Пламь. Плазма души
Найденные смыслы надо как-то назвать, иначе их трудно запомнить и невозможно передать другому лицу. Имя - это адрес идеи в памяти. Без имени от пережитой встречи со смыслом останется лишь светлое пятно.
Обойдёмся минимальным количеством интуитивно понятных слов. Их четыре.
Онтос – чистое бытие, исходная живая сущность;
Биос – природа, космос, мир тварей и тел;
Пламь - живая плазма, частица Онтоса, небесный зачаток души.
Ялом - нижний мир, свалка, страна злых теней, карикатура на мироздание;
...
Пламь воплощается в теле и со временем становится индивидуальной душой. Пламь - «капелька» Онтоса, отпускаемая в путешествие в мир тел, в Биос.
Для чего сюда рождаться всяким тварям и людям? Для того, чтобы Онтос воплощался, чтобы размножался и заполнял небытие. Такова экспансия жизни. Размножаясь, Онтос во всех своих чадах и через них приобретает разнообразие и богатство.
Онтос потенциально всемогущ. Главные его качества: свобода, сознание, воля, творчество. Он переполнен потенциями, он хочет свои таланты раскрыть и применить вне себя. Где это «вне себя»? Там, где ещё ничего нет или уже что-то есть, но недостаточно. Это «ничего нет» не только «место», которое заполняется тварями, но и первичный материал для творения.
Процесс внешней самореализации Онтоса есть творение реальности - Биоса. Онтос творит наш мир из небытия.
Пример: композитор подбирает музыкальное выражение для своих переживаний. Он выдаёт свои переживания во внешний мир, но при этом не теряет их, а приобретает. Он учится воплощать внутреннее во внешнем, и при этом обогащает и заполняет внешний мир своим внутренним содержанием - тот мир, который изначально был пуст. Создавая произведение для внешнего мира композитор уточняет и совершенствует свои переживания, поэтому обогащается и мир, и композитор.
Онтосу необходим Биос (космос) для дальнейшего творчества. Космос это мысли Бога вслух, это поэзия Онтоса.
Таков один из главных ответов на вопрос: зачем Онтосу мараться и трудиться, замешивая тесто Биоса на смерти, смешивая жизнь и смерть в своём творении?
Онтос это духовное «небо» на языке всех религий; «горний свет» молитвенников и поэтов. Это Платоновский мир эйдосов, идей, смыслов. Интуиция человечества во все времена обнаруживала его, онтологическое небо. Всё начинается в Онтосе, и человек тоже, ибо оттуда явился. Хоть сто лет живи, будешь душой непрестанно связан с Онтосом, подобно тому, как едущий по улицам троллейбус, связан с электричеством.
Изначально человек и всякая тварь – это «капелька» Онтоса, это Пламь, которая отправилась в путешествие по Биосу, по нашему тварному миру. Биос - мир воплощений, мир вещей и тел. Этот мир отчасти жив и отчасти мёртв. Он живой в меру присутствия и участия в нём Онтоса. Он мёртвый - в силу того, что выполнен из мёртвого материала, из Ничто. И всякое отдельное существо - это оживлённый Онтосом косный материал, это Пламь, породнённая с телесным пластилином, соединённая с веществом, в результате чего образовался живой организм.
«Косный» значит медленный, вязкий; для Онтоса даже свет малоподвижен.
Первоначальный материал творения абсолютно мёртв, абсолютно инертен, и, разумеется, входя в материю, Ничто привносит в материю свои качества: инерционное упрямство, инертную массу, гибельную подвластность времени. Земная жизнь - это Пламь в плену. Только этот плен - целевой.
...
Ради чего атлет ходит в тренажёрный зал? Ради нагрузки. Для чего отшельник надевает власяницу и опутывает себя цепями-веригами? Для преодоления соблазнов и пустых помыслов; для преодоления слабости, для воспитания силы. Отшельник выращивает духовную силу через тело. Земное тело - тренажёр души.
Странное, страшное, волшебное действие постоянно происходит на земле, в Биосе: летучая пламь-душа тут и там влипает в телесный пластилин. И сразу же на человека накладывается задача самостоятельного развития, которая делает новичка планеты не просто жильцом, но личностью. Это событие космической значимости, однако, мы к нему привыкли и в силу привычки оцениваем всего лишь биологически: зачат, родился.
