Блок. У берега зеленого на малой... Прочтение

36. «У берега зеленого на малой могиле…»







                У берега зеленого на малой могиле
                В праздник Благовещенья пели псалом.
                Белые священники с улыбкой хоронили
                Маленькую девочку в платье голубом.

                Все они — помощью Вышнего Веления —
                В крове бога Небесного Отца расцвели
                И тихонько возносили к небу курения,
                Будто не с кадильницы, а с зеленой земли.
                24 апреля 1903







     Поэт никак не может  отойти от воспоминаний о своём «пророчестве» – детском видении, предрёкшим ему «небывалое». В предыдущих стихотворениях о том были и «могила»:

                «Сбылось пророчество мое:
                Перед грядущею могилой...
                7 марта 1901»


… и «белые священники»:

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.
                29 октября 1902»


     И вот новое уточнение: в могиле должна быть   «Маленькая девочка в платье голубом»…

*

 Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     - «... В праздник Благовещенья пели псалом» и след. - Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы- 25 марта (ст. ст.). В лирике "Распутий" благовещенские настроения вызывают образы весны, надежды и прощения (последние темы есть и в 50-м псалме, входящем в службу праздника). Благовещенская символика сближается с пасхальной (Пасха в 1903 г.- 6 апреля): Блок устойчиво объединяет темы "Весны и Смерти" (и неизбежности воскресения). Одновременно утверждается соотнесенность всех этих образов с "вновь переживаемым язычеством (СС-8(5) [] , С. 589) .

     - «... Будто не с кадильницы, а с зеленой земли».- Кадильница- см. коммент. к стих. "Я,отрок, зажигаю свечи ... ".
     [
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     ...С. Горадеций (Идолотворчество // ЗР. 1909 . .№1. С. 99) [в Примечаниях опечатка - С. Городецкий] пишет: «Восприимчивая душа отрока, зажигающего свечи у алтаря, берегущего "огонь кадильный" и с умилительной скромностью верующего, поистине была причастна к тайне».
     В. Брюсовым в статье "Александр Блок" (Русская литература ХХ века. М., 1915. Т. 2. Ч. 2. С. 322) приведено полностью в подтверждение более общей мысли о раннем творчестве Блока:  поэт «всему, что совершалось в жизни,( ... ) придает смысл иносказания»", «едва ли не все слова берутся поэтом в особом, условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний ( ... ) и тогда только станет вполне ясна прелесть ( ... )такого стихотворения».
     Судя по всему Редакция намекает, что "кадильница" - это тоже некое "иносказание".
     ]
    В духе Вл. Соловьева подчеркнута близость образов "зеленой земли" и христианской духовности (ср. исполняемое во время православной утрени: "Благовествуй, земле, радость велию").
     »


Рецензии