Роман Полански - исследователь природы зла

Фильмы режиссёра Романа Полански — это истинные произведения искусства, имеющие своих поклонников и ценителей. Каждая картина — это полноценное художественное высказывание, послание к зрителю.
Биография Полански изобилует драматическими событиями и неожиданными поворотами. Лишь счастливая случайность позволяет юноше избежать ареста и конц-лагеря. Но отцу и беременной матери ареста избежать не удаётся. Эта потеря будет всегда отзываться болью в душе режиссёра. Трагическая гибель от рук бандитов первой супруги, находящейся на последнем месяце беременности, также не прошла бесследно. Громкое судебное преследование, вынудившее режиссёра сменить страну проживания, грозившее нанести непоправимый репутационный вред — чего только не пришлось пережить Полански. Однако, каждый раз режиссёр находил в себе силы начинать заново, творить, говорить о непростых вещах со своим зрителем.
Картины Полански обладают уникальными особенностями. Это высокохудожественные драматические истории с элементами саспенса, мастерски и пугающе красиво живописующие различные стороны проявления тёмных сторон человеческой природы. Полански как никому удаётся играть символами, подавать скрытые знаки зрителю, направляющие мысли в сторону, указываемую режиссёром. Гений исследует силы зла и раскрывает его методы. Более того, он делает это максимально эстетично.
Говоря о творчестве великого художника, хотелось бы подробнее остановиться на нескольких картинах.

"Венера в мехах" или торжество скрытых запретных желаний
Оригинальная картина, снятая в виде театральной постановки, обыгрывающая сложную тему доминантности и подчинения. Прикинувшись жертвой и завлекая проводящего кастинг режиссёра в свои сети, непростая "простушка" актриса за короткое время полностью им завладела, без остатка. Используя весь возможный психологический арсенал, от грубой лести и деланной простоты до рафинированной интеллектуальности и жонглирования личностями, женщина показала тёмную силу привлекающих героя девиаций, таких притягательных и запретных, что герой не смог не подчиниться своим же желаниям. Подготовка и талант перевоплощения конкурсантки — безупречны. Стоит ли говорить, что у этой игры не могло быть другого исхода? В самом финале картины мы видим танец в исполнении главной героини вокруг прикованного к фаллическому символу побеждённого, больше похожий на победоносный марш. Что может быть более красноречивым символом победы тёмных страстей над человеком?

"Призрак" или ярмарка тщеславия
Премьер-министр в отставке решает опубликовать свои мемуары, тем самым делая верный шаг навстречу своей гибели. Писатели — помощники, или их ещё называют призраки, отыскивают такие "скелеты в шкафу" знаменитости, которые служат основанием и для международного судебного преследования, и для покушения, внезапно прервавшего жизнь автора. Вольным или невольным злым гением здесь выступает супруга главного героя - она втянула мужчину в политику, она же его подтолкнула к смерти, подбросив амбициозную идею, стоящую мужу жизни. Картина соткана из множества художественных нитей, формирующих общую атмосферу картины: мрачная дождливая погода и леденящий дизайн дома, нервные обитатели и подозрительные совпадения и обстоятельства. Таким образом, зрителю предстоит поразмыслить над тем, что политики — марионетки больших бизнесменов, а учёные начисто лишены этических принципов. Вся политическая система — это коммерческий механизм самопроизводства, со своими законами и порядками, далекими от общества и человеческих ценностей. Люди в этой системе — призраки, исчезающие и появляющиеся из полумрака.

"Девятые врата" или куда приводит алчность
Колоритный и впечатляющий труд режиссёра. В этой картине отражается яростная борьба добра и зла, света и тьмы. Алчность, авантюрность и любопытство пронырливого охотника за старинными изданиями приводят его прямиком к адским вратам. Гениальная аллегория того, что ожидает тех, кто руководствуется беспринципной алчностью, без оглядки на последствия своих действий.

Глубокие, разносторонние, художественно — утонченные работы Романа Полански — это ценнейшие жемчужины мирового кинематографа, коллекция интереснейших исследований тёмных сторон человеческой сущности.


Рецензии
Не смотрела остальных, но Девятые Врата произвели впечатление. Хотя я не увидела там никакой борьбы добра и зла, потому что я не увидела там никакого добра - там его просто нет (ИМХО, разумеется). Там просто один самовлюбленный герой идет по пути зла за другим таким же; они готовы идти по головам и по трупам, и делают это, перешагнув через все принципы. Выживает худший...

Соня Ляцкая   01.09.2019 20:42     Заявить о нарушении