Но что получает сам Онтос, снова и снова отпуская Пламь в телесный мир? Что Ему наши воплощения, наши жизни?
Повторим: через нас Онтос приобретает разнообразие и воплощает свои потенции.
Пламь - это Онтос в миниатюре, плазменное зерно жизни и сознания, точка присутствия Онтоса в земном организме. Пламь изначально не имеет индивидуальных черт. Индивидуальные черты она приобретает в теле и через него, то есть когда становится земной душой.
Сам акт воплощения, соединения Плами с телесностью, непонятен новоявленной душе. Здесь нечто небывалое произошло. До воплощения ведь и времени не было, и ничего не было – и вдруг появились ощущения, образы, окружающий мир - таинственный рассвет незнакомых предметов и лиц.
В начале земной жизни Пламь осваивает организм и тело, смиренно всему изумляясь (помню своё младенчество).
Помимо той школы развития, которую душа проходит в атлетических веригах тела, она проходит куда более сложные и опасные уроки в социуме. Здесь индивидуальные черты нашего характера ещё более уточняются и отклоняются от сияющей, бессмертной и безвременной «точки», которую мы назвали «Пламь».
...
По ходу истории значение социума растёт, значение личности падает. Многолюдство, толпизм, сложная структурность и функциональность... социум не нуждается в личностях. Социум - это динамическая структура, которую можно заполнить роботами, без ущерба. Посредством денег, исполняющих роль экономических гормонов, социум опутывает человека азартами и обязательствами. Он противостоит личности и её задачам: самоформированию, приобщению к миру смыслов, обретению суверенного сознания, наполнению горним светом. Социум захватывает человека и застит небо.
Гормоны и деньги совместно морочат нас до смертного одра. Какое тут саморазвитие, какое миропонимание! Так для чего мы воплощались? Где светлый путь развития личности? С чего мы так заблудились? Почему воплощение для многих обернулось бедой, а не благом?
Вопрос о воплощении разделяется на два вопроса: зачем и почему. Зачем – это светлый, разумный вопрос. Мы с него начали и ответили так: для человека воплощение это выход к самостоятельному развитию, а для Онтоса - это богатство и разнообразие.
«Зачем» подразумевает целесообразность, телеологичность. Однако для нас очевидно, что не всё в мире послушно законам и целям. Миллиарды лет назад в космос внедрился некий сбой, его имя Случай.
Сбой происходит вследствие того, что первичный материал космоса (Ничто) обладает бесконечным сопротивлением, упрямством саботажа. Отсюда все материалы следующих уровней - поля, частицы, химические элементы, вещества, органические соединения, микроорганизмы, организмы - содержат в себе эту ничтожную основу, которая не желает слушаться законов согласования и развития.
Вторая причина сбоя – частный произвол живых тварей. Свободная воля существует, как бы ни хотели её отменить биохимики. Падающему кирпичу незачем иметь сознание, то есть незачем иметь представление о своём падении, ибо он лишён возможности изменить свою траекторию. А сознание как раз и предполагает выбор траектории - вообще, выбор. Если нет выбора, сознание ни к чему. Но выбор у человека есть.
Сознание и свобода - две стороны одной сущности: жизни. Сознание – важнейшая категория бытия, ключевая категория, главное богатство и основа жизни. Однако сознание и свобода могут совершать мгновенный произвол по мимолётному импульсу, связанному с игрой воображения. Это вторая причина случайности - ошибка поспешного решения.
Третья причина - свобода творчества самого Биоса. Каждый миг времени имеет своё внутреннее, свёрнутое время, где происходит выбор микрособытий, поэтому в целом мировое время кипит. Мир кипит, играя возможностями, частичными возможностями, виртуальными возможностями, время - спонтанное творчество бытия; вот почему мир нельзя просчитать, в принципе нельзя, к разочарованию тех, кто очень верит в рассудок и причинно-следственные связи. Спонтанность выбора в каждой точке времени порождает случайные события и микрособытия.
Вследствие трёх названных причин в мире основательно действует случайность - ненавистная науке категория псевдопричинности. Но, быть может, именно оттого, что эта категория не в ладах с умом, она особенно важна. Именно случайность придаёт нашей реальности окончательный вес: драматизм и трагизм. Мир – не шахматы.
