Пионерское поручение

               
  Два третьеклассника Вовка и Валерка стояли перед закрытой дверью пионерской комнаты и поправляли свои сатиновые красные галстуки, никак не решаясь постучать и войти. Оба они были аккуратно подстрижены, у обоих  оставались небольшие чубчики. Только у Вовки чубчик был тёмный, а у Валерки светло-русый. А ещё у Вовки чуть больше оттопыривались уши.  Вдруг дверь пионерской комнаты распахнулась, и из неё выбежали две пятиклассницы в коричневых форменных платьях и чёрных фартуках. Видно было по их раскрасневшимся лицам, что их за что-то ругали.

  Мальчишки робко заглянули в комнату и спросили:
- Можно?
- Входите, ребята, вы мне очень нужны! – вожатый Виктор вышел из-за стола и пошёл им навстречу, - У меня к вам  важное дело.  Сразу после уроков  вы должны пойти в райком комсомола и там  вам дадут  первое пионерское поручение.
  Глаза у мальчишек радостно загорелись. Ещё бы – Валерка стал пионером совсем недавно, на торжественной линейке в честь Великого Октября, а Вова вступил в пионеры в конце второго класса, в другой школе. До этой минуты никогда не давали им пионерских поручений. Виктор окинул ребят внимательным взглядом и сказал:
- Я знаю, что в вашем третьем «Д» вы самые ответственные, поэтому доверил это дело вам. Будьте готовы!
- Всегда готовы! – мальчишки вскинули руки в салюте и тихонько вышли из пионерской комнаты.

В эту минуту прозвенел звонок на урок, и они побежали по лестнице на второй этаж, в свой класс.  Два последних урока ребята еле досидели до конца и почти не слышали, о чём рассказывала учительница. Анна Яковлевна даже сделала замечание Вовке, чтобы он не вертелся и не перешёптывался с другом.

  Наконец  уроки закончились, мальчишки схватили портфели, кое-как оделись в раздевалке и вышли из школы. На улице оказалось сыро и холодно. С моря дул противный ветер. Пришлось завязать шапки и застегнуть пальто на все пуговицы. Как обычно в конце декабря, настоящей зимы со снегом и морозом в Одессе ещё не было.

   Идти в райком комсомола было недалеко. Он располагался в сером трёхэтажном здании на этой же улице Чкалова. Тяжелую входную дверь открыли ребята вдвоём. Первым смелости набрался Вовка. Он подошёл  к вахтёру и заявил:
- Нам нужно к секретарю райкома комсомола.
- Раз нужно, то шагайте, пацаны, по лестнице на третий этаж, кабинет 302, - вахтёр, седой дяденька в ватнике,  махнул левой рукой в сторону лестницы. Ребята заметили, что правой руки у него вообще не было – пустой рукав ватника был заправлен в карман.

 Нужную комнату ребята нашли быстро, постучали и несмело вошли :
-  Здравствуйте, мы из 101-й школы. Нас прислал вожатый Виктор за пионерским поручением.   
 Высокий молодой светловолосый парень  в защитной гимнастёрке повернулся к ним от окна и сказал  немного удивлённо:
- Это вас послал Виктор? Ну, что ж проходите, садитесь. Поручение важное.
 Поедете 29-м трамваем в колхоз имени Карла Либкнехта    и отвезёте вот эти приглашения на партийную конференцию.
   Он  дал  Валерке тонкую папку для тетрадей:
-  В этой папке приглашения и список фамилий, кому надо их вручить. Вам надо сойти на четвёртой остановке и пройти по этому адресу. Справитесь?
-  Да, справимся! – серьёзно сказал Валерка, а Вовка совсем осмелел и добавил:
- Мы уже в третьем классе. До свидания.

  Гордые поручением, ребята вышли на улицу и зашагали к вокзалу, откуда и надо было ехать 29-м трамваем. О том, что дома будут волноваться, они в тот момент вообще не думали.  Валерка спрятал папку в свой портфель, а Вовка, конечно, немного огорчился, что папку доверили не ему, и молча позавидовал Валерке. Они уже были знакомы почти четыре месяца и даже дружили, и Вовка знал, что Валерка, в отличие от него самого, всегда выглядит очень подтянутым и аккуратным  и внушает больше доверия. А Вовка всегда что-то терял или забывал, потому что у него в голове всегда была куча всяких новых планов и идей.

   Оба мальчика были в этой школе новенькими, сидели в классе на третьей парте, но в разных рядах. Валерка никогда не отвлекался на уроках и был отличником. А Вовка часто получал замечания и с трудом досиживал до конца урока. Он был очень худым и маленьким, казался слабее других ребят, но ему хотелось обратить на себя внимание. В один из первых тёплых дней сентября он подошёл к Валерке на перемене и предложил:
- Пойдём, постукаемся! – так назывались у мальчишек незлые, короткие драки просто так, от нечего делать.
- Стукайся головой о стенку! – быстро ответил Валерка и спокойно уткнулся в книгу, которую держал в руках. Вовка, поражённый этим неожиданным ответом, опешил и отошёл в сторонку. Но через несколько дней у мальчишек нашлись общие интересы, и они подружились.

