Что в имени тебе моем?

А вы знаете, что Московия в допетровские времена была для Европы главным поставщиком ворвани? Ворвань - это китовый жир, который в средние века использовали как топливо для заправки уличных фонарей. Естественно, промышленные объемы поставок этого топлива  требовали не менее промышленного способа добычи китов. У допетровской России было море и были моряки с судами, портами, верфямии и всем прочим, что должно быть у морской державы.   Да, да! Не смотря на то, что мы историю российского флота ведём с петровских преобразований, наша родина всегда была морской державой, монопольно осваивавшей свое внутреннее море. На карте времён Алексея Тишайшего оно находится там, где сегодня мы видим  Северный Ледовитый океан и называется Окиян. Между прочим, это русское  название, состоящее из двух основ "о" (старое значение "около", "возле") и "киян" - прибой (у Даля "киек" - основа причала). Таким образом о-киян означает "возле прибоя" или проще говоря, морское побережье.

Окиян - самый древний из терминов, означающих морской водоем. Его латинская калька "ocean" до сих пор является международным обозначением всякого "моря морей". С Окияном связаны и  воспоминания человечества о  «золотом веке». Например, в устье Оби  византийские космографы помещали загадочную землю  Туле (Ultima Tule). Главным признаком этого "острова счастья", согласно одному из апокрифов, было то, что он  с одной стороны омывался водами пресными, а с другой - солёными. Сегодня эти признаки содержит полуостров Ямал, отделяющий Карское море от Обской губы. В далёкие времена он вполне мог быть островом. Будучи одним из названий античной Гипербореи, Туле удивительным образом совмещается с географическими сведениями о низовьях Оби из «Книги Велеса» и «Мазуринского летописца». Там это же место  описывается как  восточный  форпост владений Словена и Руса, мифических прародителей славян, владения которых простираются до Финского залива. Согласно третьему источнику - русскому народному фольклору, посреди Кияна  находиться  Алатырь, «бел-горюч камень». Не исключено, что образ раскаленной магмы отражает    тектонический характер событий, закрывших эпоху счастливого прошлого человечества. Не случайно, Карское море считается самым мелким в мире - его дно усеяно обломкам скальных пород. По словам новосибирского геофизика Дмитрия Метелкина, открывшего, что остров Новая Сибирь, не остров, а торрейн (микроконтинент) - это останки материка, который когда-то  откололся от древней Арктиды, а потом сам рассыпался на части. Очевидно, после этой катастрофы райский уголок  стал меркнуть. Ведь развороченное дно Карского моря отогнало теплое подводное течение и море Окиян стал остывать. В документах времен Андрея Боголюбского его называли Дышащим, а к воцарению Дмитрия Самозванца - Белым или Молочным. В смене эпитетов легко угадываются визуальные изменения, описывающие процесс остывания огромного  зеркала воды. Сначала Киян "дышал", то есть интенсивно остывал, окутанный туманами и снежными осадками, а потом стал ослепительно  белым, потому что морские просторы стала затягивать  ледяная суспензия - шуга. Это была финальная эпоха северного мореходства - время поморских кочей. Поморский коч - это русское парусное судно, приспособленное для плавания в торосах, создаваемых ледяной взвесью и ветрами. Геометрия днища коча не позволяла ему оказаться  затертым во льдах, а нос и борта обшивались "коцей" - специальной защитой от мелких льдин и ледяной взвеси. Отсюда и название - коч. Судна этого класса позволили поморам задолго до эпохи великих географических открытий освоить все  уголки моря Окияна. Например, ещё в 1493 году, то есть на следующий год после открытия Колумбом Индии-Америки,  королю Португалии Хуану II писали из Нюрнберга про неких "подданных  Василия III", которые открыли остров Grulanda и  основали на нем большое поселение «под властью названного князя».   

