О первичности материи и вторичности сознания

       Философский тезис о первичности материи и вторичности сознания считается главным вопросом философии. Именно он определяет партийность этой науки и изначально разделяет всех людей, стремящихся думать (или не думать) самостоятельно, на две противоположные мировоззренческие позиции – партии: материалистов и идеалистов.  Каждая из них своими средствами стремится сформировать в сознании множества пытливых умов целостную картину мира, принципиально отвергая одна другую в абсолютно-бескомпромиссном выборе основополагающей мировоззренческой концепции.

       Этот первоначальный выбор вряд ли можно считать обусловленным исключительно научной истиной. Он зависит от множества закономерно-случайных как внутренних, так и внешних условий жизни постигающего окружающий мир человека. К примеру, почти никогда не принимаются во внимание особенности психической деятельности отдельных представителей человеческого рода, формирующих свою жизненную позицию. Между тем мне, врачу – психиатру, очень часто в быту и профессиональной деятельности приходится встречаться со значительными отклонениями в психической жизни людей.

        Нарушения интеллекта и бредовые расстройства личности встречаются едва ли не на каждом шагу. На сайте ПРОЗА.РУ некоторыми авторами то и дело публикуется религиозно-мистический бред. Он может быть систематизированным и похожим даже на логически связанные рассуждения. Бред никогда не поддаётся аргументированному переубеждению, в чём и состоит его особенность. Научные доказательства в таких случаях теряют свою убеждающую силу и не имеют никакого смысла.  Надо всегда помнить об этом, принимая участие в серьёзной (научной) философской дискуссии. Психические страдания могут быть у всех людей вне зависимости от их партийной принадлежности.

       Как бы то ни было, но обстоятельства жизни сделали меня материалистом и я об этом ничуть не жалею. Мне удалось, конечно, не без труда, создать в своём сознании простую, стройную, ясную и привлекательную систему научных взглядов на мир, человека и общество. Она сделала меня устойчивым, настойчивым, активным, здоровым и счастливым человеком.
 
       Итак, материя первична, а сознание вторично. Эта истина, сформулированная философами-материалистами и решительно поддержанная классиками марксизма-ленинизма, утвердилась в научной философии навсегда: окончательно и бесповоротно. Все те, кто пытались опровергнуть её, лишь обнаруживали своё скудоумие. Совсем зря волновался после моего выступления доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Пермского государственного научно-исследовательского университета Владимир Вячеславович Орлов, не до конца уловивший мою мысль и сходу окрестивший меня неогегельянцем.
 
       Он попросил проводить его до кафедры, но «сверить часы», уточнив позиции нам, к сожалению, не было суждено. В лабиринте университетских переходов я не знал дороги к его кабинету, а он, в силу своего почтенного возраста, её забыл. Читатель понимает, наверное, что я говорю об этом с долей грустного юмора. Впрочем, я уверенно разделяю его материалистические взгляды. Суть моего краткого выступления сводилась к тому, что в современной философии на значение главного вопроса претендуют иные проблемы и противоречия общественной жизни, которые перемещают главный вопрос философии в другую плоскость.

       Некоторые «писатели» из числа так называемых политологов и обществоведов, называя философию «не наукой», своим нигилизмом и скептицизмом внедряют сомнение в общественное сознание, разрушая, тем самым, фундамент современного философского знания. Они отказывают философии в праве постижения объективного знания на том основании, что в действительности всякая общественная научная дисциплина субъективна. Новые критики Гегеля утверждают, что научное знание не может быть умозрительно-спекулятивным. Они считают философскую категорию истины абстрактным порождением рефлексии, которая, естественно, субъективна.  Главный вопрос философии, по моему убеждению, в настоящее время заключается в доказательстве возможности возникновения достоверного объективного знания в отвлечённых категориях субъективного сознания.
 
       В истории человеческой цивилизации различные науки появились совсем недавно – в последние тысячелетия. Научный этап постижения мира, между прочим, начался со знания обо всём – с философии. Совсем не случайно, поэтому, первые в истории человечества замечательные философы обладали обширными знаниями и практическими навыками. Среди них, к примеру, было много врачей. Гиппократ и Авиценна считаются основоположниками медицины, которую великий философ Г. Гегель считал не наукой, а искусством. О таких людях говорили: «Врач – философ богу подобен».

