Учитель

   Посреди селения, на небольшом холме, сидел Учитель. Его окружали ученики. Они были разного возраста и сословий. Одни просто слушали истины, провозглашаемые Учителем, другие с усердием их записывали. Были здесь бородатые мужи, которые приходили к Учителю, чтобы разрешить какой-то сложный для их понимания вопрос из книг или жизни. Были молодые, жадно ловившие каждое слово наставника. Были и совсем юные, почти дети. Их приводили  матери в стремлении образумить своих сорванцов. Эти редко слушали Учителя. Они общались между собою или играли поблизости.
   Как-то к этой группе подошел мальчик. Он был немного старше самых маленьких, но намного моложе самых старших. Он пришел сам, маленький темноволосый мальчуган, в старой поношенной одежде. Он сел дальше многих, но очень внимательно слушал наставления Учителя.
   Однажды, когда Учитель отдыхал после очередного диспута, малыш приблизился к гуру и сказал:
- Учитель, объясните мне смысл ваших последних слов. Я их не совсем понял.
- Я не стану учить тебя, - надменно ответил ему Учитель, - иди и ищи ответ сам.
   Мальчик развернулся и ушел.
- Зачем вы так, Учитель, - укоризненно сказал один из старших учеников, - надо было сказать ему что-нибудь,  и он бы успокоился.
   Лицо Учителя вдруг просветлело, и он улыбнулся. Он посмотрел вослед  уходящему ребенку и сказал:
- Этот мальчик, мой лучший ученик! Он взял от меня все, что я мог ему дать. И когда я сказал ему искать, он отправился в путь без сомнений и размышлений. А вы каждый день сидите возле меня и никуда не продвинулись. Многие ли из вас готовы по первому моему слову оставить все и отправиться в неведомый путь? Никто! Только он! И я очень рад тому, что был его первым Учителем!


Рецензии
Возник вопрос: что изменилось бы, ответь Учитель своему лучшему ученику без надмения, скажи он то, что после объяснил старшему: "Я передал тебе все, что мог. Дальше развивайся сам!"? Если лучший ученик послушен, он послушался бы наставления к самостоятельности в любом варианте.
Как я понимаю, учительство - это по сути своей настрой, дух. Надмение же - враждебное этому духу состояние глупцов. Если так, то описанный прием был сделан Учителем не в духе учительства, то есть, показал его несостоятельность как учителя на данном этапе. Но в таком случае Учитель был бы раздражен и не объяснил бы свое поведение с позиции человека, контролирующего ситуацию. Ведь надмение - это проявление человеком утраты самоконтроля.
Разве что Учитель решил разыграть надмение специально. Для чего? Чтобы ученик считал его несостоятельным и более к нему не возвращался? Но тогда получается, что последнее наставление Учителя исполнять, как раз, было не нужо из-за его несостоятельности. То есть должен был получился результат, обратный ожидаемому - ученик бы остался, решив, что учитель просто не в духе.))

В общем, резануло слово "надменно". Что-то вроде "строго" кажется уместнее, если аспект радикальности ответа Учителя здесь ключевой и необходим.

С уважением,

Давний Собеседник   24.10.2024 10:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.