Одним из самых популярных маршрутов был Мангазейский Ход - морская трасса от Архангельска до устья Оби, по которой в XVI-XVII  веках 6-тонные кочи возили в Европу самый драгоценный в те времена груз - "мягкую рухлять".  В Европе было холодно, впрочем, как и везде (на Москва-реке времён Бориса Годунова лёд не сходил два года подряд), поэтому шкурка соболя стоила порядка 10 рублей. Чтобы понять, это много или мало, историк П.Н.Буцинский провел исследования, согласно которым получилось, что за десять соболей (100 рублей) в 16-17 веках можно было приобрести  землю, дом, стадо домашних животных плюс несколько лошадей и рабов. Понятно, что в этой ситуации, Мангазея, склады которой буквально ломились от пушнины, располагала таким оборотом, который не снился и Лондонской бирже. Возможно, это и напугало Кремль. Во всяком случае, назойливый интерес голландских и английских судов послужил главной причиной того, что  вход в Обскую губу был перегорожен  цепью. Мангазейский Ход обезлюдел.

Так уж сложилось, что Пётр Первый имел  выучку европейского моряка, незнакомого с культурой строительства и вождения судов ледового класса, а его чиновничий аппарат  почти полностью состоял из иностранцев, часто не умевших говорить по-русски. Поэтому  Россия дралась за выход на Балтику, а Окиян постепенно утрачивал  судоходное значение, хотя официально его "ледовитым" никто не называл. Первым, кто применил это определение  в  отчётах, стал русский адмирал Ф. П. Литке, исследовавший Арктику в начале XIX века.

Сегодня качели климата двинулись в обратную сторону. Мы все стали свидетелями очередного глобального потепления, и видим, как освобождаются от льда северные острова, раскрывая свои тайны. В  каменной земле полуострова Ямал - того самого, что хранит в себе сокровища Ultima Tule (по одной из раннехристианских ересей, туда в 53 году по Р.Х. было привезено "нетленное тело Христово"), археологи стали находить ледяные линзы с застывшими в них саркофагами. Одним из них стало захоронение VI-VII века, которое было открыто в начале нулевых. Это был  завернутый в фольгу (!) человек в доспехах с боевым железным топором, с бронзовой пряжкой, на которой явственно видно изображение головы медведя. Тут бы в пору задаться вопросом: а что, собственно, делал в полярной тундре мужчина, переодетый в Гота?

До сих пор считалось, что слово Ямал исконное самодийское, но тот факт, что оно в ненецком языке означает "край земли" заставляет усомниться. Разве есть такой народ, который бы свою родину назвал не началом земли, а ее концом? Надо полагать, племена уральских самодинов, достигнув предела земной тверди, узнали его имя, которое и вошло в самодийский язык в значении "край земли". Иными словами, Ямал - более древнее слово.  Его тайну буднично раскрывает готский историк  Иордан, согласно которому  правящей династией Готов на далекой северной прародине были Ямалы (Амалы).

Удивительно ли, что мы находим Гота на земле Ямалов? Советские  археологи всегда находили в каменной от холода земле полуострова огромное количество наконечников стрел, застрявших в каменной земле Ямала под углом 45 градусов. Такого рода  находки они считали «неожиданными для полярного круга» (В.И. Равдоникас, 1935 г.), хотя ни для кого не было секретом, что наиболее древние аристократические фамилии Европы ведут свое летоисчисление от каких-то выходцев из  "Самоедии".  Например, в генеалогическом древе герцогов Шверина и Гюстрова (область Мекленбурга),  опубликованном в 1526 году, родоначальниками указаны "древние ободритские короли", которые вышли "из Сарматии, Пруссии, Руси и Самоедии". Так и записано: Samojeden, «где по сей день есть река Обь» ("Гюстровская ода”, 1716 г). В тот год Василий Третий по требованию Галины Глинской сбрил бороду, а Тевтонский Орден преобразовался в герцогство Пруссия во главе с последним великим магистром  Альбрехтом Бранденбургским. То есть эпоха, вполне поддающаяся историческим исследованиям. Тогда почему советские археологи искали следы деятельности древних рыбаков и охотников  там, где надо искать следы "древних ободритских королей"? Ведь в  Ямало-Ненецком округе и сегодня на берегу  Обской губы, значится историческая местность Обдора. Она известна со времен Владимира Красное Солнышко и просуществовала как  Обдорское княжество  до 1607 года. Это, так сказать, медицинский факт.

