Мы верили в лучшее...

    Малая родина Наташи Мартыновой – Рязанская область. Она родилась в разгар контрнаступления советских войск под Москвой. И хотя в её деревне немцев не было, но, как известно, военные тяготы коснулись всех жителей нашей страны.  Дела нашлись не только для взрослых, но и для детей.  Семнадцатилетняя, четырнадцатилетняя и одиннадцатилетняя  сестрёнки Наташи работали наравне со всеми тружениками деревни, без скидок на возраст.

            Отец, командир взвода пулемётчиков, вернулся домой по ранению  в 1944 году. Чтобы выжить всей семьёй,  стал работать лесником. О войне он ничего не рассказывал, и только уже в зрелые годы, девочки осознали, насколько же тяжела была его служба в военные годы.

         --  Поскольку у нас было своё натуральное хозяйство, наша семья не голодала, - рассказывает Наташа. -  Моя память сохранила только картинки школьного детства: это жизнь на лоне природы, чистый воздух, в большом количестве различная съедобная зелень – анис, горчица, щавель, кислица и дары леса – грибы, орехи, ягоды. Наш дом стоял на большой поляне, окружённый с трёх сторон лесом. В лесу журчал родничок, а по соседству расположились два пруда. Жизнь на природе и забота о домашних животных, хоть и добавляла забот, но была по-своему интересна и благотворно влияла на наше с братом воспитание.
        Играть с детьми и учиться нас водили в ближайшую деревню. В сельской школе все ученики находились в одной комнате, и учитель по очереди занимался с каждым. Продуктами жителей снабжал магазин, который запомнился мне навсегда. И не так ассортиментом товаров (время-то было послевоенное, полуголодное), а тем как они были упакованы. Растительное масло было в бочках, крупы – в мешках, солёная килька тоже в бочонках. Сахар был серого цвета, а слипшуюся карамель «раковые шейки» продавцу приходилось рубить топором. Все товары расфасовывались в кульки из серой бумаги.
       В день выборов в магазин    завозили деликатесы: конскую колбасу удивительно красного цвета, плиточный фруктовый чай и жёсткие мятные пряники. Игрушек не было никаких. Мама мастерила мне куклы из тряпок. А я с нетерпением ожидала поездок отца в районные центры, где в магазинах продавались тоненькие книжечки из серии «Мои первые книжки», которые я выучила наизусть. Может, поэтому, когда появилась возможность, я стала читать «запойно» - и при свете керосиновой лампы, и при любом освещении. Меня даже выгоняли из библиотеки, но страсть к чтению осталась на всю жизнь: я окончила Московский библиотечный техникум.

             Ребятишки, как могли, помогали взрослым в сельскохозяйственных работах. Не отставали от старшеклассников и малыши: после уборки зерновых они собирали в поле колоски. Участвовали  в посадке и сборе овощей. Однажды пришлось работать даже ночью – нужно было срочно убрать картофель. Свет включённых фар трактора «ХТЗ» освещал поле, и  это стало для детей интересным приключением.  Работали так споро, что даже об усталости забыли.
              Глубоко врезались в детской  памяти Наташи моменты сбора налогов различного характера. Вот плачущая мама держит за рога корову…  Вот закрывает собой швейную машинку «Зингер»…  Но их всё равно забирают. А больше в доме и взять-то  нечего.  Даже на окнах    тканевые занавески заменили на вырезанные из газет.
             Всю информацию из жизни страны жители деревни получали из радиоточки и кинопередвижки, которую разместили в самом просторном помещении. Взрослые рассаживались на лавках, а дети устраивались на полу. Фильмы показывали по частям, потому что плёнка иногда разрывалась. Но никто не роптал, и все терпеливо ожидали, когда её склеят. Фильмы, в основном, показывали трофейные. Это были приключения Тарзана. Может, потому в деревне  появились такие игры, как катание по прудам на брёвнах. Да ещё качание на длинной верёвке, привязанной к дереву, отталкиваясь при этом с высокого берега. Но самыми любимыми играми, конечно же, оставались свои, родные: круговая лапта, прятки, классики, мяч. Настоящих футбольных мячей   не  было, поэтому их изготавливали из подручных средств.