Почти об этом же говорит теория хаоса, которая в начале 20 века подорвала классический детерминизм, веру в мировую механику. Цитирую из книги Кристофера Поттера ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ: "Теория хаоса утверждает, что в природе есть системы такой тонкой настройки, что мельчайшее различие между двумя состояниями… может приводить к кардинально различным результатам. Согласно теории хаоса, многие природные системы описываются нестабильными математическими уравнениями… не приняв во внимание возмущение воздуха от крыла бабочки, мы рискуем не предсказать надвигающийся ураган". (изд-во «Астрель» 2011 г., стр. 207).
Конечно, здесь Поттер описал не случайность, а всего лишь «тонкую настройку», однако в мире тонких настроек и рождается настоящая случайность: в мире малых действий и крошечных выборов живёт алогическая спонтанность, которая порождает неподвластные расчёту события.
Случайность добавляет непредсказуемости в наш мир. Коварная случайность с какой-нибудь неожиданной стороны противоречит нашим планам, торжеству рассудка, любой самоуверенности. Случайность придаёт Биосу особый вкус: мятно-горько-непонятный. Случайность, она как землетрясение ума.
Она делает торжество жизни над смертью шатким и требующим всё новых и новых доказательств. Мир, в котором действует случайность, не может быть игрушкой ни в чьих руках, даже в руках Бога. Она делает всё безумно серьёзным или порой - безумным.
И в нашу душу случайность проникает, делая размышление рискованным и тревожным. И наше тело отражается в нашем сознании уже не как в ясном озере, а как в озере, в котором плавают змеи.
Ещё горше: в деле воплощения мы встречаем не высокую озадаченность, а низкую принудительность. Меня родили случайно. Задним числом я подбираю высокое оправдание своему рождению, но слова сплести легко, а душу настроить на то, чтобы наполнялась умным светом – это славный труд, радостный, небесный (душа летает, когда состоит из неба) – однако труд, а не дар.
Так наше воплощение двойственно по смыслу: оно и «для» (света и смысла), оно и «потому что» (люди совокупляются, в чём активно участвует случайность).
Всё низкое обладает властью и хочет власти. Всё высокое «не участливо», оно не объявляет себя напоказ и не хочет власти, оберегая достоинство свободы. Человек может стать Онто-личностью (даже ещё на Земле), но только сам, добровольно. Однако если он этого хочет, против него идут в атаку слуги Ялома.
Зло – сила активная, властная; сила кнута и пряника; сила внушения и устрашения. (Если давать определение: зло - разрушитель целого; попытка подчинить живое мёртвому.)
К свету надо тянуться, а тьма сама является и пленяет. К Богу надо идти. Дьявол сам придёт.
Как мало душа пожившего человека напоминает изначальную пламь! Как мало исполнено пламенных интенций, духовных желаний и творческих задач! Как страшно похожа пожившая душа на гордого сифилитика или на мумию! Как по-волчьи воет совесть земного жителя в лунную ночь, воет в небеса, которые отступают всё дальше!
Редко возвращаются в Онтос наши души, редко они исполнены ангельского света (такие души и есть ангелы).
Чаще происходит вот что: бестелесные личности, старые духовные личинки, из которых не получилась бабочка, падают в Ялом. Падают по закону гравитации, силой притяжения между сходными сущностями. Всё сходное сходится воедино. Тьма притягивает тьму и населяется чертями (от слова «чёрный»), вернее душами бывших людей.
Ялом – это не ад. Ад – мифологема о месте наказания, картина вселенской тюрьмы и пытки. Идея ада содержит идею палача. Идея космического палача зовёт за собой идею злобного мироустройства. С чего бы? Незачем наш трагический мир дополнительно очернять.
Онтос - творец, Онтос - гений, а гений и злодейство – две вещи несовместные. Ялом создан самими жильцами, то есть нами, и это важный пункт.
Если человек создал в себе ад, куда ж ему деваться, кроме ада, ведь он творец самого себя. Это даже не справедливость, это нечто совсем простое: физика жизни. Если огородник перестал ухаживать за грядками, он получит заросли сорняков. Это не суд и не месть, а просто неизбежность. Можно ли говорить, что сорняки послужили плохому огороднику бесами и наказывают его? Нет. Сорняки выросли не «за что», а «почему» - потому что не пропалывали.