       В итоге, все науки, так или иначе, каждая в своё время, отпочковались от философии и, даже, потеряли с ней связь. В таких науках отвлечение от «всеобщего», то есть от философии, само стало всеобщей тенденцией. Следовательно науки становились менее конкретными и более абстрактными.  В пример можно привести самую абстрактную и получившую очень большое развитие науку – математику. Однако может ли она сделать счастливым, любимым, здоровым, социально защищённым конкретного человека? – конечно, нет. Г. Гегель считал философию единственной конкретной наукой.

        Можно сказать, что философия окончательно оформилась как наука, более того, стала единственной конкретной наукой, благодаря Гегелю и классикам марксизма-ленинизма. Главное условие и признак объективной научности – научный метод. В марксистко-ленинской философии этот метод диалектический. Гегель говорил: «Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Из этого следует, что главный признак научности связан с сознанием и, по-существу, субъективен. Разумеется, что субъекту дан объект в научной и предметно-практической деятельности. Было бы очень странным, если бы всё было как-нибудь наоборот. Это само собой разумеющееся обстоятельство дезориентировало многих обществоведов, не владеющих диалектикой и имеющих расплывчатое представление о соотношении «объективного» и «субъективного» в (субъективном) сознании.

       Г. Гегель утверждал, что истина всегда одна и конкретна. Абстрактную истину он считал бессмыслицей. В.И. Ленин говорил о том, что главным критерием истины (научной теории) является практика, которая прочно связывает «субъективное» с «объективным». Я всегда повторяю: «С классиками не поспоришь». Однако же надо ещё, иметь талант и смекалку, чтобы умело применить теорию к практике. Говоря об истине, которая всегда конкретна и, потому, объективна, было бы хорошо помнить о том, что всякая философская категория, в том числе истина, по форме своей абстрактна.

       Казалось бы это разъяснение противоречит тезису Гегеля о бессмысленности абстрактной истины, но, на самом деле, ещё раз подтверждает его правоту. Дело в том, что здесь Гегель имеет в виду формальную абстрактно-логическую позицию, то есть абстракцию (отвлечение) с отторжением всего конкретного, в то время как абстрагирование диалектическое объединяется неразрывной существенной связью с конкретной действительностью. В таком случае мы имеем дело уже с конкретной абстрактной истиной. С точки зрения диалектической логики имеется неразрывная связь абстрактного с конкретным и всеобщего с единичным.

       На этом этапе рассуждений есть резон сформулировать тезис, противоположный тезису Гегеля, хотя и, в итоге, не противоречащий ему, об объективности и конкретности абстрактно-диалектической истины. Следовательно, абстрактная диалектическая истина объективна и конкретна, хотя, иногда, и умозрительно-спекулятивна, поскольку содержит в себе должествование практической деятельности, императивно побуждая субъекта к ней.  Таким образом категория «объективного» в социальной материи (в общественных науках, в научной теории, в высокоорганизованном сознании) включает в себя хорошо осознанное «всеобщее» (абстрактное) в диалектическом единстве с «конкретным» (единичным).

Обобщение:

       Философия – наука о всеобщих законах в природе, обществе и мышлении. Её научный метод – диалектический. Истина конкретна, объективна и всегда одна. Истина – материальный феномен, она субъективно-объективна и абстрактно-конкретна. Истина постигается талантом и умением видеть умом – умозрением. Истина, рождающаяся в головах гениальных людей может быть умозрительно-спекулятивной, будучи, при этом, конкретной и объективной.

О ПЕРВИЧНОСТИ МАТЕРИИ И ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ.

       Мы используем этот тезис как аксиому – истину, которая не требует доказательств. Между тем, практическое использование его требует дополнительных размышлений и разъяснений. Во-первых, надо иметь в виду, что материя и сознание – противоположные философские категории, которые находятся в неразрывном диалектическом единстве. Во-вторых, сознание, хотя и не материя, но всё же материальный феномен. В-третьих, имеют значение и временные рамки бытия материи и сознания. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве, она – вещество.  Её атрибутом – неотъемлемым свойством – является движение, которое изменяет и развивает материю.

        Сознание – высшая форма движения материи. Простое движение и сложное движение – сознательная жизнь – соотносятся как начало и результат. В этом смысле простые формы движения всегда предшествуют сложным формам движения. Начало – неразвитый результат, а результат – развёрнутое (во времени) движение (начало).  В этом смысле сознание возникает всегда позже, чем простое движение материи. Сознание – результат её развития. Понятно же, что материя первична, а сознание вторично. В наше время эта «истина навсегда» стала относительной и утратила значение главного вопроса философии. Осознание её можно считать важным только в учебном процессе.
 
