8. Христианская Церковь- Тело Христово
Итак апостол Павел открыл миру суть христианства: в посланиях Павла, включённых в Новый Завет, говорится о Теле Христовом и Евхаристии- новом, совершенно необычном для того времени жертвоприношении, как способе формирования этого Тела.
Евхаристия с греческого: благодарность. Жертвоприношение христиан- это благодарение Господу Богу, за то что Он часть Себя сделал "человеческой". Чтоб люди смогли стать частью Бога. О таком ни один человек не мог бы и мечтать, если бы Бог Сам не предоставил такую возможность. Согласитесь, это стоит того, чтоб непрерывно благодарить Господа. Что христиане и делают. Но вчитаемся в слова Павла.
Послание К Ефесянам 1:19-23 "...(22) И всё <Бог> покорил под ноги Его <Христа> и поставил Его выше всего, главою ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ТЕЛО ЕГО, полнота Наполняющего всё во всём." Толкование: Бог- всё наполняющий Собой, но Его полнота, Его Тело- это Церковь. Грубо говоря, Бог увеличивается Церковью.
Потрясающе об этом говорится в стихах 4:11-16: " Все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного в меру ПОЛНОГО ВОЗРАСТА ХРИСТА " . Тело Христово станет мужем, то есть взрослым . "...глава Христос, из Которого всё тело... получает ПРИРАЩЕНИЕ ДЛЯ СОЗИДАНИЯ САМОГО СЕБЯ..."
К Ефесянам 2:19-22 Жилище Божие- это не какое-то здание, а вы- христиане.
Сравните: 1 Послание Петра 2:5 Христиане- живые камни, а Христос-краеугольный камень, то есть объединяющий. Как в притчах Христа была тема роста семян, растений, так у апостолов- тема строительства. Но суть одна: что-то возрастает, строится, а именно Тело Христово.
1 Коринфянам 10:16,17; 12:12-14 Тоже о Теле Христовом.
Знаменитое место из Иоанна 2:19-22, где Христос обещает в 3 дня возвести разрушенный храм, говоря о храме Тела Своего. То есть трёхдневное Воскресение было строительством невиданного доселе храма- Тела, то есть организма, живой бого-материи, а не каменной постройки.
Себя Павел тоже считал телом Христовым. В Послании к Галатам 2:20 он говорит: "Не я живу, но живёт во мне Христос".
Христос- это единственная историческая личность, оставившая после Себя не своё дело, не послания или законы, а ... самого Себя. Прощаясь с учениками,Он сказал "Я с вами во ВСЕ дни до скончания века" (Матфей 28:20). Христианская Церковь- это не организация (по отниманию денег у старушек, как думают некоторые), а материальное Тело духовного Бога. Входя в любой христианский храм, вы становитесь клеточкой этого Тела, камнем небесного храма. Поэтому у постоянных прихожан традиция: приветствовать друг друга поклоном, как святых.
Конечно, просто забежать в храм мало. Для начала надо креститься.
"Во Христа креститеся, во Христа облекитеся"- возглашает священник во время крещения. Крестить (баптизо по-гречески)- значит погружать. То есть крещаемый погружается во Христа. Становится частичкой Христа. Это инициализация.
Дальше надо регулярно участвовать в таинстве причастия, стать причастным, то есть частью Тела Христова. Вкушая Тело и Кровь, то есть частицу Христа, христианин становится частицей Тела. Это ещё один парадокс христианства. "Ядый...во Мне пребывает и Аз в нём" (Иоанн 6:56). Каждое воскресное утро во всех христианских храмах мира христиане становятся частью Одного. О экуменизме поговорим в отдельной главе, сейчас лишь о единстве православных христиан. Но даже во время блокады в Ленинграде совершалась Евхаристия в нескольких храмах, в Князь-Владимирском соборе, например. Даже в Антарктике есть храм. Если в иудаизме только один Храм на Храмовой горе в Иерусалиме, от которого осталась лишь часть стены, то в христианстве множество храмов по всему миру, объединённых таинством Евхаристии. Такая всемирная паутина.
О сути этого таинства- дальше, в главе о жертвоприношении. А пока скажем, что к Чаше Причастия надо подходить не абы как, а очистившись от грехов. Поэтому перед причастием совершается таинство покаяния, исповедь. В этом мудрость Церкви: ПОКАЯНИЕ- ЭТО ОТКАЗ ОТ СТАРОЙ СУЩНОСТИ, А ПРИЧАСТИЕ- ЭТО ПРИОБЩЕНИЕ К НОВОЙ СУЩНОСТИ. Шажок со ступеньки на ступеньку. Ведь грубо говоря, грех- это старая, животная сущность.
