C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Не стало Ады Якушевой

НЕ СТАЛО АДЫ ЯКУШЕВОЙ


           Поэтесса, одна из ключевых фигур российской авторской песни, Ада Якушева скончалась на 79-м году жизни.
           В московском педагогическом, который тогда называли «поющим институтом», она познакомилась со своим первым мужем, знаменитым бардом Юрием Визбором. Визбору посвящены самые её известные песни: «Ты – моё дыхание» («Всю себя измучаю, стану самой лучшею,/ По такому случаю ты подожди»), «Снова твоё бесконечное «Жди», «Вечер бродит».
           В свою очередь, Якушевой посвящена и одна из самых известных песен Визбора «Ты у меня одна». Несколько песен они написали в соавторстве. В начале 2000-х вышел сборник писем Якушевой и Визбора «Три жены тому назад». В 1958 году у «двух поэтов» родилась дочь Татьяна, также ставшая музыкантом и популяризатором творчества родителей.
           С начала 1960-х Ада Якушева руководила женским песенным октетом. В конце 1960-х работала на радиостанции «Юность» вместе со вторым мужем Максимом Кусургашевым.
           Её поэтическое наследие – несколько десятков песен, сочинённых в 1950 – 1970-е. По словам барда Дмитрия Сухарева, эти песни «пропелись разом, на одном коротком выдохе»:
           – И – лопнула струна, больше Ада уже не пела.
           Литературовед Лев Аннинский называл поэзию Ады Якушевой «тонкой стрункой, серебряной ниточкой», которая «не затерялась в громком хоре бардов».
           – Ей говорили, что надо напоминать о себе, появляться перед слушателями, «а то могут и забыть». Отвечала: «Ничего страшного». В смысле: и пусть забудут... Так не забыли! Песни – с первого же исполнения становились бардовской классикой и в золотом фонде остаются по сей день, – вспоминает Аннинский в статье «Нить Ариадны».


ДА ОБОЙДУТ ТЕБЯ ЛАВИНЫ
(Совместно с Юрием Визбором)

Да обойдут тебя лавины
В непредугаданный твой час!
Снега со льдом наполовину
Лежат, как будто про запас,
По чью-то душу, чью-то душу...
Но, я клянусь, не по твою!
Тебя и годы не задушат,
Тебя и горы не убьют.

Ты напиши мне, напиши мне,
Не поленись и напиши:
Какие новые вершины
Тебе видны среди вершин,
И что поделывают зори,
Твой синий путь переходя,
И как Домбай стоит в дозоре,
Подставив грудь косым дождям.

А мне всё чудится ночами
От твоего тепло плеча.
Вот, четырьмя крестясь лучами,
Горит в ночи твоя свеча.
Дожди пролистывают даты,
Но видно мне и сквозь дожди –
Стоишь ты, грузный, бородатый,
И говоришь: "Не осуди"!

Ах, пустяки – какое дело!
И осужу – не осужу,
Мне лишь бы знать, что снегом белым
Ещё покрыта Софруджу,
Мне лишь бы знать, что смерть не скоро
И что прожитого не жаль,
Что есть ещё на свете горы,
Куда так просто убежать!


ДРУГИЕ ГОРОДА

Становятся помехою другие города –
Опять друзья разъехались неведомо куда.
По-прежнему упрямо я пытаюсь угадать –
Какие эти самые другие  города?         

Друзья, те больше сведущи и знающи, видать.
Насильно не поедешь ведь в другие города.
Но разве только заживо, без всякого труда
Умеют привораживать другие города?         

Пока друзей размеренно развозят поезда,
То верю, то не верю я в другие города.
Там, может, ветры влажные, а, может холода...
Увидеть бы однажды мне другие города!      

Становятся помехою другие города,
Опять друзья разъехались неведомо куда.
Прости, не знаю имени, но это не беда,
Возьми меня, возьми меня в другие города!   
 
           Именно Аде посвящена широко известная песня Юрия Визбора «Ты у меня одна».
           Для поколения 60-70-х она была символом женственности. А её голос звучал из катушечных магнитофонов, также как и на всех туристических слётах, в походах у костров, да и на знаменитых кухонных посиделках.
           Ада Якушева написала множество прекрасных песен в этом популярном жанре. Самыми её известными композициями стали «Ты – моё дыхание», «Вечер бродит по лесным дорожкам», «Снег да снег», «Северный», «Другие города», «Да обойдут тебя лавины».
           Якушева также долгое время была популярной радиоведущей – она вела программу «Здравствуй, товарищ» на станции «Юность». Она – автор трёх книг: «Если бы ты знал», «Песня – любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».