Основу нашего характера составляет мироотношение: здесь начинаются мысли и намерения. Человек поистине лепит и выращивает сам себя, но чаще неосознанно. Ему кажется, что вот такое у него складывается взаимодействие с другими людьми, такая вот эпоха на дворе и т.п. Он весь обращён вовне, поэтому он лепит себя бессознательно.
Как же удивится наивный социальный человек, когда встретит себя после смерти!
Внутренний мир там сделается внешним. Душа человека станет «внешней природой» и «объективной реальностью». Человек там выворачивается наизнанку, словно чулок, и окружает себя собственным адом. Таково начало загробной жизни для большинства людей. Там ещё раз умереть покажется благом, но деться от самого себя человеку на этом этапе посмертного опыта некуда. Его мысли оказались монстрами. Злые намерения в отношении других людей воплотились в демонов и взялись преследовать своего автора.
Да, мысли и мечтания – личное дело каждого. Но… слишком личное, до ужаса.
Интуиция древних греков угадала Ялом, только назвала Аидом (отсюда «ад»?) или миром теней. Аид - скучное, тоскливое, но относительно пристойное место. Ялом, вероятно, хуже.
Онтос категорически недоступен описанию. И все акты Онтоса неописуемы. Мы судим о нём по отсвету в душе, по следам красоты в мире; по космосу, который есть великий, интегральный след Онтоса в пустоте. Онтос - автор вселенной. Но для персонажей вселенской повести этот автор недоступен.
А вот Ялом, пожалуй, доступен описанию. Это вправду ад, но собранный вскладчину из субъективных доморощенных ужасов и мерзостей. Частные судьбы земных персонажей продолжаются после смерти и уходят за границу Биоса; чаще всего они ведут в Ялом, как в яму.
Онтос и Ялом – не плоские страницы, это глубокие многослойные иерархические области. Ближние к нам слои Онтоса населены ангелами – душами, которые наполнились умным светом.
Ближние слои Ялома суть не что иное, как «параллельные» миры - области демонов. Но плотности общения с нами ангелов и демонов сильно различаются. Ангелы не нуждаются в подпитке, у них всё есть. Демоны остро нуждаются, поскольку проживают в самом низу, ниже нас, и свет Онтоса не достигает их. Они подчас вылезают из мирового подвала к нам в земной мир под разными предлогами. Устаивают артистические и технологические постановки – с фантазией, лишь бы втянуть нас в контакт. Они толпой окружают гадающих, они готовы поселиться в старой мебели, чтобы хоть стуками вызывать наш страх и любопытство. Они летают по небу и облекаются в костюмы из фольги. Они обступают дом молитвенника, поскольку оттуда веет теплом и неземным светом. Они влезают в наши помыслы и подталкивают нас к пролитию крови, потому что наша кровь – самый лакомый для них аромат. Они распаляют в нас похоть и зависть, чтобы потешиться сериалом наших страстей.
Быть может, мы ужесточаем картину, и не все демоны так уж вампирически жадны. Мы ведь греемся под солнцем, не обзывая себя солнечными вампирами. Быть может, иные демоны скромно греются в лучах наших эмоций. Но уж точно не все. Демоны научились без мыла влезать в людей и ехать по жизни вместе с нами, пользуясь тем, что мы не различаем своих помыслов от внушённых. Так со временем социум демонизируется.
Если раньше народ говорил о «соборном спасении», то сегодня видится доступным только самостоятельное, индивидуальное восхождение к свету. Порой кажется, что люди уже оторвались от Онтоса и капитально осиротели.
Возможно ли освобождение тёмных душ из Ялома? Не знаю.
Возможно ли человеку вернуться в Онтос? Верю, что возможно, и при этом вижу, что для такого восхождения нет рецептов, и на склоне горы человека не ждёт учитель-гуру, а карабкается там собрат по труду и несчастью, которого тоже родили сюда не спросясь. И теперь, задним числом, нам вместе с ним надо преобразовать смысл своего рождения, чтобы от рабской причинности выйти к высокой целесообразности. Не «почему» родили, а «для чего». Для наполнения души умным светом, вот для чего.
Основы мира метафорически отражены в составе человека: Онтос - это сознание, Биос - тело, Ялом - склад проступков, загаженная память.
Понять, интуитивно увидеть эти основы мешает разнообразие Биоса и навязчивость социума. Надо учиться видеть сквозь.
Свидетельство о публикации №219081300243