Блок. У забытых могил пробивалась... Прочтение
С. Соловьеву
У забытых могил пробивалась трава.
Мы забыли вчера… И забыли слова…
И настала кругом тишина…
Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,
Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
Разве сердце Твое — не весна?
Только здесь и дышать, у подножья могил,
Где когда-то я нежные песни сложил
О свиданьи, быть может, с Тобой.
Где впервые в мои восковые черты
Отдаленною жизнью повеяла Ты,
Пробиваясь могильной травой.
1 апреля 1903
С. Соловьёв – троюродный брат Блока, племянник философа Владимира Соловьёва. В те годы воспринимался Блоком как брат по духу.
- «Мы забыли вчера». - забыли вчерашний день.
Напомню, что «грядущая могила» была в «пророчестве» Блока:
«Сбылось пророчество мое:
Перед грядущею могилой
Еще однажды тайной силой
Зажглось святилище Твое.
И весь исполнен торжества,
Я упоен великой тайной
И твердо знаю – не случайно
Сбывались вещие слова.
7 марта 1901»
В свою очередь «пророчество» – очевидно, воспоминание об одном из мистических явлений, происшествий, видений, которое произошло в ранней юности. Возможно, суть "пророчества" изложена в стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
(О том же происшествии, я думаю, вспоминал Блок в своем знаменитом стихотворении «К Музе»( «Есть в напевах твоих сокровенных»):
« …на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил...
29 декабря 1912»
То есть была мучительная, бессонная ночь, и когда, на рассвете, он уже ощущал себя на грани смерти, то "попросил утешений Музы" - попробовал из всего этого ужаса сделать стихотворение - "пророчество". О чем намекнул в не менее знаменитом «Как тяжело ходить среди людей»:
«И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства...
10 мая 1910»)
А как в том кругу воспринимались «могилы» можно прочитать в воспоминаниях Андрея Белого (после похорон отца):
«…с того дня на закате ходил в монастырь, чтоб сидеть перед еще живыми цветами цветущей могилы, едва озаряемой вспыхами маленького темно-розового фонаречка надгробного; мраморный ангел взвивал свои белые крылья с соседней могилы.
…Здесь под ангелом, глядя на вспыхи лампадок, на ряд точно руки подъявших распятий, внимая звененью фарфоровых, бледных венков, я испытывал необъяснимую радость; мой спутник, склонясь локтями в колени, без шапки, твердил в розоватые зори стих Блока, написанный только что, столь мной любимый в те дни:
У забытых могил пробивалась трава
»
Но о чём исходное стихотворение? Что пророчество – на грани свершение?! Нет, в стихотворении нет предчувствования, нет ожидания чуда, нет готовности к собственному подвигу – в нем сладкая ностальгия, грустная ирония по себе юному и наивному и – безнадежность.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «У забытых могил пробивалась трава ...» - Навеяно воспоминаниями о М. С. и О.М. Соловьевых (с.394 наст. тома)
[ стр 394:
«...А.А. Кублицкая-Пиоттух, мать поэта, с начала 1898 г. посылает его стихи своей двоюродной сестре О.М. Соловьевой - художнице, жене педагога и переводчика
М.С. Соловьева (брата философа Вл. Соловьева). В августе 1898 г. Блок уже сам привозит Соловьевым в Дедово первую беловую тетрадь своих стихов, а летом 1901 Г.- вторую(см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 168-169, 173).
...В 1898-1903 гг. Блок и его мать отправляют Соловьевым в Москву большинство вновь создаваемых стихов (в списках). О.М., М.С. Соловьевы и их сын Сергей (троюродный брат Блока, в те годы- гимназист) знакомят с произведениями Блока Андрея Белого, который снимает с некоторых из них копии.
... В Автобиографии 1915 г. Блок с признательностью называет Соловьевых- тех, кто первыми "обратил внимание( ... ) со стороны" на его стихи. О.М. и М. С. Соловьевы способствовали появлению стихов Блока в печати. Хотя стихи, посланные О.М. Соловьевой З.Н. Гиппиус, поэтесса "разбранила" (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 176), а отправленные самим Блоком 10 сентября 1901 г. по рекомендации Соловьевых в редакцию книгоиздательства "Скорпион" четыре стихотворения не привлекли внимания В.Я. Брюсова (см.: ЛН. Т. 92.
Кн. 1. С. 479-480), все же две из трех первых подборок стихотворений Блока (вышедших почти одновременно) увидели свет в журнале Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус "Новый путь" (1903. №3. С. 48-59) и в альманахе "Северные цветы" (М., 1903. С. 93-99), выходившем в руководимом Брюсовым книгоиздательстве "Скорпион"».
]
...соединяет темы смерти и грядущего воскресения (связанного с образом "Ты", а также с "пасхальной" тональностью стихотворения). Образ травы на могиле как символ победы жизни над смертью см. у Фета ("Alter ego", 1878; совпадает и
метр обоих стихотворений) .
- «...мои восковые черты ...» - О "восковых чертах" своего героя, "неживого", но "ожидающего воскресения", Блок упоминает в письмах к А. Белому и в статьях 1903-1905 гг .
»
Свидетельство о публикации №219082200453