ЮЛИЙ КИМ, КОМПОЗИТОР, ПЕВЕЦ, БАРД:

           – Я Аду помню очень хорошо. Не сказать, что мы дружили семьями, но тем не менее всё время были рядом. Со вторым мужем, к слову, мы были почти друзьями. Конечно, со многими сверстниками и не только сверстниками оплакиваем эту утрату. Но, надо сказать, что в последние годы своей жизни она тяжело хворала. Поэтому первой мыслью было: «Отмучилась, бедная».
           Она была добрейшим человеком, талантливым. Свой свет, несмотря на всю тяжесть жизни, ей удалось пронести и сохранить. Я очень хорошо помню нашу совместную поездку в 1965 году. Мы ездили с её октетом по Сибирским стройкам, были на Братской ГЭС, на Байкале…
           Она была славной командиршей октета, состоявшего из бывших студенток. Основу нашего репертуара составляли её песни.
           Я думаю, что придёт время, когда о ней выйдет книга воспоминаний. Тогда, конечно, у меня появится возможность больше рассказать об этой замечательной женщине.


ЮРИЙ РЯШЕНЦЕВ, ПОЭТ, АВТОР ПЕСЕН:

           – Для меня это большая потеря. Это такая беда, что я, наверное, сейчас ничего не смогу сказать. Мне ещё надо всё это осмыслить.


ОЛЕГ МИТЯЕВ, МУЗЫКАНТ, БАРД:

           – Конечно, она принадлежала к другому поколению. Это было поколение наших родителей. Ей и Юрию Визбору все всегда по-хорошему завидовали. Вокруг них собирались потрясающие люди, и это всегда вдохновляло на творчество, на написание хороших песен. Что будет дальше – не знаю. Всегда кажется, что у родителей всё было лучше. Сейчас люди тоже собираются, поют песни, но это всё как-то по-другому… Я снимаю шляпу перед этой талантливой женщиной. Царствие ей небесное…


ТЫ – МОЁ ДЫХАНИЕ...

Ты – моё дыхание, утро моё ты раннее.
Ты и солнце жгучее и дожди.
Всю себя измучаю, стану я самой лучшею,
По такому случаю ты подожди.
По такому случаю ты подожди.

Подожди, себя тая, самой красивой стану я,
Стану самой умною и большой.
Сколько лет всё думаю: "Как бы поймать звезду мою".
А звезда – рюкзак на плечи и пошёл.
А звезда – рюкзак за плечи и пошёл.

Ты моя мелодия, ты – вроде ты и вроде я.
Мой маяк у вечности на краю.
Спросят люди вновь ещё: "Ну, как ты к нему относишься?"
Я тогда им эту песню пропою.
Я тогда им эту песню пропою.

Что
Ты – моё дыхание, утро моё ты раннее.
Ты и солнце жгучее и дожди.
Всю себя измучаю, стану я самой лучшею,
По такому случаю ты подожди.
По такому случаю ты подожди.


ВЕЧЕР БРОДИТ ПО ЛЕСНЫМ ДОРОЖКАМ

Вечер бродит по лесным дорожкам...
Ты ведь тоже любишь вечера.
Подожди, постой ещё немножко,
Посидим с товарищами у костра.

Видишь целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом.
Не смотри ты так неосторожно –
Я могу подумать что-нибудь не то.

Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные ещё края,
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звёздочкой мечта моя.

Ясный месяц на прогулку вышел,
Смотрят звёзды из голубых небес.
Друг хороший, ты меня услышишь,
Эту песню я пою сейчас тебе.

Знаю – будут и другие встречи,
Год за годом пролетят года.
Но вот этот тихий летний вечер
Мы с тобою не забудем никогда.


СПРАВКА:

           Ада Якушева родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде, училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский педагогический государственный институт им. В.И.Ленина на факультет русского языка и литературы. Там же учились барды Юрий Визбор, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Вадим Егоров, писатель Юрий Коваль, а также режиссёр Пётр Фоменко. На втором курсе Ада стала сочинять песни и стихи. Окончила институт в 1956 году, а уже в 1957 году вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. (Она и сейчас – известный радиоведущий). В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым. Он также был её другом ещё со студенчества.
           У Ады Якушевой вышли три книги – «Если бы ты знал», «Песня – любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки» и музыкальная пластинка.


           По заказу газеты «Отражение» материал к печати подготовил Василий Толстоус, г. Макеевка, Донецкая обл.

           Материал «Не стало Ады Якушевой», составленный по публикациям российской прессы, напечатан в газете «Отражение» №10, 2012 г., г. Донецк, стр. 30 – 31. 


Рецензии
Слёзы... Вот этот её, их "Билет", моя юность, мой талисман...

Лео Киготь   06.03.2022 17:37     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Ада - целая эпоха.

Василий Толстоус   31.03.2022 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.