Терпи и Так надо...

          22 июня 1941 года в 4 часа утра в  квартире родителей Татьяны Филипповой раздался телефонный звонок, и папу, кадрового офицера, без объяснения причин, срочно вызвали на службу. Маме – студентке последнего курса исторического факультета педагогического института не пришлось поработать по полученной специальности ни дня: её определили, как военнообязанную, под папино командование.
          Самой Танечки на тот момент ещё не было на свете: она родилась в 1944 году. И потому о суровых военных буднях она узнала со слов родителей.

          Осенью началась эвакуация семей сотрудников и детей. Дорога – неблизкая: эшелон держал путь на Урал, в Молотовскую область (ныне Пермский край). Отец был назначен помощником начальника эшелона. Некоторое время ему пришлось  поработать на Урале. Через год его отозвали в Москву, и до конца войны  прослужил, как у нас принято говорить, «бойцом невидимого фронта». Своей жене он о своей работе не рассказывал, но медалью «За отвагу» гордился больше, чем другими.

           Пока родители были на Урале, в их московский дворик упала бомба. Дом выстоял, но оконные стёкла были выбиты. Тогда это была окраина Москвы. И новое большое здание, выделявшееся среди небольших построек, служило отличной мишенью для фашистских стервятников. Дом  целый и невредимый  стоит и сегодня, теперь уже по соседству со станцией метро Войковская, а раньше до дома надо было ехать несколько остановок на трамвае от конечной станции метро «Сокол».

         -   Мои родители мечтали о детях, но война спутала все планы, - вступает в беседу Татьяна Филиппова.

              Когда же Красная Армия стала теснить немецких захватчиков на Запад, и почувствовалось первое дыхание Победы, они решились. Мама  считала, что если вдруг отец погибнет на войне, то пусть в память о нём останется дочь или сын. К счастью, отец остался жив, но чуть не рассталась с жизнью я.  Мама рассказывала об этой истории со слезами, да и мне тяжело писать об этом.

             Я оказалась в роддоме, где умерщвляли детей. Мальчики умирали сразу, девочки – после выписки. Я умирала долго и мучительно.  Лечащие врачи ничем не могли помочь, они считали меня безнадёжной. Но мама не могла смириться с этим и усиленно боролась за мою жизнь.

             Ей удалось попасть на приём к профессору в Академию медицинских наук. Профессора заинтересовал этот случай. И так как ребёнок всё равно был обречён, то с согласия мамы, врач стал испытывать на мне новое лекарство. И я стала поправляться.
            Но организм был настолько истощён, что дальнейшее моё детство – это бесконечная череда болезней. Я перенесла почти все детские заболевания, многие с осложнениями. До сих пор перед глазами мелькают белые халаты моих врачевателей, которые сохранили мне жизнь, и я по сей день вспоминаю о них с любовью и благодарностью. А два слова: «Терпи» и «Так надо» - врезались в моё сознание намертво с самого детства.

          Когда я подросла, то поняла, что надо самой бороться за жизнь, и стала активно заниматься физкультурой, от которой меня всегда освобождали по состоянию здоровья. И уверовала, что движение – это жизнь, здоровье. Сегодня это моё лучшее лекарство.

      Себя я помню в возрасте двух с половиной лет, очевидно потому, что тогда в нашей семье произошло важное событие – у меня появился брат. Жили мы тогда всё в той же полутёмной 9-и  метровой комнате. В коммунальной квартире было пять семей и в каждой – дети.

       Жили очень дружно. Дети играли или в чьей-то комнате, или коридоре, Проблем, с кем оставить ребёнка, не существовало. На всю жизнь запомнилась наша длинная кухня, по одной стороне которой стояли столы,
непременным атрибутом которых  была керосинка, – дом ещё не был газифицирован.

                Пожалуй, единственное, что  раздражало Танюшу в то время – это небольшая палатка в середине  замечательного, зелёного двора. К ней почти постоянно тянулась длиннющая очередь. Иногда в этой очереди стояли и они с мамой. Это было очень скучное и утомительное занятие, но девочка  мужественно терпела потому, что с раннего детства в неё было заложено понятие, что «так надо».

           Это был период, когда ещё продолжала действовать карточная система. Несмотря на бытовые трудности, у семьи Филипповых остались тёплые воспоминания о жизни в той квартире. Даже когда все переселились в новые квартиры, взрослые продолжали созваниваться и общаться.

