Сверчок на печи

В детстве я любил сказку Алексея Толстого «Золотой ключик», конечно, после повести «Тимур и его команда». Когда я еще не умел читать, часто просил маму почитать мне вслух о приключениях деревянного человечка, а когда научился читать, то сам нередко открывал эту потрепанную книжку, переживал несчастья глупенького Буратино, влюблялся в девочку с голубыми волосами и боялся страшного Карабаса. Со временем многие эпизоды этой сказки стерлись из памяти, но я помню, как Буратино прогоняет из дома умного сверчка, которого мне было очень жалко. Вот это место:
«Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлёпнулся на пол около ножки стула.
– Чего бы ещё такое придумать?
Не нужно забывать, что Буратино шёл всего первый день от рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые. В это время послышалось:
– Крри-кри, крри-кри, крри-кри.
Буратино завертел головой, оглядывая каморку.
– Эй, кто здесь?
– Здесь я, крри-кри…
– Эй, ты кто такой?
– Я – Говорящий Сверчок, – ответило существо, – живу в этой комнате больше ста лет.
– Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
– Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, – ответил Говорящий Сверчок, – но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.
– Оччччень мне нужны советы старого сверчка…
– Ах, Буратино, Буратино, – проговорил сверчок, – брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи.
– Поччччему? – спросил Буратино…
– Потому, что у тебя глупая деревянная голова.
Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку. Старый умный сверчок тяжело вздохнул, пошевелил усами и уполз за очаг – навсегда из этой комнаты.»

Мне было жалко умного сверчка, вынужденного покинуть место где он прожил больше ста лет. Ведь если бы деревянный мальчик послушался советов сверчка, он избежал бы многих опасностей.
- Мама, - спросил я, - почему у нас нет своего сверчка?
- Зачем он тебе нужен?
- Он давал бы мне умные советы.
- А что, маминых и папиных советов тебе мало?
Все же я тщательно обследовал нашу печь, но ничего похожего на сверчка не нашел.
Позднее я прочитал Рождественскую повесть Чарльза Диккенса «Сверчок на печи», и у меня еще более укрепилось мнение, что в каждом  благополучном доме должен жить сверчок, хранитель домашнего очага, добрый и умный наставник детей, и что это безобидное насекомое приносит счастье в дом, а его жители беспечно живут, слушая вечерние песенки сверчка. Так я, наверное, и сохранил бы желание иметь в своем доме сверчка, если бы не познакомился с этими насекомыми лично.

Случилось это во время командировки на завод в одну из среднеазиатских республик. Приехал я в город вечером, идти на завод уже было поздно, и я разыскал единственную в городе гостиницу, на дверях которой красовалось стандартное объявление «Мест нет». Я все-таки зашел, и показал дежурной свое командировочное удостоверение Ленинградского научно-исследовательского института. Она вернула его мне и, вздохнув, сказала:
- А мест, действительно, нет.
- Так вы встречаете ленинградцев, - укоризненно сказал я, - а вы читали стихи Джамбула Джабаева: «Ленинградцы, дети мои, Ленинградцы – гордость моя». Вы не уважаете Джамбула Джабаева?
- Я уважаю Джамбула Джабаева, а мест все равно нет. Но подождите, не уходите, я попробую вам помочь.
Она куда-то звонила, с кем-то вела переговоры и, наконец, положив трубку, сказала:
- Я договорилась с колхозным домом для приезжих, вам там дадут место. Это не пятизвездочный отель, но лучше, чем ничего. Вот адрес.

Колхозный дом для приезжих оказался на окраине города. Это было старое одноэтажное здание, которое окружали такие же старые деревья. Я попросил отдельный номер.
- У нас свободен одноместный номер «Люкс», - сказала дежурная, - только там… Вы не боитесь сверчков?
- Я с детства люблю сверчков, скорее дайте ключ и стакан чая.
Номером оказался небольшой закуток, отгороженный в конце коридора. Старая кровать, тумбочка и хромоногий стул были единственной мебелью этого номера «люкс». Поскольку я уже собирался ночевать на вокзале, этот закуток мне показался верхом комфорта и, выпив чаю, улегся спать. Меня разбудил непонятный треск. Похоже, около моего окна остановился мотоцикл. Я подошел к окну и увидел одинокий фонарь, освещающий пустую улицу. Мотоцикла не было. Я улегся снова, но вскоре опять проснулся и понял, что этот треск не за окном, а в моем номере. После включения света треск прекратился. Я продремал при свете оставшуюся ночь и утром осмотрел свой закуток, он был пуст. Одевшись, собрав свои вещи, и решив, что этот «Люкс» мне не походит, вышел в коридор. Во все стороны разбегались крупные насекомые, похожие на тараканов. Да, это были сверчки. Похоже, у них было собрание, где обсуждалось мое непристойное поведение, нарушившее их спокойный образ жизни и они решали как меня выкурить из этого номера.
- Я вас предупредила, - сказала дежурная, - сверчки у нас живут давно, я к ним уже привыкла. Выгонять их нельзя – это плохая примета. Жаль, что вам не понравилось, ничего, через пару дней и вы привыкните.
- Пары дней не будет, вот ключ, большое спасибо.
На заводе мне предоставили место в общежитии. Желание иметь у себя дома сверчка пропало. Так суровая действительность лишает нас детских иллюзий. А еще больше расстроился, когда узнал, что Алексей Толстой для своего «Золотого ключика» стащил сюжет у итальянского писателя Карло Коллоди, автора сказки «Пиноккио». Правда, деревянный Пиноккио в конце сказки становится живым мальчиком, но этот конец Алексей Толстой не использовал, а то его, действительно, обвинили бы в плагиате.


Рецензии
Забавно! Спасибо большое. Сверчки к нам иногда забредают, а мы стараемся их мягко выпроводить, иначе вы уже знаете, что будет. Очень понравилась миниатюра. Кстати, мне тоже было ужасно обидно из-за всех этих плагиатов - и Буратино, и волшебник изумрудного города... Как будто своё нельзя придумать...

Соня Ляцкая   22.09.2019 06:33     Заявить о нарушении
Соня, один мой знакомый специально изучал произведения российских и советских писателей на пример плагиата и выпустил об этом целую целую книгу.
Интересно, западные писатели стянули какой нибудь сюжет у российских?

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:23   Заявить о нарушении
Я думаю, что нет, ведь у них совсем другие проблемы. Другое мышление. И я не видела такой интересной литературы, которую воровать.

Соня Ляцкая   23.10.2020 23:17   Заявить о нарушении