  И вот теперь они вместе спешили к трамваю, чтобы выполнить первое пионерское поручение, чтобы не  подвести вожатого Виктора и не нарушить данное слово. 
 В трамвае в это время дня пассажиров было мало.  Толстая кондукторша с большой сумкой на животе подошла к ребятам и оторвала два трамвайных билета. Мальчишки провели большую перемену в пионерской комнате, не покупали ничего  в школьном буфете, поэтому у Валерки оказался в кармане целый рубль, а у Вовки – 80 копеек. Билет стоил 30 коп. Вовка подумал, что хватит и на обратный путь. Если честно, то в этот момент он вспомнил, что давно голоден, и что мама, наверное, беспокоится, куда запропастился её младший сын.

  Кондукторша громко объявила:
- Следующая – колхоз имени Карла Либкнехта.
- Нам выходить! – Валерка первым направился к выходу, в руке у него белела бумажка с адресом. Вовка поспешил за ним.  Сойдя с трамвая, они огляделись по сторонам. День был серым, и казалось, что уже вечер. Вокруг не видно было никого и не ясно было, в какую сторону идти.  Казалось, что город давно кончился – за низкими заборами виднелись одноэтажные домики и голые деревья.    
 - Наверное, нам туда, - Валерка заметил какую-то ржавую табличку на почерневшем от времени дощатом заборе. Ребята перешли через дорогу и прочли название улицы – Колхозная.  Идти пришлось долго. Мальчишки устали и замерзли. Холодный ветер дул прямо в лицо и заставлял кутать даже носы в тонкие кашне и воротники пальто. 

   Наконец дорожка привела их к длинному дому под жестяной крышей. Из-за угла вышел высокий дядька в ушанке и ватнике и спросил:
- Вы, хлопчики, до кого?
- У нас пионерское поручение, - Валерка стал расстёгивать на ходу свой портфель, чтобы достать папку, - это колхоз имени Карла Либкнехта?
- Колхоз, колхоз, - дядька повел их вокруг дома, и вскоре они оказались в тёплом помещении.
- Я председатель колхоза Михаил Иванович. Какое у вас поручение?
Валерка протянул папку, полученную от секретаря райкома комсомола:
- Здесь приглашение на конференцию и списки.
-Большое Вам спасибо, ребята. Идите поближе к печке, погрейтесь.
Высокая, круглая железная печка дышала теплом. Мальчишки погрели закоченевшие красные ладошки. Уходить в холод и сырость совсем не хотелось. Но оба  они понимали, что поручение выполнили и что пора возвращаться домой.

   Обратная дорога уже не казалась такой длинной. К счастью, не пришлось долго ждать трамвая. На остановке было много народу – люди возвращались с работы. Пригородный колхоз имени Карла Либкнехта снабжал весь город молоком. Даже сюда, на остановку трамвая, доносилось мычание коров.  Домой ребята бежали вприпрыжку.  Вовка нетерпеливо нажал на кнопку звонка, и дверь почти тот час же распахнулась. Мама была в пальто и платке. В глазах её застыла тревога. Она не знала, куда бежать и где искать пропажу.

   Увидев сына, она заплакала от волнения и от счастья, что он жив и здоров:
- Наконец-то! Где ты был? Я чуть с ума не сошла! Спасибо, Раечка меня успокаивала, что никуда ты не денешься! Горе ты моё, иди мой руки и будешь обедать!
 Вовка  за обе щеки уплетал суп с большим ломтем хлеба и между ложками взахлёб рассказывал маме и незнакомой девушке Рае, приехавшей в Одессу учиться из маминого родного города Могилёва-Подольского, как они с Валеркой выполняли первое пионерское поручение.
 А через несколько дней вожатый Виктор вручил ребятам первые в жизни грамоты за добросовестное отношение  к порученному делу.      
 
    Всю эту историю вспоминали седые восьмидесятилетние старики, общаясь по скайпу спустя много лет.
- А знаешь, Володя, - неспешно и обстоятельно, как всегда, говорил Валерий,- кто был тогда секретарём райкома комсомола и давал нам поручение?
- Нет, не помню.
- Это был Дюбакин, тот самый Дюбакин, который 7 ноября 1941 года вывесил красный флаг на колокольне Успенского собора. Не побоялся фашистов. Это они боялись снять флаг, потому что там была табличка – «заминировано».
Так и провисел флаг целый  день до позднего вечера на радость всем жителям Одессы.


Рецензии
Отличный рассказ, Рита!
Пора пионерских поручений не забылась. Хорошие ведь были времена!
И ребятишек представила, и стариков - душевно Вы о них написали.
С уважением и читательской благодарностью,

Марина Клименченко   20.08.2019 17:13     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Марина, за добрый отзыв!Удачи Вам и добра!
С теплом, Рита

Рита Аксельруд   20.08.2019 21:18   Заявить о нарушении