        В канун нового 1948 года  семье выделили две большие, светлые комнаты, но  конечно, тоже в коммунальной квартире. Это был райский подарок!  О своём  доме и улице, где Таня прожила много лет  и, конечно же, школе №397 она готова рассказывать бесконечно:
 
          - 1951 год. Мне 7 лет, пора в школу. Я никогда не ходила в детский сад, но получила хорошее домашнее образование. Мама – педагог, а с 1949 года в нашей семье стала жить мамина родственница Мария Андреевна, которая вырастила её, так как мама осталась  «круглой» сиротой ещё в младенчестве.
          Мария Андреевна всю жизнь проработала в сельской начальной школе, имела несколько наград – медали и орден Ленина. Она была одинокой и взяла на  воспитание мою маму. Она так хорошо подготовила маму к школе, что та не только в школьные годы  радовала  Марию Андреевну, но и впоследствии  пошла по её стопам, получив педагогическое образование.

         Весь личный архив Марии Андреевны Николаевой я передала в Краеведческий музей города Покрова Владимирской области, недалеко от которого она работала. Для нас, детей, она была настоящей бабушкой. Мы её очень любили и ласково звали «бабуля». С нами она тоже очень усердно занималась, и поэтому в школу я пришла абсолютно подготовленной: умела читать, писать и считать, знала всю политическую карту мира. Так что сначала для меня ничего нового в школе не было. Новым был коллектив – 42 ученицы. Классы тогда были большими. Школа работала в две смены, а в 40-е годы – даже в три.

            Наша школа №397 по улице Чкалова была на хорошем счету. Её называли просто «школа не горке», и многие стремились в неё попасть. Сначала школа была женской, но в 1954 году ввели совместное обучение, и к нам пришли мальчики. Моему брату очень повезло: он как раз должен был идти в первый класс, и мы оказались с ним в одной школе.

             Училась я легко, была «круглой» отличницей. Но в 1961 году, когда я заканчивала 10 класс, у нас случилось несчастье: серьёзно заболела мама. В марте её положили в больницу, откуда она уже не вышла. Все заботы о семье легли на меня. Нашей бабули к тому времени уже не было. У папы было очень плохо со здоровьем, он только что перенёс обширный инфаркт. Брату -   14 лет.

              Я окончила школу на 4 и 5. 22 июня был выпускной вечер, а 22 августа умерла наша мама. Ей было 42 года. Папа пережил маму на 11 лет и умер, когда ему было 56 лет.
               

               С окончанием учёбы в школе перевернулась ещё одна жизненная страница Татьяны Филипповой, но много интересного ещё ждало  впереди. Она получила высшее образование, работа инженера – связиста  увлекла. А потом  появилось ещё одно увлечение, может быть, даже более радостное – сынок.

                Но она  настолько была привязана к своей любимой школе и её учителям, что забегала туда хотя бы на минутку. В 2007 году, к 70-летию  школы №397, вышла книга, в которой по крупицам собраны все знаковые события этого учебного учреждения, начиная со дня его основания. Автор её -  Александр Николаевич Горбачёв, учитель истории, работавший в  школе в 70-е годы.  Он историк – от Бога. Сейчас  преподаёт в соседнем лицее №1581(бывшая школа №401). Но написание книг по истории школ настолько захлестнуло его, что это занятие вряд ли когда отпустит Александра Николаевича.

               Татьяна помогала ему собирать материалы о  школе. В эту интересную работу включились многие бывшие учителя и ученики. Потому книга «Страницы истории школы № 397» и увидела свет. Для всех: и учеников, и учителей, и родителей - это большой подарок.
              Изыскания настолько захлестнули Филиппову Татьяну Михайловну, настолько увлекли её, что  и по сей день, её, внештатного сотрудника Краеведческого музея города Покрова Владимирской области, можно нередко встретить  на раскопках этого города, в которых наряду с настоящими археологами, принимают участие и, влюблённые в историю края, помощники.

                P.S. от Татьяны Михайловны Филипповой:    У меня на всю жизнь сохранились самые тёплые воспоминания о нашей школе, и, конечно, о моей первой учительнице Ольге Харитоновне Артюховой. Для меня школа по-прежнему - второй родной дом, и я до сих пор общаюсь с учителями, которые дали мне путёвку в жизнь.


Рецензии