Первый трижды Герой Союза ч. 43

На съёмках документального телефильма «Неизвестная война» (СССР — США). Разговор с ведущим Бертом Ланкастером. 1975 г.

В это время нарастающий гул в воздухе заставил всех поднять головы. Над аэродромом на запад шли в колоннах сотни бомбардировщиков. Их сопровождали истребители. Мы знали, они будут наносить удары по важнейшим объектам в глубине обороны противника и по его резервам. Через час после них к переднему краю фронта потянулись группы «илов». С КП дали команду нашим лётчикам, находившимся в воздухе: – Не допустить к Нейсе ни одного вражеского истребителя! На реке работают «горбатые»! – Вас поняли! Пока в воздухе противника нет. Ведем поиск! – передали командиры групп истребителей. Сегодня у летчиков дивизии особая задача: обезопасить действия «илов», ставящих над Нейсе дымовые завесы на фронте в несколько сотен километров. Надо было ослепить противника на переднем крае обороны, дезориентировать его, скрыть место форсирования реки главными силами фронта. Несколько затихшая артподготовка после постановки дымовых завес снова загрохотала в полную силу. Артиллерия поддерживала переправу передовых частей и соединений на противоположный берег реки. Форсировав водную преграду, соединения общевойсковых армий и передовые танковые бригады успешно прорвали первую полосу фашистской обороны и продвигались ко второй. Вечером в прорыв начали вводиться основные силы танковой группировки фронта. В этой операции дивизии Покрышкина предстояло прикрывать танковую армию ген. Д.Д. Лелюшенко. Две авиадивизии авиакорпуса, офицеров Горегляда и Крюкова, защищали с воздуха танковую армию ген. П.С. Рыбалко. Командование авиадивизии учло опыт предыдущих боев и сделали всё, чтобы более оперативно, чётко взаимодействовать с танковыми бригадами.

Передовой КП под руководством недавно назначенного зам. комдива п/п-ка О. М. Родионова перебрался через Нейсе с главными силами танкистов Лелюшенко. Он и взял на себя управление действиями истребителей при патрулировании. Олег Родионов умело справлялся с обязанностями. Сказывался большой накопленный опыт руководства действиями групп истребителей с земли. Сам он не раз водил и группы на боевое патрулирование, на штурмовки наземных целей, провёл много воздушных боев. За подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В воздухе было полное господство советской авиации. Вражеские лётчики делали попытки прорваться в район боев небольшими группами, пытались наносить штурмовые удары по нашим стремительно наступающим танковым войскам, которые неудержимо рвались к третьей линии обороны. Но наши воздушные бойцы были начеку. Патрулирующие группы стремительно атаковывали «фоккеров» и «мессершмиттов». И те, не выполнив своих задач, уходили на запад. При преследовании удавалось сбивать лишь небольшое количество вражеских самолётов. Чтобы не возвращаться домой с неизрасходованными боеприпасами, лётчики-истребители, закончив патрулирование, наносили удары по отступающим войскам и резервам противника. В успешном решении штурмовых атак по наземным частям врага важную роль сыграли тренировки на полигонах ещё при базировании на автостраде. На третий день наступления танковая группировка фронта с ходу прорвала третью вражескую полосу между городами Котбус и Шпремберг, превращёнными врагом в крупные узлы обороны. Советские войска вышли на оперативный простор. Путь на Берлин и Эльбу был открыт и танковые армии в едином порыве устремились на северо-запад.

Фашистское командование, понимая, что назревает катастрофа, бросило против танкистов генералов Рыбалко и Лелюшенко свои последние резервы наземных войск и авиации. Группы вражеских истребителей отчаянно рвались к переправам на Шпрее для нанесения по ним штурмовых ударов. Воздушные бои стали носить ожесточённый характер. Прибывшая утром на прикрытие переправ на Шпрее восьмерка Константина Сухова связалась с О. Родионовым на передовом КП дивизии. - Я - «пятидесятый», пришел на работу! Сообщите воздушную обстановку! - В районе прикрытия противника нет. Возможен подход его на малой высоте, маскируясь дымкой. Ведите там поиск! Внимательно наблюдая за фоном земли, задымлённым от пожаров, Сухов обнаружил четверку «Фокке-Вульф-190». Они шли на переправы. Предупредив лётчиков группы о противнике, Сухов ударной четверкой атаковал вражескую группу со стороны солнца. Молниеносный удар сверху – и три «фоккера» горящими сваливаются к земле. Четвертый пытается уйти вверх. Но там группа Бондаренко. Лётчики бдительно следят за обстановкой. Увидев, что «фоккер» устремился ввысь, атакуют и сбивают его. Только успели расправиться с четверкой, как к месту боя подошла восьмерка «Фокке-Вульф-190». Снова последовали атаки по гитлеровским машинам. Сухов и Голубев зажигают два, а вскоре Бондаренко и Душанин ещё два самолёта. В это время с КП поступило новое сообщение: – Сухов, к вам идет третья группа противника. Будьте внимательны! Приказав Бондаренко вести бой с четверкой, своим звеном Сухов набрасывается на подошедшую шестерку «фоккеров» и пару «мессеров». Они уже пытались атаковать «илов», штурмующих оборону противника.

