Метнуться в Питер и обратно

(зарисовка не туриста о поездке, так и не ставшей туристической)

        Моё знакомство с Питером начиналось с жуткой спешки: дочь, которой вожжа попала под мантию, уехала туда поступать в колледж, а с документами случились накладки. В итоге, неверная информация самого колледжа привела к тому, что из-за отсутствия одной справки из какого-то там диспансера, она в колледж не попала. А по срокам не попадала ни в какой вообще. Поэтому, чтобы не остаться бревном в проруби, надо было пропихнуть её в 11 класс. А поскольку она несовершеннолетняя, то понадобились ещё пара документов и моё личное присутствие при поступлении. Я рассчитывала управиться за один день. Поэтому взяла самый дешёвый билет на поезд (и, как оказалось, один из долгих).
Сборы тоже не вызвали проблем: Питер – город холодный и сырой. Как мне казалось. Потому зонтик, куртка и ботинки были обязательными. В конце концов, зонт можно оставить в рюкзаке, куртку снять, а ботинки… Ну не везти же мне сменную обувь на один день! Да и кто сказал, что куртку надо будет снимать? Питер не только сырой, но и продуваемый ветрами с Балтики город. А мне не улыбалось летом ещё простуду подхватить. Основная тяжесть была в руках: пакеты с вещами для дочери, которые я планировала оставить у неё.
Путешествие в Питер началось с путешествия пешком по причине позднего времени по своему району. Весьма повеселила компания у подъезда, когда я выходила: человек пять парней и пара девушек. Когда я прошла мимо них да ещё закурила на ходу, их гомон за моей спиной примолк. Но потом я услышала, что они пошли за мной. Стало немного жутко: я итак давно не в форме по причине сидячей работы, а тут ещё тяжёлые сумки на плечах. Не убегу точно. Но всё обошлось: им просто нужно было в мою сторону. Что я поняла, пройдя пол-квартала. Почему пешком? В 12 ночи смешно рассчитывать на своевременный общественный транспорт. Одна надежда была на троллейбусы: бог знает почему, но они ходили чаще, и перерыв на ночь у них был немного позже. Итак, пройдя одну остановку и увидев хвост троллейбуса, шедшего в противоположном от нужного мне направлении, я поправила сумки и потопала до следующей. Почему сумки, а не чемодан на колёсах? Да потому что мне надо было отвезти дочери тёплые ввиду близившейся осени вещи. А везти обратно потом целый пустой чемодан было как-то глупо. Проще запихнуть пакет в рюкзак, который выполнял у меня основную роль дорожной сумки. Проклиная идеи своей дочери, взбрыкнувшей в самостоятельную жизнь, я распихала её куртки, ботинки и свитера по пакетам и теперь, как нагруженная ослица, сижу на остановке и жду троллейбуса. Моих вещей было всего ничего: в рюкзаке поместились. Я же не собиралась проводить свой отпуск в Питере! Совершенно не мой город.
Дождавшись троллейбуса, я в полном одиночестве, но при полном комфорте (он был новый) доехала до метро.
Несмотря на поздний час – полночь – вокруг метро было светло от реклам и людно. Кавказцы ждали пассажиров, таджики-узбеки перевозили тележки с тюками с места на место, а магазины ждали покупателей. Что удивительно: по их расписанию они должны были закрываться в 23:00. Ну да бог с ними. Мне не туда надо.
В метро, несмотря на близость закрытия, тоже было довольно людно: совершенно как в обычный будний день. В Москве хоть кто-то спит? Счастье, что сидячих мест было предостаточно даже на старых загруженных в обычное время ветках. Иначе я бы точно свои сумки кому-нибудь на голову бы поставила.
Ленинградский вокзал встретил рамками, как в аэропорту, и толпой народа. Да уж… В Москве точно никто никогда не спит. Вернее, Москва – это город, который никогда не засыпает. Но несмотря на толпы, место в зале ожидания у меня было: метро закрывается в час ночи, а мой поезд – в полтретьего. Оставалось только ждать. Совершенно не удивили толпы людей на вокзале. Встречающих родственников и знакомых, уезжающих по делам или в отпуск, провожающих с умилением, слезами, надеждой или облегчением, работающих в палатках, ресторанчиках, будках и бутиках, бездельничающих в ожидании поезда, попрошайничающих, что не удивительно — это пересадочный пункт. И я едва нашла себе место в зале ожидания с табло на трёх языках (русский, английский и почему-то китайский) среди этой гомонящей толпы разношёрстого народа, чтобы ждать своего поезда.
В поезде было ещё веселее: благо час поздний, то свет был тусклым – читать невозможно. Сидеть в телефоне? Зарядка быстро сядет. Остаётся смотреть по сторонам, дремать или беседовать.
