Сын турецко-поданного и его наследники

Остап Бендер - один из последних плутов, который и в настоящее время вызывает не презрительную ненависть, а вполне доброжелательное сочувствие по крайней мере у российского читателя.

Мы радуемся, когда кого-нибудь из бесконечной когорты современных мошенников (сейчас их называют «коррупционерами») арестовывают. Но встретив случайно на улице улыбающегося Остапа Бендера, наверняка бы, здороваясь, невольно протянули ему руку.

Дело в том, что романтический образ «великого комбинатора» в ряде случаев вполне можно идентифицировать с собственным «Я». Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей не посягал на существующую «советскую действительность», он её просто не замечал и по возможности – когда элегантно, когда не очень – игнорировал. Заметив, впрочем, что ему «скучно строить социализм». Надо признать, что это замечание гениально по своей исторической значимости, если учитывать, что сделано оно было до 1927 года.

Появившись на странице романа «с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки», Остап сразу завоёвывает расположение читателей остроумным ответом попрошайке: «Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?». Кто бы подумал тогда, что это фраза, как и многие его другие высказывания, почти сотню лет сохраняются в нашем лексиконе?

Обаяние Остапа Бендера вызвано ещё и тем обстоятельством, что все другие герои повествования никакого сочувствия не вызывают. Согласитесь, довольно опасный для авторов в социальном отношении «кастинг», но в 1927 году он цензуру ещё прошёл.

Присутствуют и объективные причины обаяния этого шулера: он умён, находчив, не лишён благородства и даже склонен к мечтательности. Остап никого не убивает, не бунтует, он просто хочет жить хорошо и богато. Желание, которое вполне совместимо с желаниями нашего времени.

Образ «великого комбинатора» выглядит очень современно, но в период молодой Совдепии этот персонаж вызвал массу критических замечаний официоза. Тем не менее огромному количеству читателей Остап Бендер полюбился (другое слово подобрать трудно). И после трагической гибели в первом романе читатели потребовали «Оживить героя!» и продолжить описание его приключений. (Нечто подобное имело место в случае другого литературного героя – Шерлока Холмса).

Желание читателей – закон для авторов. Был написан «сиквел» под названием «Золотой телёнок», который издали в 1931 году сначала в журнальном варианте. Последовали переводы и публикации за границей и в 1933 году роман наконец-то издали в СССР отдельной книгой.

А где здесь обещанный «Безумный персонаж?» - воскликнет возмущённый читатель.

И будет прав. «Безумного персонажа» нет! Есть многомиллионное общество, ставших в одночасье «советскими людьми», «обезумевших» от неожиданно открывшихся перед ними обещанными беспредельными возможностями «светлого будущего», которое они ждут по настоящее время. Их «социальным безумием» «великий комбинатор» весьма беззастенчиво и пользовался.

Многие и сегодня жаждут «всего и сразу», так как мало что изменилось в нравственном отношении за последние девяносто лет. В отличие от героя Ильи Ильфа и Евгения Петрова современные «остапы бендеры» размножились в таких неимоверных количествах, что сейчас арест и суд десятка-других «великих комбинаторов» современности не вызывает ни у кого желания крикнуть: «Освободите героя!» А фальшивые фирмы-однодневки по типу «Рогов и копыт» убеждают нас, что сие ноу-хау отнюдь не принадлежность нашего времени. Только масштабы современных уже измеряются миллиардами рублей. «Комбинаторов» судят, сажают, но волна социокультурной дебильности охватило уже такое количество чиновников-коррупционеров, что они могли бы с гордой поднятой головой крикнуть: «Всех не пересажаете!» (Напомним, что перевод с латинского слова «corruptio» означает «растление»).

Но будем объективны. Некоторые психопатологические черты безусловно присутствуют и в личности Остапа Бендера. Иначе он вряд ли бы остался в читательской памяти столь запоминающимся персонажем. Этот факт подтверждают не только повторяющиеся издания романов (они находились под запретом с 1949 по 1956 гг.), но и многочисленные памятники «великому комбинатору», установленные в разных российских (и не только) городах. Это ли не свидетельство «глубинной» народной любви к плутам разного рода?
 
У Остапа Бендера присутствуют: виртуозная, почти патологическая способность к вранью; инфантильное желание получить всё и сразу, не занимаясь при этом систематическим трудом; склонность к авантюризму.
Эти характеристики социопата по классификации психических болезней относят к «Диссоциальному расстройству личности».

***

Опубликовано на сайте журнала «Наша Психология» 30.03.2019 г.


Рецензии
Никогда не понимал, почему Ильф и Петров зацепились за образ Остапа Бендера. Т.е. наверняка существуют аферисты, ну и что? У авторов получилась хорошая комедия авантюрных абсурдов, и её весело читать, это да. Но что они хотели вообще сказать? Что некие "пережитки прошлого" свободно болтаются в новой социальной реальности? В конце концов, видимо в угоду политическому климату, авторы таки приводят героя к краху, и всех его подельников. Вот вопрос: они для этого затеяли книжку, или просто развлекались, изобретая афёры, которые потенциально можно провернуть в среде реального социализма? И как это вообще пропускала цензура?

Владимир Прозоров   30.08.2019 21:40     Заявить о нарушении
А что хотят сказать все авантюрные романы, которых в СССР (современную литературу знаю плохо) было раз-два и обчёлся? Думаю, что им самим весело было писать такой текст (в этом смысл любого творчества - доставлять радость творящему), а нам до сих пор интересно его читать. И герой недаром не забывается по настоящее время. Возможно именно в последнем обстоятельстве и заключается главный смысл книги, на который вполне возможно авторы и не рассчитывали. А цензура, окрепнув, в конечном итоге их и запретила. Авторы даже немного "пережили" Зощенко, сатира которого умолкла несколько раньше (возможно уже по психопатологическим мотивам самого автора). В середине 30-гг "ordnung muss sein" в стране и навели. (И сейчас его наводят. Писатель Трифонов сказал, что если в России повторится тоталитарный режим, значит она проклята). В Бендере при всей социальной негативности образа есть ощущение свободы личности. А иначе - почему он большинству читателей нравится до сих пор? Лично у меня к нему отношение положительное. Даже при всей своей привычке рыться в "грязном белье" авторов и персонажей...
За отзыв и своё мнение - спасибо.

Александр Шувалов   31.08.2019 09:33   Заявить о нарушении