1812 Уланская баллада - русские Три мушкетера

Режиссер – Олег Фесенко
Сценарий – Глеб Шпригов
Оператор – Арунас Баразнаускас
Композитор – Максим Дунаевский
В ролях: Антон Соколов, Анатолий Белый, Сергей Безруков, Станислав Дужников, Анна Чиповская, Валерий Николаев, Алексей Макаров.

Этот фильм вышел в 2012 году – к 200-летию Бородинской битвы. И сразу же попал под настоящий шквал критики; казалось, что в том году не было снято фильма более отвратительного, примитивного, бестолкового и ненужного. Будто бы в 2012 году наш экран не был, как обычно, заполнен надоевшими до тошноты псевдо-дЮдЮктивами на уголовно-криминальные темы и разнообразными тупыми и пошлыми «развлекательными» шоу, на самом деле совершенно не развлекающими, и уж точно - ничего не дающими ни уму, ни сердцу. На фоне этого унылого однообразия сериалов и передач, скопированных с самого низкопробного забугрового «контента», яркий динамичный костюмный фильм в приключенческом стиле просто потребовал от меня доброго слова в его защиту. И я тогда написал небольшую рецензию на «Уланскую балладу», которая давно затерялась в просторах интернета. Сегодня я рискну вновь воспроизвести свою тогдашнюю статью на «Проза.ру», раз уж здесь есть рубрика «Кинообзоры». Может, кого-нибудь заинтересует этот почти никому не известный фильм. Да, «Уланская баллада» далеко не шедевр, однако все же по исполнению этот фильм авантюрного жанра с хорошей долей патриотизма и сегодня выбивается из однообразного ряда одинаковых сериалов о криминале и о том, как «богатые тоже плачут». Итак, я возвращаюсь к своему тексту 2012 года (чуть переработанному из-за невозможности разместить здесь много иллюстраций с комментариями):