            --    Обучаясь в седьмом классе, я в порядке шефства, помогала одинокому бедному человеку, - вспоминает Мартынова.  Кроме худосочной кошки, у него никого на свете не было. В избе был земляной пол, в мисках мелкая картошка. Так что жизнь Матрёны у А.Солженицина «Матрёнин двор» - это не вымысел автора, а реальная жизнь. Мы все верили в лучшее и ждали его с нетерпением. У кого-то это свершилось, а у кого-то нет.
        Я считаю свою жизнь счастливой.  Она прошла у меня среди ребятишек, и я как бы заново прожила своё детство, только без ужасов последней войны. Появился на свет сынок, моя радость, опора и надежда.

                Рождённая  в трудную военную пору в крестьянской семье,  Наталья Мартынова получила сначала среднее специальное образование (Московский городской библиотечный техникум), а затем и высшее, окончив исторический факультет МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова.
      Специфика работы была такова, что ей приходилось  общаться как с молодёжью, так и с людьми старшего поколения. В системе профессионального образования, куда она пришла работать в 70 годы, одной из составляющих частей внеклассной работы было патриотическое воспитание учащихся. К тому времени прошло четверть века после исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Участники кровопролитных сражений почитались в стране. Да и сами они считали своим долгом поделиться с согражданами, и особенно с молодёжью, своими воспоминаниями о фронтовых дорогах, «о друзьях – товарищах, об огнях – пожарищах».
                Ребятишки с удовольствием приглашали их на торжественные линейки и уроки мужества, с жадностью слушали их рассказы, забрасывали вопросами. Со стороны казалось, что это не два разных по возрасту поколения, а единое боевое содружество возвращается памятью в прошлое. Вместе они проводили походы, вышагивая дорогами боевой славы, ухаживали за могилами воинов в местах массовых захоронений.

                В 1990 году, когда страна судорожно набирала «обороты перестройки», Мартынова перешла работать в московскую школу №401, ныне лицей№1581. Когда-то гордостью школы был музей боевой славы, созданный по инициативе Московской группы ветеранов «Железной дивизии Г.Д.Гая», по имени одного из первых командиров Гражданской войны, который был репрессирован в 1937 году. Экспонаты были собраны учащимися и ветеранами дивизии. О ней написаны несколько книг. Ветераны в памятные дни собирались в школе, проводили уроки мужества, участвовали в музейной работе.
                В перестроечное время музей был закрыт из-за отсутствия помещений для занятий. Вновь начал функционировать  в 1997 году, благодаря энергичной поддержке Клуба «Железная дивизия», коллективным членом которой стала школа №401. Особенно много усилий  для этого приложил  секретарь Клуба  М.М.  Шарипов.  Учащимся повезло, что директорами  школы были целеустремлённые люди, которые гордились своей страной и стремились привить любовь к ней своим подопечным. При Павловой И.Е. работа по патриотическому воспитанию проводилась по совместному с  Клубом «Железная дивизия»  и ветеранской организацией плану.
 
          --     Наряду с другими школьными музеями мы находились на особом положении, - вступает в беседу Наталья Мартынова. -  В значительной степени этому способствовала деятельность действительно уникальной ветеранской организации – Клуба «Железная дивизия». Он установил дружеские связи с учреждениями культуры: театром Российской Армии, Культурным центром Российской Армии, музеем Вооружённых Сил, студией им. Грекова, Военным университетом. Поэтому многообразие форм и методов работы в школе было велико.
                Частыми гостями у ребят  были не только участники Великой Отечественной войны и ветераны Вооружённых Сил, но и курсанты Военного университета. Они помогали  переоформлять музей, проводить  подготовку к праздникам: Дню защитника Отечества и Дню Победы.
          Учащиеся приглашались на театральные спектакли, посещали учреждения военного назначения, обучались владению учебным оружием, ведь в школе, получившей статус лицея, обучались только юноши. Выпускники поступали  в Технический  университет  имени Н.Э Баумана, поэтому общение с военными помогало им при выборе специальности. Члены Клуба были постоянными участниками всех общих и военно-патриотических мероприятий лицея, в том числе на праздниках школы «Последний звонок» и выпускном вечере.
                Традиционными в школе стали тематические уроки, посвящённые Московской и Сталинградской битвам, на которые приглашались участники этих сражений из числа ветеранов дивизии. Учащиеся ездили в Волгоград, по местам боёв дивизии.  «Железная  дивизия» воевала как во время Гражданской, так и Великой Отечественной войны – и память о ней нетленна.
 
