Блок. Я вырезал посох из дуба... Прочтение

33. «Я вырезал посох из дуба…»







                Я вырезал посох из дуба
                Под ласковый шопот вьюги
                Одежды бедны и грубы,
                О, как недостойны подруги!

                Но найду, и нищий, дорогу,
                Выходи, морозное солнце!
                Проброжу весь день, ради бога,
                Ввечеру постучусь в оконце.

                И откроет белой рукою
                Потайную дверь предо мною
                Молодая, с золотой косою,
                С ясной, открытой душою.

                Месяц и звезды в косах…
                «Входи, мой царевич приветный.»
                И бедный дубовый посох
                Заблестит слезой самоцветной…
                25 марта 1903






     - «Одежды бедны и грубы, // О, как недостойны подруги!» - его нищие одежды недостойны, чтобы в них появиться у подруги.

     - «Проброжу весь день, ради бога» - прося милостыни.

     Уж не будем придираться и просить уточнить: сколько кос у «молодой» – одна: «…с золотой косою» или некоторое не исчисленное количество: «Месяц и звезды в косах», обратим внимание на явную эйфорию, и затаенное чувство вины: и подруги – «недостойны», и сам он – «нищий», и дверцу перед ним, «царевичем» открывают «потайную», и его посох блестит «слезой».
    
    В рамках трехкнижья данное стихотворение - это глава из сюжета о страннике. Вот предыдущее:

                "Погружался я в море клевера,
                Окруженный сказками пчел.
                Но ветер, зовущий с севера,
                Мое детское сердце нашел.

                Призывал на битву равнинную —
                Побороться с дыханьем небес.
                Показал мне дорогу пустынную,
                Уходящую в темный лес.

                Я иду по ней косогорами
                И смотрю неустанно вперед,
                Впереди с невинными взорами
                Мое детское сердце идет.

                Пусть глаза утомятся бессонные,
                Запоет, заалеет пыль…
                Мне цветы и пчелы влюбленные
                Рассказали не сказку — быль.
                18 февраля 1903"


     И напомню стихотворение-вступление к «Стихам о Прекрасной Даме»:

                Отдых напрасен. Дорога крута.
                Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

                Дольнему стуку чужда и строга,
                Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

                Терем высок, и заря замерла.
                Красная тайна у входа легла.

                Кто поджигал на заре терема,
                Что воздвигала Царевна Сама?

                Каждый конек на узорной резьбе
                Красное пламя бросает к тебе.

                Купол стремится в лазурную высь.
                Синие окна румянцем зажглись.

                Все колокольные звоны гудят.
                Залит весной беззакатный наряд.

                Ты ли меня на закатах ждала?
                Терем зажгла? Ворота отперла?
                28 декабря 1903

      Особого счастья обитательнице терема - "молодой, с золотой косою", - он не принесет. Вот более позднее стихотворение из того же сюжета:

                "В густой траве пропадешь с головой.
                В тихий дом войдешь, не стучась…
                Обнимет рукой, оплетет косой
                И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.
 
                Вот здесь у меня – куст белых роз.
                Вот здесь вчера – повилика вилась.
                Где был, пропадал? что за весть принес?
                Кто любит, не любит, кто гонит нас?»
 
                Как бывало, забудешь, что дни идут,
                Как бывало, простишь, кто горд и зол.
                И смотришь – тучи вдали встают,
                И слушаешь песни далеких сел…
 
                Заплачет сердце по чужой стороне,
                Запросится в бой – зовет и мани;т…
                Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» –
                И опять за травой колокольчик звенит…
                12 июля 1907"

Скажет, "Прощай" и остается ждать, ждать, ждать... В своем домике, в своем саду, где вечерами, небось, тоже поют и поют соловьи...

    И в исходном стихотворении, в данной главке трехтомника, вочеловечивания, «Царевна»  царственные черты подрастеряла, и встречает она – тайком! - любовника, а не любимого, встречает нищего, с занятным посохом, то есть «поэта и человека»,   а не «провидца и обладателя тайны».