О древних хозяевах Обдоры известно меньше. Ободриты были одним  из самых влиятельных объединений венетов/виндов (западных славян), которые  господствовпли   в языческой Европе IV-VIII веков. Эта  цивилизация оставила после себя средневековые города и двухпалубные морские суда. Ещё известно, что изначально Ободриты  именовались Обдоритами, то есть были теми, кто "из Обдоры". На латыни и сегодня название исторических Ободритов пишется как Obdoriten.

Это была эпоха, когда имя "самоедов" мелькало по всей Европе. На картах Фракии или Бетики до сих пор можно найти Абдеру или Абдеры. Скитания Ободритов закончились после 410 года, когда пал Великий Рим, и они осели на южном берегу Балтийского моря. Можно ли предположить, что Obdoriten не участвовали в победоносном похода Алариха?  Это значит, что и остров Скандза, воспетый Иорданом как  "вагина народов", находился где-то неподалеку от Обдоры - в море Кияне. Ведь говоря о причинах, которые заставили Готов покинуть историческую родину, Иордан писал, что “из-за страшного холода там не найти нигде медоносного пчелиного роя”. Пчелы перестают добывать мед при понижении температуры до плюс 6-8 по Цельсию. Если  для обитателей акватории Карского моря это был "страшный холод", то можно себе представить, к какому климату они привыкли. Новгородцы, когда добрались "за Югру и за Самоядь",  тоже оказались в стране, переживающей климатический катаклизм. Они увидели волокущиеся  по самой земле тучи, настолько плотные, что казалось, из них  "спаде" на землю бельчата и оленята.   Кстати, интерес новгородцев к этим местам совсем не случаен.   Современные исследования черепов основателей Новгорода доказали их идентичность с черепами балтийских Ободритов. Новгород основали все те же выходцы из Samojeden! Тот факт, что до 1260 года Господин Великий Новгород был фактическим владельцем "северной волости", заставляет думать, что связи вечевой республики с  исторической родиной могли быть глубже, чем мы это до сих пор представляли. Во всяком случае древнее название Самоедии звучит абсолютно по словенски: Лукоморье!

Lucomoria на большинстве  зарубежных атласов, изображающих Сибирь (Г. Меркатора, 1546, И. Гондиуса, 1606, И. Массы, 1633, Г. Кантелли, 1683, Н. Витсена, 1714) - это огромная лука (вытянутый залив) которую образует река Обь, прежде чем впасть в Карское море. И хотя отечественные географические карты никогда это место так не называли (обычно, Обское море или Карская губа), но австрийский посланник Сигизмунд Гербершейн свидетельствует, что во время своей миссии при дворе Ивана Грозного ему довелось держать в руках старинный русский подорожник (дорожную карту), в котором Лукоморьем называлась страна или местность, «лежащая на горах за рекой Обью». На карте, которую Герберштейн поместил в своих «Записках о Московии» (МГУ, 1988, с.150), Лукоморье указано как область в низовьях Оби. Похожим образом Lucomoria упоминается и в Начальной летописи («горы, заходящие в луку моря»), и у некого Александра Гваньини («область Лукаморья тянется длинной полосой подле северного моря»). Очевидно, что это только малая часть источников, которые свидетельствуют, что Лукоморье - это географический объект, ныне находящийся на территории современного Ямало-Ненецкого округа.

Мы про Лукоморье знаем благодаря  "Нашему Все" - Александру Сергеевичу Пушкину. Он был потомком целой кучи Пушкиных, которые несли цареву службу воеводами, да письменными головами, в Мангазее, Пелыме, Сургуте, Тобольске, Туринске, Тюмени. Семейный архив поэта питал его творчество не меньше, чем сказки Арины Родионовны.  Иначе откуда было взяться фантастическому букету образов в прологе к "Руслану и Людмиле"? Виссарион Белинский не зря назвал эту часть творчества поэта  “поддельными цветами" (Белинский, соч. 9 т. М. 1974:т.4 с.125). Пушкинское Лукоморье с его населением в виде летающего колдуна, древесной Русалки, Головы Великана и взводом морских рыцарей, вообще не совпадало с привычными образами сказок и былин жителей Волго-Камского бассейна. И тем не менее, Пушкин нашел нужным подчеркнуть:  "там русский дух… там Русью пахнет!" 