             --    Самый действенный метод воспитания чувства любви  к семье, и соответственно к Родине – это непосредственное общение с реальными  участниками событий, воздействие словом и участие в поисковой исследовательской работе,- таково  мнение Мартыновой, основанное на многолетнем опыте педагогической деятельности. Недавно я вошла в состав Региональной общественной организации «Дети Великой Отечественной войны». Сожалею, что не знала о ней раньше (она существует с 2008 года).
Я рада, что у неё такая же позиция в отношении будущего наших детей в плане патриотического воспитания.   Общение со своими сверстниками доставляет мне большое удовольствие.
        Это – и воспоминания о суровых военных годах, и желание внести радостную струю в жизнь одиноких людей, и продолжение воспитательной работы среди молодёжи в духе патриотизма, любви к своему Отечеству.
        И надежда на то, что государство по заслугам оценит труд последнего военного поколения, у которого и детства-то не было в полном понимании этого слова. Но с каким упорством и старанием плечом к плечу с отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами они взялись за восстановление разрушенного хозяйства.
      Официально установленный статус «детей войны» будет самой лучшей наградой для них.
               


Рецензии
Доброе утро, Раиса Сергеевна! Спасибо за рассказ о Наталье Мартыновой и клубе "Железная дивизия". Я тоже считаю, что в нашей стране должен быть учрежден статус для людей (в детском возрасте переживших войну) - "Дети войны". И Великую Отечественную, и любую другую войну. Более того, эти люди (по необходимости) - должны получать соответствующую поддержку от государства - в лечении, приобретении необходимых лекарств, послеоперационной реабилитации - санаторно-курортном отдыхе. Спасибо Вам, Раиса Сергеевна за рассказ! Я не "дитя войны", но тоже немножко РЯЗАНСКИЙ... С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   05.07.2023 07:14     Заявить о нарушении
Жавороночек, поприветствовал меня, как и положено, ранним утречком. Настоящий Морской Офицер. Славлю!.Благодарю вас, Николай, за добрый отзыв о Наташе Мартыновой. Мы этому рады! А Статуса Дети войны мы, по мнению государства, не заслужили. В 2008 году, в момент создания организации "Дети Великой Отечественной войны" г. Москвы, мы поднимали этот вопрос(организация не из подворотни, она оформлена в Минюстиции).Лет пять назад Госдума решила, НАКОНЕЦ, рассмотреть этот вопрос. Большинство депутатов были против СТАТУСА. В их числе - покойный Иосиф Кобзон и ныне на здраво себе живущие Валентина Терешкова и Ирина Роднина. С добром,

Раиса Лунева   05.07.2023 14:30   Заявить о нарушении
Да уж... Депутаты ещё те! Особенно первая фамилия... Простите, конечно, Раиса Сергеевна, но очень и очень жаль. Может они "посчитали", что денег у государства на ЭТО нет? Денег полно! Поверьте мне. С уважением и вздохом (жаль!),

Николай Кирюшов   05.07.2023 18:32   Заявить о нарушении
Деньги всегда есть! Только не на ЭТО.

Раиса Лунева   05.07.2023 18:45   Заявить о нарушении
Вы как всегда правы!

Николай Кирюшов   05.07.2023 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.