Это просто член, и ничего больше
Увидев такой «высокоинтеллектуальный» комментарий на одном из литературных порталов, я поняла, что не имею счастья принадлежать к категории "редких избранных", потому что предпочитаю видеть то, что я вижу и не искать скрытые смыслы там, где их нет. Сложное состоит из простого, а не наоборот, и часто за поисками тайных смыслов скрывается не что иное, как отсутствие смыслов настоящих.
В качестве иллюстрации расскажу историю, которая произошла со мной в конце девяностых, когда мне, молодому преподавателю МГУ, посчастливилось провести три месяца в одном из английских университетов.
Оказавшись в британской столице впервые, я естественно стремилась напитаться атмосферой этого замечательного города. Так получилось, что довольно часто в моих лондонских прогулках меня сопровождал университетский коллега, приятный похожий на Байрона англичанин лет тридцати пяти. Особенно интересно с ним было ходить по картинным галереям и художественным выставкам – казалось, что об искусстве Крис знает всё. Столько полезной, а главное увлекательно рассказанной информации о картинах, художниках, различных направлениях в живописи, я не смогла бы найти ни в одной энциклопедии.
Но была в наших с ним беседах о живописи одна тема, обсуждение которой неизменно вызывало споры – насколько реализм, точнее реалистический подход определяет ценность и значение произведений искусства. Воспитанная в строгих рамках советской школы я упорно отстаивала принципы реализма – классического, социалистического, романтического, в общем всякого, главное наличие художественной правды, иначе говоря надо, чтобы было понятно, что изображено на картине.
А всякие там иносказания, символы, намеренно усложнённые визуальные метафоры – это ни что иное как эпатаж автора, пытающегося любыми способами завоевать внимание публики. «Например, этот ваш Дэмиан Хёрст с его акулой в формалине, выставленной в галерее Тейт, или мадонна с разрезанным животом, вот что это такое как не явный признак упадка современного искусства» - возмущённо говорила я Крису.
Однажды, видимо для того, чтобы помочь мне понять скрытые смыслы современной живописи, Крис пригласил меня на выставку британских художников, представляющих самые модные направления и концепции. К моему удивлению уютные залы Кенвудской галереи были почти пусты. Кроме нас творения именитых британцев рассматривали лишь десяток посетителей, среди которых моё внимание сразу привлекла маленькая аккуратная старушка. С гордой осанкой, идеальной укладкой, безупречным маникюром, в строгом синем костюме, она чем-то напоминала английскую королеву.
Старушка подолгу рассматривала развешанные по стенам абстракционистские полотна – яркие пятна на белом фоне, темные и светлые полосы, сложные переплетения какие-то непонятных геометрические фигур, отражающие неуёмную фантазию автора, в общем, полная вакханалия форм и красок и соответственно, простор для желающих найти тайные смыслы и скрытые метафоры.
Покорно следуя за Крисом от одного полотна к другому, я иногда кивала, вынужденная признать, что некоторые картины, например, красочные мазки всех цветов радуги на белом фоне, мне действительно нравятся, однако я всё равно, как и многие не искушённые в современном искусстве люди, не могу понять творческий замысел автора.
Привлечённая зычным голосом Криса и его воодушевлёнными рассказами о визуальных метафорах, концептуальной живописи и новых изобразительных техниках, аккуратная старушка старалась держаться поблизости. Мы перешли в следующий зал, всю стену которого занимало огромное темно-синее полотно, на котором красовался мужской торс с детально прописанным стоящим членом.
- Вот, посмотри, - торжествующе сказал Крис, - что ты здесь видишь?
- По-моему это мужское тело без головы и ног, - поборов смущение, наконец выдавила я.
- Чудесно, ты хотела реализма? Получай. Видишь, как детально прописан пенис?
- Да, довольно реалистично, - вынуждена была согласиться я, - только почему он синий? Синих пенисов не бывает.
- Неужели? Откуда ты знаешь? Ты просто ещё таких не видела. Вот у меня, например, синий, - довольный Крис рассмеялся своей шутке, но видя, как я покраснела, поспешил извиниться, – да ладно, я пошутил, это шутка такая, не обижайся, пожалуйста. А что касается синего цвета и вообще всего, что изображено на этой картине, вот, например, эти напоминающие розы цветы с раскрытыми лепестками, обращённые к пенису, словно призывая его оплодотворить их, - это такая визуальная метафора идеи автора о том, что…
О том, какие идеи скрывал автор за синим пенисом я так и не дослушала, потому что думала совсем о другом. «Вот если сегодня после выставки Крис пригласит меня к себе на чашечку кофе, то я соглашусь. В прошлую субботу отказалась, а сегодня непременно соглашусь, потому что несмотря на то, что у меня в Москве жених и уже через месяц свадьба, мне этот байроновский англичанин очень нравится. Просто какое-то нереальное притяжение».
- Fiddlesticks! – рядом неожиданно раздался возмущённый возглас аккуратной старушки, которая видимо подслушала наш диалог. – Ерунда всё это, глупости!
- Простите, что? – обратился к старушке изумлённый Крис. – О чём вы?
- Эти ваши разглагольствования про визуальные метафоры и концепты. На этой картине я вижу то, что на ней нарисовано. Это просто член, большой синий член, и ничего больше.
- А вы, юная леди, - повернулась ко мне старушка, - знайте, ваш молодой человек врёт. Синих членов (пожилая англичанка использовала более грубое английское слово) не бывает. Уж поверьте мне, сколько я их на своём веку повидала.
Свидетельство о публикации №219082000263
Если же создателю произведения нечего выразить, то изображай хоть член, хоть мадонну - здесь нет искусства, а только пустые словопрения.
Архип Новозванный 05.01.2023 04:21 Заявить о нарушении