Посмотрел фильм, который в Интернете все, кому не лень, обильно поливают грязью; ни одного доброго слова по отношению к «Уланской балладе» я не нашел. А вот мне фильм понравился! На мой взгляд, это очень качественно сделанный приключенческий фильм, предназначенный исключительно для увеселения зрителей. Те «историки», что ругают «Уланскую балладу» за исторические неточности, видимо, совсем разучились различать жанры: как можно требовать соблюдения всех исторических фактов и деталей от фильма, который является никак не историческим повествованием, а лёгким приключенческим кино? Ну, давайте начнем требовать полной исторической достоверности еще и от русских народных сказок…
Однако больше всего «Уланскую балладу» поливают грязью отнюдь не дотошные любители истории, а люди, которые фильма даже не видели. Во многом виной этому гуляющая по Интернету с сайта на сайт аннотация к фильму, размноженная на все страницы, где представлена «Баллада». Эта совершенно неграмотная аннотация написана человеком, тоже явно не видевшим «Улан». Например, особый упор саркастической критики делается на эпизод, в котором Наполеон якобы накануне Бородинского сражения флиртует с графиней Валевской в Польше – «ах, глупые авторы даже не знают, насколько далеко Варшава от Москвы»! На самом же деле этот эпизод - заставка к фильму, она стоит еще до титров, и показывает Наполеона до нападения на Россию. Тем не менее, бредовая тарабарщина той аннотации послужила многим не видевшим фильма интернет-критикам поводом к обругиванию произведения, с которым они даже не знакомы… А если добавить к этому выплески в сеть обид многих участвовавших в съемках фильма реконструкторов на то, что они, любимые, оказались в кадре далеко в общей массовке, а не на переднем плане вместо главных героев – понятно, что число желающих посмотреть «Уланскую балладу» еще больше сократилось…
Конечно, «Уланская баллада» не шедевр общероссийского значения; это далеко не «Война и мир», и не «Тихий Дон». Зато это легкое развлекательное авантюрное кино в стиле «Трех мушкетеров» (а от «Трех мушкетеров» ведь никто не требует исторической достоверности и непреклонной серьезности). Кстати, сценарист и режиссер особо не заморачивались с сюжетом; они почти дословно перенесли на экран знаменитое произведение Дюма, придав хорошо всем известному сюжету российский колорит и заменив шпаги саблями, мушкетерские плащи – уланскими мундирами, осаду Ла-Рошели – Бородинской битвой, а подвески королевы – короной российской императрицы. Герои тоже взяты из той же книги фактически почти без изменений черт характера. Юный патриот Алексей Тарусов (актер Антон Соколов), который рвется в армию, чтобы защищать Отечество – вылитый Д’Артаньян: такой же задиристый, бесшабашный, влюбчивый и отважный, постоянно попадающий в опасные переплеты. Три улана, которые стали его друзьями, так же легко узнаваемы. Князь Кикнадзе (актер Анатолий Белый) – серьезный и обстоятельный офицер, такой же непревзойденный мастер фехтования, как и его прототип Атос (только «с кавказским акцентом»). Поручик Горжевский (актер Сергей Безруков) – неутомимый ловелас, в минуту опасности признающийся друзьям, что обманул их: на самом деле соблазнил не 800 дам, как утверждал, а только 798… Ну, чем не Арамис? А в унтере Птухе (актер Станислав Дужников) сходу узнается богатырь Портос. И наплевать, что в российской армии 19-го века панибратская дружба офицеров и унтера была невозможна (кстати, к этой неточности еще никто не придрался!) – это ведь не историческое кино, а костюмированные приключения!
Достаточно узнаваемы и другие герои фильма. Суровый, но добрый (где-то очень далеко в глубине души) командир лейб-гвардии Уланского полка (актер Алексей Макаров) очень похож на капитана мушкетеров де Тревиля – точно так же по-отцовски распекает проштрафившихся подчиненных. Полный таинственности (на кого же он все-таки работает?) двойной или даже тройной агент де Витт (актер Валерий Николаев) как бы воплощает в себе сразу двух героев Дюма: коварную интриганку миледи и опасного фехтовальщика Рошфора. Панна Беата (актриса Анна Чиповская) напоминает любовь Д‘Артаньяна Констанцию; правда, она в отличие от своего прототипа не любит придворных интриг.
Сюжет фильма: (привожу здесь краткий пересказ в противовес той идиотской аннотации, из-за которой многие так и не посмотрели это кино). Юный дворянин Алексей Тарусов, пробирающийся по занятой французами территории к линии фронта, чтобы вступить в русскую армию, по пути забредает в ставку Наполеона и становится свидетелем того, как тайный агент де Витт передает Наполеону план расположения российских войск на Бородинском поле. Пытаясь выкрасть этот план, Тарусов попадает в плен, бежит из него, по пути познакомившись с польской дворянкой панной Беатой, которая привезла Наполеону из Польши письмо от его любовницы графини Валевской. Под пулями и саблями французов между панной Беатой и русским Д’Артаньяном тут же вспыхивает любовь… Но некогда любить – идет война!
Добравшись до русских, Тарусов вступает в лейб-гвардии уланский полк, где и знакомится с тремя мушкетерами (тьфу, тьфу – с уланами). Вся четверка отличается в Бородинской битве, в которой геройски погибает их командир капитан де Тревиль. Нет, пардон, не Тревиль, а похожий на него суровый командир российского уланского полка в исполнении Алексея Макарова. Эпизод гибели хвата-полковника – прямо иллюстрация к Лермонтову: «да жаль его – сражен булатом, он спит в земле сырой». После сражения усталые уланы вместо нормального русского пьянства развлекаются читкой стихов Дениса Давыдова, беспардонно заменяя в тексте «гусар» на «улан»; но тут их вызывают для выполнения невыполнимой миссии. Оказывается, французы захватили (видимо, в занятой ими Москве) корону российской императрицы, которую Наполеон отправил в Польшу – в подарок любимой им графине Валевской. Уланам поручено вернуть корону – любой ценой! И те отправляются в Польшу, где их ждет панна Беата, а так же калейдоскоп приключений и драк (дальше пересказывать не буду – если заинтересовало, лучше посмотрите сами). Единственное, что хочу еще сказать (это для дотошных любителей придраться к «неисторическим» деталям): не нужно уж очень сильно плеваться по поводу появления в конце картины помеси воздушного шара с дирижаблем – в армии Наполеона уже была воздухоплавательная служба, занимавшаяся воздушной разведкой! Так что авторы «Баллады» не слишком сбрехали…
В общем, несмотря на легко узнаваемый сюжет и хорошо знакомых героев фильм получился достаточно динамичным и ярким. Скучать при просмотре лично мне не пришлось, а пару раз я даже удивился неожиданности перипетий сюжета: коварства врагов и обмана в фильме тоже достаточно. Батальные и фехтовальные сцены поставлены, на мой взгляд, отлично. Да и стихи Дениса Давыдова актеры читают хорошо, с душой, и вставленные в текст «уланы» вместо «гусар» не очень мешают – этот род кавалерии тоже неплохо отличился в той войне и заслужил уважения… Особого упоминания требует музыка композитора Максима Дунаевского, который, как всегда, великолепен. В частности, мне очень понравился романс, вошедший в саундтрек фильма, написанный этим известным композитором. Желающие могут услышать его и увидеть кадры из «Баллады» на Ютубе по этой сноске: https://www.youtube.com/watch?v=dwuNS7vjtEo
Так что, на мой взгляд, отечественный кинематограф в виде «1812 Уланская баллада» получил пусть и не сногсшибательный, но весьма неплохой фильм в жанре приключений: яркий, динамичный, не слишком серьезный. Вполне в духе французских авантюрных фильмов моего далекого детства вроде «Фанфана-Тюльпана», «Железной маски», «Капитана» и тех же «Трех мушкетеров» с Жераром Филиппом, Жаном Маре и Милен Демонжо. Уж, во всяком случае, многократно оплеванная «Уланская баллада» намного лучше, чем набившие оскомину многочисленные мрачные ленты о «ментах» и «урках». И уж точно (для меня, по крайней мере) лучше последней «забугровой» версии того же сюжета – «Мушкетеры в 3D», а так же намного веселее и динамичнее последней отечественной экранизации «Трех мушкетеров», сделанной Сергеем Жигуновым. И в отличие от вышеупомянутых экранизаций бессмертного романа Дюма многочисленные отклонения от канонического сюжета в «Уланской балладе» все же более оправданы переносом героев в другую эпоху и в другую страну (классическая отписка режиссеров «по мотивам произведения» для «Уланской баллады» была бы более оправдана, чем для картин с «мушкетерскими» названиями). И пусть эта кинолента и не блещет оригинальностью, но разве плохо наслаждаться отличной игрой хороших актёров в немного лирической, немного озорной, немного легкомысленной и немного патриотической истории о тех давно забытых временах, когда в воздухе витал дух благородства, отваги и рыцарства?


Рецензии
Большое спасибо, было очень интересно почитать и даже посмотреть захотелось! Спасибо, жму зеленую кнопку! Очень понравилось!

Соня Ляцкая   04.09.2019 19:33     Заявить о нарушении
А ведь посмотрела! Спасибо ютюбу, где все есть. Приятное кино - вполне развлекательное и непритязательное. Типа "ах-водевиль". Местами забавное. Только главный герой не понравился, но это уже дело вкуса.

Соня Ляцкая   06.09.2019 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.