       Вопрос о том, что первично или вторично – материя или её движение – вообще не имеет никакого смысла, поскольку они есть одновременно как моменты единого целого и не существуют по отдельности.  В процессе развития материального мира материя и движение тождественны по своему значению. Нет развития без материи – не чему развиваться. Нет, тем более, развития без движения – не чему развивать. Сознание как движение и человеческое общество как социальная материя, так же тождественны по своему значению. Материя в движении – есть содержание общественного бытия, а движение социальной материи – сознание – одна из форм движения её, или просто форма её бытия.

       Форма является моментом содержания, но в определённых пределах своевольным и независимым от содержания, хотя и, всецело зависит от него. Форма очень важный момент социального бытия, поскольку, говорит проф. М.В. Попов, в «форме всё содержание сидит».  По этой причине, в динамично развивающемся обществе всё более возрастает роль субъективного фактора. Прогрессивная идея, овладевшая умами масс, становится мощной развивающей материальной силой. Однако и гнилая идея, завладевшая теми же умами, становится страшной разрушительной силой. Так что, уважаемый читатель, в нормально развивающемся обществе сознание первично, а материя вторична. Содержание развивается (или деградирует) благодаря своей форме. 30 лет тому назад в нашей стране гнилая идея заразила сознание масс, в результате чего к власти пришли варвары и разрушили великую страну.
               
Вывод:

       Высшая Теория Общественного Развития – марксизм–ленинизм – научная, конкретная теория развития человечества, объективно отражающая законы общественного бытия в истинных философских категориях. В марксистско-ленинской философии используются диалектические методы Гегеля и Маркса. Учение Маркса, Энгельса, Ленина не догматичное, а развивающееся, находящееся в поиске конкретных, объективных общечеловеческих истин и ценностей. 
      
      
      
      


Рецензии
Вот про религиозно-мистический бред хотелось бы поподробнее... люди сами своими глазами видят кое-что в этой жизни - то, что не видите вы, и это - бред ? Потому что вы не видите ? Ну, например, я видела один раз в жизни своими собственными глазами НЛО, и пусть кто-нибудь попробует убедить меня в том , что это был бред. Я верю собственным глазам , а не каким -то логическим заключениям представителя человечества, опирающегося на науку, которая едва ли еще прошла даже через кору глобальных знаний на пути своих раскопок.Поэтому о других случаях в моей жизни, в том числе и связанных с верой в Бога, я даже говорить с вами не стану. Просто скажу, что сейчас даже у нашей малознающей науки все больше и больше стыковок с религией по основополагающим пунктам бытия. Например, открытие энергии нефизической природы - что это по-вашему ? ... существование информационных полей, которое соотносится с религиозным существованием души после смерти... и многое другое. И интересно, как это классики марксизма -ленинизма могут что-то подтвердить в философии, когда сама их теория утопична ? Социалистическая и коммунистическая экономика нежизнеспособна, она основана на "человеке коммунистического будущего" с его высокими идеями и высокой духовностью, а это само по себе уже утопия,т.к. пресловутый человеческий фактор неистребим. Осуществление всех идеалов и всеобъемлющее счастье для всего человечества могут быть только рядом с Богом.

P.S. И хороши же эти марксисты-материалисты , к которым вы аппелируете, утопившие инакомыслящих и верующих в крови ((( Таким образом они доказывали правильность своей теории и правильное , на их взгляд, устройство мира ?И это, в том числе, делает вас "счастливым, активным и здоровым" ?

Лилия 9   28.02.2020 01:29     Заявить о нарушении
Всё вами написанное, Лилия, конечно не бред, а религиозный фундаментализм, который в определённых условиях перерастает в религиозный экстремизм. Между прочим, мой лучший друг - человек верующий. Я же - убеждённый материалист. Мы вместе состоим в коммунистической партии РФ. У нас одинаковые взгляды на жизненные ценности. По этой причине нам с ним спорить не о чем. Мы живём в согласии, потому и друзья. Так что в жизни не всё так просто, как по-вашему. Попробуйте услышать материалистическую идеологию и разобраться в ней. Гегель был глубоко верующим человеком, это обстоятельство не помешало стать великим философом, о котором с огромным уважением отзывался В.И. Ленин. Он говорил:"Умный идеалист лучше глупого материалиста". Ищите умных материалистов и получите умных и мудрых собеседников. С уважением,

Зуев Андрей Яковлевич   28.02.2020 18:49   Заявить о нарушении