересно. Будто мы сами путешествуем по этим серпантинам.
Только один Эдька Сацункевич гнусаво бубнит:
- У Копелевой мама журналист. Она ее по экскурсиям возит, да и писать помогала А что Витька – он, кроме своего огорода, ничего не видел.
В глубине души многие из нас так думали. Копелева из элитного ” А”. Светлана Георгиевна в этом классе классный руководитель .Таня – лучшая ученица по всем предметам. Куда уж нам ровняться!
Троечницу Алку больше интересует внешность круглой отличницы. На переменке, между нами девочками, она ехидно замечает:
- Эта Копелева на хрюшечку похожа. Вы видели, как у нее носик дергается – смехота! И глазки у нее маленькие, свинячьи.
Алка старательно пытается снять возникшее чувство зависти к успехам представительницы элитного класса. Старательна она во всем . Сидя напротив учительского стола, изображает полное погружение в процесс. Преданно смотрит учительнице в глаза, проговаривает вполголоса окончания слов и фраз. Иногда не успевает осознать, что слетает у нее с языка. Помню, как в поддержку объяснению правила об обособлении деепричастных оборотов, повторяла за учительницей окончание ОБОСО…….. У Светланы Георгиевны удивленно взлетели брови Она продолжает объяснять , а Алка преданно помогает………
Учительница не выдержала:
- Луговская, хватит, спасибо за поддержку, но я и сама справлюсь.
Только после урока до Алки дошло, чем вызвано это недовольство . Нецензурное словечко отчим, в припадках глупой ревности, адресовал Алкиной матери.
Подросткам так важно иметь хороший пример для подражания. Все девчонки в нашем классе пытались быть похожей на Светлану Георгиевну. Нам хотелось увеличить время общения с ней . Когда был организован литературный кружок , мы просто ринулись в него. Возможно, школьная программа казалась нам скучноватой , может многого мы просто не понимали. Кто ж считался с нашими возможностями и интересами? В темах внеклассных занятиях не было ограничений и она стремилась познакомить нас с тем, что дорого было ей самой. Например с творчеством Константина Паустовского и Александра Грина. По их рассказам мы учились чувствовать выразительность и красоту родного языка .В учительнице была такая заразительная увлеченность, которую невозможно сыграть , она всегда находила отклик и оставляла след в наших мыслях и душах.
Ходили слухи, что Светлана закончила аспирантуру и написала научную работу. Могла бы преподавать в ВУЗе. Но то, что в шестилетнем возрасте она с родителями оказалась в оккупированном фашистами городе, надолго запятнало биографию. А может это были только слухи. Кто знает? На профессиональном уровне продвигаться ей не давали. А нам повезло с замечательной учительницей, на всю жизнь заложившей основы интереса, понимания, грамотности и любви к родному языку.
Свидетельство о публикации №219081100049
Я про нашу Софью Тихоновну не раз уже писала.
Низкий ей поклон. Она всегда говорила нам: "Я учу вас не языку, я учу вас думать и чувствовать..." Так оно и было. По школьной программе она не забивала нам головы всякой всячиной, а выбирала только самое интересное и полезное для души.
Прекрасный добрый человек!
Спасибо ей за мою любовь к литературе!
Русский, как таковой, шёл сложно. Я никогда не отличалась особой грамотностью и чувством языка, но как сказал один мой знакомый: "Ошибки исправить могут многие, а хорошо написать - нет." :))) Этим и утешаюсь, вроде бы читают люди увлечённо, многие благодарят.
Хотя судить не мне.
Всё равно - любовь идёт из детства! :)
Спасибо, Ирина!
Натали Бизанс 30.06.2020 17:00 Заявить о нарушении
говорил, что учитель - главная фигура на селе, а не механизатор, как считают многие. А мама, смеясь, добавляла:
-Я ,когда училась в начальной школе, так была удивлена ,увидев свою учительницу, выходящую из туалета.
Для того поколения, простых искренних ,учитель казался небожителем.
Вас я читаю с волнением. Чувствую себя где- то рядом с Вашими героями, страдаю и радуюсь вместе с ними. Выразительны образы. Представляю - Эрик - это Ваш любимый мужчина А Наташа ,конечно, Вы.
Ирина Граузите 30.06.2020 18:13 Заявить о нарушении