В Храме Гроба Господня исповедь совершается на Голгофе, причастие- на Гробе Господнем. Смерть и Воскресение.
В Троице-Сергиевой Лавре литургия совершается в нескольких храмах. И везде могут причащаться многочисленные паломники. Но исповедь совершается только в одном храме, который над входными воротами в Лавру (на фото справа). При входе в буддийский или мусульманский храм надо снять обувь. А при входе в Лавру надо снять с себя грехи. И этот надвратный храм во имя Иоанна Предтечи, который оглашал Иудейскую пустыню призывом "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье" (Матфей 3:2).
Итак, главные таинства(священнодействия): это евхаристия (причастие) и покаяние. Совершаются они во время Божественной литургии. Литургия- это по-гречески "дело". Это основное христианское дело, совершаемое каждое воскресенье, а в монастырях и больших соборах- каждое утро.
Литургических канонов много, но основной- Иоанна Златоуста. Этот святой также самый известный толкователь Библии. Он так же часто использовал понятие "Тело Христово". В заключении книги я приведу цитаты из его произведений. Он дерзал говорить от имени Бога:
"<Бог будто говорит человеку:> " Я воедино слился с тобой. Я не хочу, чтобы уже было что-то среднее; хочу, чтоб мы Оба были одно....Церковь есть ИСПОЛНЕНИЕ Христа, точно также как голову дополняет тело, и тело дополняется головой."
И всё равно до сих пор ведутся споры: считать ли Церковь организмом или организацией? Павел Флоренский ((7)) стр.33 "Неопределённость церковности, её неуловимость для логических терминов не доказывает ли, что церковность- это жизнь особая, данная человекам, и подобно всякой жизни недоступная рассудку".
Действительно, если иудаизм и мусульманство- это многочисленные "юридические" законы, то в христианстве их мало. Суть христианства- это Символ Веры. Он читается хором всеми прихожанами во время Божественной литургии. И состоит он всего из 3-х предложений. Первое предложение, правда, довольно длинное:
"ВЕРУЮ В БОГА-ОТЦА..., ВО ХРИСТА..., В ДУХА СВЯТОГО... И ВО ЕДИНУЮ ЦЕРКОВЬ".
Первые 3 объекта веры- это 3 ипостаси Бога, Троица. А Церковь- это как бы 4-я ипостась, ЭТО ТОЖЕ ОБЪЕКТ ВЕРЫ! Можно верить некой организации, но верить в организацию- нельзя. То есть сущность Церкви- транстендентна.
Заметим, что Тютчев так же подчеркнул сакральность России: "Умом Россию не понять...В Россию можно только верить".
О 4-й ипостаси намекает и рублёвская Троица-глубочайшая из всех икон (на иллюстрации- слева). 4-я сторона стола, обращённая к зрителю- свободна. "Присаживайся к Нам!"- как бы предлагают ангелы. -"Видишь, что-то у нас не так. У Христа нимб слегка уменьшен. Помоги его увеличить. Ты знаешь, о чём у Нас разговор? Мы пришли сообщить Аврааму о рождении долгожданного ребёнка". Ангелы не скажут Аврааму, какое тяжёлое испытание ему предстоит. Но зритель-то знает, что Авраамом и Исааком, которые доведут жертвоприношение до конца, будут Бог-Отец и Христос. Церковь- это "зритель", который на каждой Божественной литургии приобщается к этой жертвенной тайне, увеличивает нимб Христа.
Во время Евхаристии жертвенная просфора делится на всех, даже усопших. На этой тайной трапезе собираются все члены Церкви, и усопшие. И "духи праведных скончавшихся" и чины ангельские "поющие, вопиющие, взывающие и глаголящие" и мы, грешные. Единый организм, единое Тело. Так все родственники собираются за одним столом во время праздника и едят очень вкусную пищу. Иногда ставят рюмку для усопшего, считая что он тоже присутствует. А на Евхаристии и святые и простые христиане едят одну необычайно прекрасную духовную пищу- Христа, который есть истина и свет. "Христос сладчайший"- говорят христиане. И проще всего христианскую сладость выразил Иоанн Богослов " Бог есть любовь" (1 Послание Иоанна 4:8,16). Божественная любовь-это "цемент", скрепляющий Церковь в единый организм.
Со стороны кажется странным: все по очереди пьют из ложечки винцо с кусочками хлеба. Как этим можно сотворить ТЕЛО БОГА? Но если со стороны посмотреть на зачатие. Тоже кажется странным: как в результате этих телодвижений рождается чудо новой жизни? Это сравнение я позаимствовала из ((14)).
Свидетельство о публикации №219083000877