Не меньшей загадкой является название реки, от которого происходит слово Обдора. Ведь Иртыш  вместе со своим полярным устьем, не просто больше Оби на 1100 км., а вообще - самая большая река евразийского континента и с географической точки зрения  является в этой паре главным. Тем не менее, после слияния со своим географическим притоком Иртыш, почему-то  становится Обью. Возможно, все дело в том, что на  протославянском языке слово "обь"  означало что-то вроде "пара". В русском языке до сих пор живы  такие выражения как "в-один" (в одиночку) или "в-обь" (вдвоём). После слияния и до самой  Обской губы (почитай 1000 километров) река вполне могла называться Обью, потому что представляет собой потоки, текущие к Кияну "в-обь". Иной причины поражения Иртыша в его правах я не вижу. Другое дело, что название "двойной реки" почему-то распространилось вверх по притоку Ирыша. Рискну предположить, что свое современное имя река, на которой стоит Новосибирск, получил от лукоморцев. Ведь три корабля Берига, совершившие  каботажное плаванье от устья Оби до польского северного Поморья - это всего лишь крохотный эпизод в вековой истории исхода готических племён. Готы двигались,   конечно, по суше, и  не только на Запад, но и на Юг, куда их звали расходящиеся русла Иртыша и Оби. Как Обь называлась в те времена, неизвестно, потому что на языке каждого приобского  народа эта река называлась по своему: Саля-ям, Ас, Квай, Еме, Куай, Умарды. Важно другое, - следы движения лукоморцев вверх по Оби. Их учёные находят в гидронимах с характерным готским звучанием. Например названия  рек Андрева и Андрава, которые впадают в Обь недалеко от Красного Яра. Это значит что здесь была одна из длительных стоянок мигрантов. Есть даже приобский народ, который словно бы заимствовал у Гетов   свой этноним – Кеты. Язык Кетов, как показали специальные исследования (А.А.Халдеева-Быков) содержит много параллелей со строем языка «древних германцев». Но главным свидетельством прихода подданных Амала в Верхнее Приобье являются "белые калмыки" - так в 17-м начале 18-го века казаки называли представителей алтайской племенной знати за европеоидную внешность. Сами себя они называли ТеленьГеты, что заставляет каждого историка, знакомого с историей Великого Переселения Народов, вспомнить  МассаГетов, МироГетов, ТиссаГетов, ТираГетов, СамоГетов, ФракоГетов, ДжиГетов и прочих бесчисленных Гетов (Гетами называл Готов Иордан), которые появились на краю Ойкумены как выходцы из “сумеречных стран”. То что алтайские Геты стоят в одном ряду с европейскими, не вызывает сомнений ий. Похоже,  Готы, в поисках новой родины, старались найти наиболее сильные племена аборигенов, чтобы  вступить с ними  в союз. Отсюда и двойные имена. На Алтае выходцы из Лукоморья остались верны своей  стратегии. Поднявшись до верховьев Оби Готы   застали там народ  Теле - так родилась новая общность  ТеленьГеты. С собой Готы принесли не только свое имя, но и привычные названия. Например, слово  Колывань. Считается, что так в древности обозначалось священное место - средоточие волшебной силы, которым в нашем случае вполне могли стать реликвии Лукоморья. Кто его знает, может они до сих пор хранятся на дне Колыванского озера?  Конечно, и свою реку Готы тоже стали  называть привычным для себя именем. В противном случае, имя Обь мы должны были бы отнести к результату слияния Бии и Катуни, но тогда Обь впадала бы в Иртыш, а тот - в Иртышскую губу.

В завершении нашего фантастического экскурса -  вишенка на торте. Дело в том, что китайская «Юань чаомиши» упоминает Теле в числе суверенных племен, которые в 1207 г. покорились Джучи-хану (Гумилев “Древние тюрки”). Но Джучи - не китайское имя, в китайской  летописи оно запечатлено сильно искаженным в характерной для китайского языка транскрипции. Подумав об этом, я на всякий случай посмотрел современные таблицы для изучения китайского языка. Там транскрипция g; t; соответствует иероглифу ;;;, который означает, вы не поверите: «Гот»! Выходит, и  китайское "Сокровенное сказание"  подтверждает приход Готов на Алтай? Правда, события 13-го века почему-то отнесены в век 5-й, но это вопрос не истории, а хронологии...


Рецензии