О японской живописи периода Эдо 1603-1868

О японской живописи периода Эдо (1603-1868)

В XVII век Япония вступила динамичным, высококультурным и экономически развивающимся государством. Клану Токугава удалось объединить разрозненные и постоянн воюющие сегуны в единую страну. Это время расцвета поэзии (самым выдающимся поэтом был Мацуо Басе), театра Кабуки, кукольного театре нинге дзерури, декоративного искусства и прикладных ремесел. Определенные успехи были в японской науке, частично связанные с проникновением голландцев (позже – англичан) в страну.
Сельская экономика постепенно замещалась городской; единение человека и природы заменялось развлечениями, праздниками, повседневной жизнью города и вовлечением в торговые операции.

Естественно, происходившие социально-экономические изменения коснулись японской культуры, в том числе живописи. В сфере искусства Япония испытала большое влияние могущественного соседа – Китая. Конфуцианство, лаосизм, учение Мэн-Цзы, буддизм составили духовную основу культуры Японии, творчески переработанную художниками, скульпторами, архитекторами, музыкантами…
Японские живописцы и граверы акцентировали внимание на глубине и сути предметов, гармонии человека и природы. Скрытый смысл вещей надо пережить, почувствовать, а не только осознать разумом.
Картинам японских мастеров свойственны интимность и глубина образов, чувство покоя и созерцания, отрешенности от мирского. Как и китайские коллеги, японские живописцы не противопоставляли человека и общество природе, не стремились выразить страсти, бурлившие в людях, их внутренние конфликты. Все это свойственно европейской живописи, с ее утверждение превосходства человека, роли личности, возвышающейся над миром.
Я не берусь судить, правы ли были японские и китайские художники, отказываясь от демонстрации чувств и противоречий Человека и Природы, уходя от колористики и формы в живописи. Энгр придавал огромное значение линиям, Коро – валерам, импрессионисты – цвету, Гоген – символам. Может быть, лишь Жорж Сера немного приблизился к пониманию глубины живописи, отказавшись от динамики в картинах. Однако в его работах акцент сделан на технике, а не образах…

Справедливости ради отметим, что японские художники не избежали увлеченности формами и цветом.
Рост городов, усложнение экономики и культуры, расцвет театра, литературы и поэзии, сменил приоритеты традиционной японской живописи.
Художники стали изображать городские сценки жизни, писать виды основных городов (Эдо, Киото и пр.). Получила распространение декоративная живопись, применяемая для раскрашивания ширм и раздвижных перегородок.
В это время формируется рынок живописи, создаваемый японской аристократией (высшая военная знать и чиновники) и зарождавшейся буржуазией. Конечно, буржуазия в Японии играла гораздо меньшую роль, чем в Европе. Но японские торговцы были основными заказчиками картин, книг, гравюр, иных предметов искусства.
Жанровая живопись, ее декоративные формы сначала на равных конкурируют с пейзажным направлением, постепенно вытесняя его на периферию искусства.
Для жестко сословного общества Японии культурные развлечения, особенно театр и праздники, были иллюзией, химерой равенства социальных классов. Грубо говоря, в театре, как и бане либо домах терпимости, все были равны. К тому же можно было посмеяться над глупостью самураев, тщеславием и жадность чиновников, в реальной жизни недосягаемых для критики. Мало того, простой японец мог запросто погибнуть, если проходящему самураю вздумается апробировать новый меч…Дикость соседствовала с искусством – часто жизненное явление!

С XVII века в Японии становятся популярным деревянные гравюры, а также ширмы и перегородки в домах зажиточных горожан.
Прелести земной жизни воспевали поэты и писатели, делая своеобразный пиар для художников. Писатель Асаи Рей утверждал: «…живи одним мгновением, любуйся луной и снегом, цветением вишни и осенними листьями, пой песни, пей вино, развлекайся, не впадая в уныние…».
Японские граверы часто идеализировали городскую жизнь, не показывая ее обратную сторону. Это вписывалось в принцип искусства: отображай только Красоту.
Наиболее популярными и коммерчески реализуемыми были художники Кацусико Хокусай и Утагава Хиросиге.
Хокусай – выдающийся мастер цвета и образов, динамики предметов, создавший сотни картин и гравюр с видами японских городов и гор. Для японских художников было свойственно создавать серии картин, много раз обыгрывая один и тот же вид либо сюжет. Они предвосхитил современных европейских художников с их вариациями пейзажа или портрета.

Торговля были одной из главных отраслей экономики Японии, поэтому неудивительно, что живописцы неоднократно обращались к ней, выписывая дорожные станции, трактиры, встречи купцов, ярмарки и рынки.
В живописи японцы следовали китайским принципам: три или четыре предмета, изображение горы, соблюдение перспективы и пропорций, особое внимание облакам и дымке, ограниченное количество цветов. Но городские художники расширяли цветовую палитру, уделяя внимание динамике и форме, человеку, отходя от классической живописи. Общество и рынок диктовали свои условия, и люди культуры вынуждены были считаться с ними, либо вести почти отшельнический образ жизни, не занимаясь продажей произведений искусства.
В отличие от Китай, отгородившегося Великой стеной от внешнего мира, Япония была более открытой, о чем свидетельствуют голландские фактории, общение с англичанами и русскими, заимствование военных и экономических технологий. Это объясняется жесткой экономией материальных ресурсов, ограниченностью территорий, на которых можно было вести сельское хозяйство.
В XVIII-XIX веке японское общество сделало ставку на науку и технологии, инновации, в условиях бедности полезных ископаемых. Эта стратегия принесла плоды спустя столетие, выдвинув Японию в ряды развитых стран. Сейчас для японского общества свойственна противоречивость инноваций и традиций, не всегда успешно преодолеваемых. Однако японцы – мудрый и трудолюбивый народ, с твердыми этическими принципами, постоянно развивающийся.
Они сохраняют культурные традиции, совершенствую технику и технологии живописи, архитектуры, скульптуры. Есть чему поучиться у этой древней нации, сумевшей отстоять независимость от могущественных политических конкурентов, не только в экономике, но и в культуре.
                Литература
1. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI века. - Москва, Искусство, 1986 год.
2.Чудов Иван. Искусство Японии. - Москва, АСТ, 2019 год.


Рецензии
Спасибо, Олег Аркадьевич, за статью!
Люблю японских прозаиков, теперь почитаю и о художниках.
С уважением,
Мила

Мила Суркова   29.03.2020 02:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила. Японская живопись глубока и изящна. Желаю Вам творческих успехов!

Олег Аркадьевич Александров   29.03.2020 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.