Почему мы - казахи

Понятие нации – весьма любопытное явление. Лично я не люблю такое распределение людей, хотя испокон веков человечество делится на всевозможные группы для решения каких-либо насущных задач. На мой взгляд, национальность – это одна из форм такого объединения или лучше сказать – разделения.

Если верить всезнающему ГУГЛу, нация - это устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры.

Рассмотрим первый параметр – язык. На каком языке мы только не говорили, каких только диалектов не существовало. Интересно, на каком языке говорили мои пращуры одну, две, три тысячи лет назад? На данный момент, в нашей стране, на паритет казахского и русского языков интенсивно наступает английский, где-то выглядывают «уши» китайского. Процесс динамичный!

Второй параметр, территория, тоже вещь условная. На текущий момент крупные диаспоры казахов живут в десятках стран, и у нас живет почти 30% граждан, которые себя казахами не считают. Глобализация!

Экономическая жизнь, третья позиция. Тут общность имела смысл в 18 веке, когда 90% населения занимались кочевым скотоводством. Но и тогда про тех, кто переходил на земледелие, говорили «ушел в узбеки», а земледельцев, которые переходили на кочевой образ жизни – «ушел в казахи».

Сейчас, среди казахов, кого только нет, от чабана в степях Монголии до ученого биохимика в Силиконовой долине, от шахтера Караганды до космонавта.

Какая общность, тем более экономическая, между учителем с зарплатой 60 000 и миллиардером из списка Форбс? А психологический склад холеричного «адайца» и флегматичного «аргына» в один котел?

Более обоснованное деление людей, если уж делиться, то по психотипам. Психотипы, это вообще отдельная тема!

Общность культуры людей, которые говорят на «шалаказахском», поют на английском, матерятся на русском, обедают в «Узбечке», ужинают в корейском кафе, с утра пьют кофе в немецкой кофейне, одни балдеют в «Венской опере», другие бренчат на домбре в степи. Вся палитра, смесь всего со всем.

Все-таки, я склоняюсь к тому, что зачатки вышеназванных параметров, характерных для определенного периода в истории, хорошо использовали политики для решения каких-то политических задач.

Определение нации в политику ввел кардинал Ришилье. Наверняка, на тот момент, ему это потребовалось сделать, исходя из политической или иной необходимости, возможно, для того, чтобы найти какую-то идентичность между народами Франции – бургунцами, корсиканцами и прочими.

Но и нашим ханам-объединителям, таким, как Хак-назар, Керей, Джанибек, Аблай, нужен был этот термин для решения задач той эпохи. Отдадим им должное, они свое дело сделали. В жестоких условиях средневековья, когда кругом враги,  сбиваться в волчью стаю, это вопрос выживания.

Подойдет ли этот инструмент для решения задач нашей эпохи и как это проявилось на нашем пространстве? Мир становится толерантным, он глобализируется. У склонных к объединению больше шансов на успех. Но все-таки, кто же мы?

Рассмотрим на моем примере. Скорее всего, мои предки жили в Евразийском пространстве. В свою очередь, это пространство когда-то составляли тюркские каганаты, турки, туркмены – это остатки этого явления. Туркмен в переводе означает «я турок». Значит, я тоже могу сказать: «Я турок». Позже, когда племена распадались, кем только мы не были: половцами, гуннами, кипчаками…

Если взять период завоеваний Чингисхана, то он выделил улус «Золотая Орда» для старшего сына Джучи. Хан Батый родился в центре Казахстана, в Улытау, столице Золотой Орды. Так что я могу сказать, что я не только тюрок, но и золотоордынец, тем более род «аргын» поддерживал Чингизхан.

Понятие «казах», скорее всего, появилось внутри Золотой Орды, т.е. кому-то было поручено охранять караванные пути, своего рода территориальная армия на самообеспечении, т.е. те, кто платит дань кровью, служивое сословие.

Позже, эти казахи разделились на православных и правоверных. Православные – это, в большинстве своем, предки так называемых русских казаков, а правоверные – это мы. В любом случае корни этих двух ветвей лежат в одной плоскости, с одного корня растут.

Кроме того, среди казахов есть такие объединения, как крупный род, к которому я принадлежу. Мой род называется «аргын», этот термин появился раньше, чем «казах». Более поздние племенные объединения называются каракесеки, туда вхожу и я. Мы, выходцы из Сибири, из-под Тобольска, об этом свидетельствуют сохранившиеся документы. Мои предки, «аргыны», после распада Золотой Орды (улусы Джучи), перешли к Тимуридам (современный "аргын", я могу считать себя еще и узбеком, и сибиряком одновременно! Тобольск – столица Кошимхана, значит, называться «кошимом» – тоже правильно.