     (И напомню о литературном источнике девицы в тереме:  «Источник ее — стихотворение Я. Полонского «Царь-Девица», оказавшее огромное воздействие на образную систему «Стихов о Прекрасной Даме».» Д.М. Магомедова. Автобиографический миф в раннем творчестве А.А. Блока («Стихи о Прекрасной Даме»)
     Приведу упомянутое стихотворение полностью:

ЦАРЬ-ДЕВИЦА

                «В дни ребячества я помню
                Чудный отроческий бред:
                Полюбил я царь-девицу,
                Что на свете краше нет.

                На челе сияло солнце,
                Месяц прятался в косе,
                По косицам рдели звезды,—
                Бог сиял в её красе…
               
                И жила та царь-девица
                Недоступна никому,
                И ключами золотыми
                Замыкалась в терему.
               
                Только ночью выходила
                Шелестить в тени берез:
                То ключи свои роняла,
                То роняла капли слез…
               
                Только в праздники, когда я,
                Полусонный, брел домой,
                Из-за рощи яркий, влажный
                Глаз её следил за мной…
               
                И уж как случилось это,—
                Наяву или во сне?!
                Раз она весной, в час утра,
                Зарумянилась в окне: —
               
                Всколыхнулась занавеска,
                Вспыхнул роз махровых куст,
                И, закрыв глаза, я встретил
                Поцелуй душистых уст.
               
                Но едва-едва успел я
                Блеск лица её поймать,
                Ускользая, гостья ко лбу
                Мне прижгла свою печать.
               
                С той поры её печати
                Мне ничем уже не смыть,
                Вечно-юной царь-девице
                Я не в силах изменить…
               
                Жду, — вторичным поцелуем
                Заградив мои уста,—
                Красота в свой тайный терем
                Мне отворит ворота…»


Блок А. А. - Белому Андрею, 25 июля 1904 г.  – О кораблях
 Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     - «... Молодая, с золотой косою ...» и след. - Образ имеет отчетливый национальный колорит. Ср. в письме Блока от 14 декабря 1902 г. к Л.Д. Менделеевой: "Настоящее все вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки".
     О биографической основе образа "золотой косы" см. коммент. к стих. "Мне страшно с Тобой встречаться ... ".
     [
      В указанных Примечаниях нет образа "золотой косы". Вот наиболее близкое:

      - "Мне страшно с Тобой встречаться" и след. - Ср. в неотправленном письме к
Л.Д. Менделеевой от 31 октября 1902 г.: "Мне было бы страшно остаться с Вами. На всю жизнь - тем более. Я и так иногда боюсь и дрожу при Вас, незримый. Могу или лишиться рассудка, или самой жизни ( ... ) Но остаться с Вами, с Вами, с Вами...".
     ]
     - «Месяц и звезды в косах ...» - См. коммент. к стих. "Пробивалась певучим потоком ... ".

     [
      - «... Солнце, месяц и звезды в косе».- Фольклорный образ, широко использованный русской поэзией XIX в. Ср. у Пушкина в "Сказке о царе Салтане": "Месяц под косой блестит, /1 А во лбу звезда горит", а также у Я. Полонcкого ("Царь-девица", 1880): "На челе сияло солнце,// Месяц прятался в косе, По косицам рдели звезды ... " (cр. коммент. к стих. "Вступление").
     Образ имеет и другое происхождение. Ср. в Апокалипсисе о "Жене, облеченной
в Солнце": "Под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откр. XII, 1).
    ]

Другие редакции и варианты
     - «Но найду голубую дорогу ...» (ЗК , ст. 5)- Ср.: "Над твоей голубою дорогой" ("Ты прошла голубыми путями ... ") и "Я искал голубую дорогу ... ". "Небесная" символика "голубого" ("лазурного") соотносится с образом "Ты" (ср. цветовую гамму сборника А. Белого "Золото в лазури", 1904).

»

               


Рецензии