Скоростной удар сверху – и два Ме-109, оставляя за собой дымовой шлейф, врезаются в землю. «Фоккеры» поспешно прячутся в дымку, затем на скорости уходят в западном направлении. Напряжённый бой нашей восьмерки с двадцатью вражескими истребителями окончен. Сбито 10 самолётов, своих потерь нет. Всё это говорило о возросшем тактическом мастерстве наших летчиков, их умении чётко выполнять свои задачи. Сказывалось и более точное управление группами истребителей с земли. Боевые задачи летчики выполняли с высокой самоотверженностью. Патрулирующая группа из десяти истребителей под командой майора Калачева, закончив барражирование над переправами, нанесла штурмовой удар по артпозициям на окраине Шпремберга. Мощный зенитный огонь «эрликонов» не остановил их. Они прорвались сквозь заслон и поразили важную цель. Но несколько снарядов попало в самолёт Петра Гучека, опытного и смелого лётчика. Личный состав 100-го ИАП тяжело переживал гибель этого пилота. Мужественный человек, умелый воздушный боец, он пользовался большим уважением товарищей. На его боевом счету был 21 сбитый вражеский самолет. Петр Гучек не дожил до близкой уже победы. Сообщение о присвоении звания Героя Советского Союза этому отважному бойцу пришло в дивизию через несколько дней после его гибели. Танкисты ген. Лелюшенко стремительно шли на Потсдам, обходя Берлин с юго-запада. В штабе авиадивизии внимательно отслеживали все изменения в оперативной обстановке, делали всё, чтобы надёжно прикрывать наши наземные части с воздуха. Настало время для срочного перелёта авиаполков на запад, иначе отставание от танковой армии неизбежно.

Пришлось подобрать площадку южнее Котбуса, а это определённый риск, потому как рядом фронт, где продолжались ожесточённые бои с окруженной котбусской группировкой. Артиллерийские снаряды противника часто разрывались в лесу, на границе летного поля. Могли быть повреждены самолеты. А в один из вечеров А.И. Покрышкину позвонили из штаба корпуса. – Создалась угроза прорыва контратакующей группировки противника с герлицкого направления, – говорил офицер. Я чувствовал тревогу в его голосе. – Наверно», лучше вам перебазироваться восточнее Нейсе. Ещё раз внимательно проанализировали обстановку, реальность этой угрозы. Если займёмся передислокацией – не сумеем прикрывать войска. Кроме того, в наступившей темноте некоторые лётчики не смогут найти аэродромы или произвести посадку. Это грозило поломками самолётов, а то и катастрофами. А ведь у нас есть и свои силы для обороны аэродрома. Покрышкин позвонил командиру авиакорпуса Александру Васильевичу Утину. Он внимательно всё выслушал, подумал минуту и резюмировал. – Выводы правильные. Ты командир дивизии, несешь персональную ответственность за подчинённые части. Тебе на месте виднее, что предпринять в этой обстановке. Действуй разумно. Желаю успеха! Мы организовали оборону аэродрома, выдвинули передовые посты, усилили наблюдение. Были оборудованы окопы, приспособлены для ведения огня здания. Все это делалось ночью. Утро прошло в напряженной работе. А к обеду стало известно, что подошедшие резервы фронта отразили контрудар герлицкой группировки врага, остановили ее южнее Шпремберга, а позже разгромили. Через два дня были уничтожены и окружённые в Котбусе части противника.

Опасность выхода на аэродром прорывающихся из окружения групп была устранена. Дивизия продолжала выполнять боевые задачи, прикрывая танковую армию ген. Лелюшенко, выходящую к Потсдаму для обхода Берлина с запада. Однако вскоре и эта площадка перестала устраивать авиадивизию. Её требовалось вновь передислоцировать вперёд, исходя из наземной и воздушной обстановки, а также с учётом метеоусловий. Трудно пришлось действовать звену Бондаренко. Оно прикрывало танкистов, ведущих бой юго-западнее Берлина. Плохая погода не позволила тогда вылететь крупной группой. Взлетели четвёркой. При пробивании облаков от звена оторвался молодой пилот – ведомый Вячеслава Березкина. Идти ему одному на задание или искать группу было опасно. Время же на его поиск лимитировало горючее, ведь предстоял полет к Берлину и патрулирование. Поэтому ведущий группы дал команду молодому летчику идти на посадку. В зону патрулирования пришла лишь тройка самолётов. Бондаренко связался с Родионовым на КП и запросил обстановку. С КП ему сообщили, что в воздухе противника нет. Его задача разведать край леса впереди и сообщить по радио места штурмовых орудий противника, задерживающих продвижение наших танков. Бондаренко с напарником, оставив под облаками одного Березкина, спустились на малую высоту и осмотрели местность. Они указали местонахождение самоходных пушек и стали корректировать артогонь. В это время в район прикрытия под облаками подошла на высоте более одной тыс. м группа из 12 «Фокке-Вульф-190» с подвешенными под крыльями бомбами. Ясно, что она готовится нанести удар по нашим танкам. Родионов тут же дал команду Бондаренко: – На подходе группа «фоккеров»! Набирайте высоту и атакуйте!

Продолжение следует в части  44                http://proza.ru/2020/07/03/1652


Рецензии