Итак, я - половец, скиф, золотоордынец, аргын, каракесек, сибиряк, кошим, и, возможно, еще кто-то. А еще мы все когда-то жили в СССР, значит, с твердой уверенностью могу сказать, что я – советский человек. Таков достаточно длинный путь родословной или же «шежире» одного отдельно взятого физического лица.
 
Один русский шовинист доказывал, что казахов и белорусов не было, их создали. Есть у них теория, что казахи появились из ниоткуда, эту национальность просто создали. Или, к примеру, белорусы, они тоже «придуманы». Представим себе, вот степь, ковыль колышется, стрекочут кузнечики, и вдруг там, из ничего, появились казахи, как будто, из воздуха образовались. Создали, смешней не придумаешь!

У первого человека, которого назвали «казах», были папа и мама, и сам он кем-то да был. Поэтому говорить о том, что какая-то национальность была создана, большая глупость. Если нас кто-то образовал, то из чего сделал, не из глины же! Первично само понятие - человек, или Адам, как говорят казахи, а все остальное уже формы объединения.

Еще раз повторю: люди склонны объединяться ради решения политических, экономических или каких-то других задач на определенный момент. Думаю, понятие «казах» закрепилось, когда вводился такой документ как паспорт, а в нем – пятая строка. Вот в ней и закрепилось определение «казах», а могло быть любое другое – тюрок, советский гражданин, аргын, киргиз, кошим и пр.

Если покопаться в родословной любого человека, к примеру, русского, то и у него обнаружится много интересного. Можно копнуть в родословную до вятичей, кривичей, древлян, северян и пр., вспомнить, что многие, до Золотой Орды, были гражданами различных княжеств. Порыться в поморах, саянах, полехах, казаках, вспомнить еще и восточных славян. Много интересного можно обнаружить.

Немцы и не догадываются, что мы зовем их немцами, они говорят о себе «дойч». В их родословной есть пруссаки, баварцы и др. и если заглянем в дебри германских племен (баварцы, франки, готы, саксы, швабы и пр.), то вспомним, что Германия до Бисмарка состояла из лоскутков десяток самостоятельных государств, не каждый немец разберется кто он и откуда!

То же самое с французами, англичанами, китайцами и другими, и если копнуть, можно уйти в такие дебри… Никто не может сказать, что Бог создал его, например, немцем. Вообще, знает ли Бог, что мы поделились на нации и так серьезно это воспринимаем? Он просто смеется над нашими потугами.

В разные времена различные объединения имели смысл. Но мир меняется, глобализируется, задачи тоже меняются. Сегодня удобнее было бы различать людей по типу характера и отношению к работе, к примеру, на пьющих и не пьющих, читающих и не читающих, тех, кто ходит в горы или, наоборот, любит плавать, смотреть сериалы, по психотипам (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик) и т.д. Это более логично и рационально, чем на национальности и, тем  более, на религии.

Вспомнилась одна еврейская мудрость. Молодой человек спросил у старого еврея, почему люди делятся на нации, религии, партии, фракции. Тот ответил: люди делятся на умных и дураков. А дураки делятся на нации, религии, партии, фракции.

Прислушаемся к этим словам и будем помнить, что мы составляем одно единое понятие – человечество.

Адам болаик – будем людьми!


Рецензии
Я азиатка из Чуйской Долины. Когда я отучилась в Туркестане и начала работать в школе в украинском селе, моя любимая тётя сказала мне, что немцев всегда уважали за трудолюбие. Эти слова для меня имели большой вес. Я немка.
Для меня большой вес имеют и высказывания, что Азиаты очень гостепримны. Что Казахи спасали нас от голода и холода, до и во время, и после ВОВ. Ваши предки спасли много жизней. Не только немцев, но и турков, чеченцев, корейцев и представителей других малых народов.
Каждый народ имеет что-то ценное, ему свойственное и этим стоит гордиться.

Нелли Камерер   10.09.2023 19:50     Заявить о нарушении
У всех есть свои плюсы и минусы.Тут просто я хотел подчеркнуть тот факт что мы едины в своем происхождении.Все люди братья!

Талгат Алимов   21.09.2023 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.