Доброта. Слабость. Зло

Многие люди, не безосновательно полагают, что доброта не всегда приносит пользу. Иногда так бывает, но только тогда, когда человек не проявляет свою способность к рассудительности. Русская пословица гласит «Доброта без разума пуста». Кроме этого, она может быть и опасна. Хун Цзычен, китайский философ, живший в 17 веке, говорил: «Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно всё обдумай». Например, некоторые из  родителей по недомыслию начинают оберегать  своих чад от всего того, что как кажется, может им навредить. Но физическая и социальная стерильность приводит только к тому, что организм не вырабатывает необходимого иммунитета, защищающего от кишащих вокруг нас болезнетворных вирусов и бактерий; во-вторых, тщательно регулируемый характер общения, приводит к тому, что подконтрольный не обретает способности давать правильную оценку  происходящих событий и тех, с кем будет общаться. Поэтому то, что некоторые из нас считают несомненным добром, может таить в себе несомненное зло.               

Часть людей полагает, что доброта сродни слабости. Евгений Леонов по этому поводу говорил: « Вы злые, потому, что слабые, добрым быть гораздо труднее». Действительно, чего проще, найти вокруг себя тех, кого можно обвинить в своих проблемах, тем самым оправдать своё озлобление на них.  И, несомненно, труднее увидеть в себе то, что приводит нас к совершению ошибок. Принятие же ответственности на себя за происходящее с нами, является и основанием доброго отношения к людям. А, если  наше отношение к жизни является безответственным, то всё в нашем уме переворачивается «с ног на голову», поэтому принимаем мы «доброту за слабость, грубость за силу, а подлость за умение жить».               

Не всегда то, что в людях мы поощряем как доброту, таковой является на самом деле. «Нет  качества более редкого, чем истинная доброта, большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны …». «Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твёрдости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостаточности воли». (Ф. Ларошфуко).
Действительно,  зло, которое мы проявляем, уподобляет нас, катящимся с горки вниз. Наше сердце достаточно легко находит соответствующие ответы, на то, что считаем обидным для себя. Куда как труднее, подавить в себе раздражение и лень, для этого потребуются усилия, подобные тем, кто проявляет их, поднимаясь в горы. Не может быть человек творить добро другим, если он не добр к себе. То есть, позволяет бесчинствовать  в своей душе злым духам, погружающим нас в состояние раздражения, зависти, мстительности, печали, уныния; в состояние зависимости от различного рода страстей, начиная с обычной неумеренности в потреблении пищи и заканчивая разнузданной похотью и дьявольской гордыней. Мы в состоянии оказывать благоприятное влияние на связанных с нами людей только тогда, когда проявляем настоящую злость в отношении своих недостатков, когда эта злость пробуждает у нас волю, обеспечивающую собственное преображение. «Тот, кто по-настоящему  добр, обязан уметь быть и по-настоящему злым, когда он встречается со злом, иначе его доброта называется прекраснодушием и немного стоит с точки зрения общественной ценности». (К. Симонов).
Надо понимать, что добрый человек – это вовсе не святой. Каждому из нас свойственно ошибаться, проявлять ту или иную степень зависимости, раздражаться. Но обратим внимание на слова о том, что «гневаться  дело человеческое, а зло помнить – дьявольское». Добавим к этой мудрой пословице то, что и неискореняемое стремление к  поиску оправданий собственных недостатков приводит к тому, что они обезображиваются до пороков. В этом случае, бесы –  слуги дьявола, делают нас настоящими его рабами. Но сила, которая позволяет нам обретать свободу даже от порочности, пока мы живы, пребывает в нас, она же неизменным образом нас окружает. И эта сила начинает действовать по мере укрепления нашего стремления к совершению благих дел. Ф.Достоевский указывал на то, что «Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра».  Автор данных слов, прямо нам указывает на то, что внешние обстоятельства, стеснённые условия и даже сама физическая не свобода, вызванная, например, заключением под стражу или  болезнью, не является препятствием для совершения благих дел. Ведь никто, кроме нас самих не может препятствовать сердечной молитве  о здравии и благополучии, или упокоении душ тех, кто нам близок, тех, кто с нами каким-то образом связан.
Фото автора
               


Рецензии
Я бы сказал, нет ни добра, ни зла, а есть только благо, данное нам свыше, и которое мы используем зачастую не в меру и не по назначению, то есть творим зло, осознав которое (если вообще осознаем), начинаем исправлять, то есть творить добро.

С уважением,

Игорь Даниленко   09.09.2019 23:50     Заявить о нарушении
Согласен. Спасибо.

Вячеслав Александров 2   10.09.2019 03:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.