Скоро свет совсем потух, но спать из-за жуткой гонки не хотелось. Кстати, она вышла боком: поезд был хоть и дешёвым, но время в пути – 10 часов, сидя в неудобном кресле.
Спать не хотелось, читать невозможно, оставалось поболтать с соседкой. Наш тихий разговор вызвал недовольство какой-то нервной дамы: пока поезд ещё не тронулся, она то и дело открывала и закрывала фрамугу окна, штору, возмущалась объёмами чемоданов соседей на полках сверху, боясь, что те упадут. Хотя чемоданы лежали над головами впереди сидящих, а не над её собственной. Ребята вяло отмахивались от неё – видимо, устали с дороги, поскольку чемоданы их были действительно весьма объёмны. Рассчитаны не на один день пути. Возможно, это были однокашники, вырвавшиеся компанией в поход по стране. В другой раз она выговаривала каждому, выходящему из вагона в туалет. Людям в туалет надо. А то, что тебе досталось место рядом с дверями – надо было или выбирать другое при оформлении, или заткнуться, что сидишь на нём сейчас. Люди не обязаны всю дорогу терпеть, лишь бы тебе было удобно. А желающих было предостаточно почему-то. Не найдя другого повода для выхода своим странным чувствам, поскольку любителей бегать в туалет, у дверей которого сидела, она уже обругала и построила, она прицепилась к нам. Кроме неё, нашим полушёпотом никто не возмущался. Мы с соседкой перешли на еле слышные звуки. Но через минут пять та нервная дама снова возмутилась нами. Её претензии как раз были хорошо слышны, в отличие от нашей беседы. Пришлось замолчать, что было печально: соседка была интересным человеком.
Поспать мне так толком и не удалось: неудобно и толпы людей шляются туда-сюда. Поэтому, как я выглядела утром, я предпочитала не знать. Почистив зубы, я наскоро соорудила банальный «хвост» на затылке. В конце концов, я не на подиум собираюсь. И кому какое дело, как я выгляжу?
Московский вокзал не поразил меня чем-то эдаким. Вокзал как вокзал. Выход я нашла довольно быстро. Немного выбило из колеи, что обозначение метро в Питере – какая-то чёрненькая округлая буковка «М». Ещё в Москве я удивлялась, когда пыталась построить маршрут к дочери от вокзала. В вагоне, правда, мне пришлось стоять. Зато дало возможность рассмотреть людей, вагоны и станции, где я проезжала.
Да, Питер не Москва. А Москва – не Питер. В Питере больше неформалов – людей молодого и среднего возраста с разным цветом волос, одежде в стиле хип-хоп, гопников или рэперов. Много высоких и худых, хотя толстяки тоже встречаются. Правда, на порядок меньше, чем в Москве. За всё время пребывания в Питере я видела людей, в основном, средней комплекции. Тогда как в Москве разжиревшее тело – это стало просто нормой. В Питере также много кавказцев и таджиков. Но они не такие беспардонные и наглые. Да и вообще молодёжи больше, а пожилые тётки весьма энергичны, подтянуты и деятельны. В отличие от оплывших московских старух, которые ходят, еле передвигая ноги, уже в 50 лет, стеная и жалуясь по любому поводу. Люди не хмурые (может, по причине наличия солнца в этот день), открытые, незлобные. Хотя быдла и тут хватает: когда я ехала в автобусе и он подъехал к нужной мне остановке – водила почему-то не открыл заднюю дверь поначалу, и с обеих сторон скопилась куча народу, которая, предводительствуемая хамоватой бабкой ещё, видимо, совдеповской или совковой (иначе не скажешь) закалки, попёрла (именно так, а не поднялась или вошла) в двери, не давая выйти мне и тем, кто выходил вместе со мной. На моё справедливое возмущение мне грубо донеслось, что не надо было спать. Интересно, а как бы я вышла через закрытую дверь? Головой через стекло? Или надо было руками раздвигать створки? Пришлось нагрубить в ответ: возраст не даёт права быть самоуверенным хамом и плевать на окружающих, даже, если они немного моложе тебя.
Моя дочь, вернее, её подруга, договорились с соседом этой своей подруги, у которой жила, чтобы меня по приезде встретили. Что меня весьма удивило: у себя дома я не была в таких отношениях с соседями, чтобы просить об услугах, даже более скромных. Но приходилось подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Молодой человек средних лет встретил меня и довёз до дома, помогая тащить одну из сумок. Что было весьма к стати: в Питере было довольно жарко. И солнечно. А я была в кожаной куртке и парилась, как курица в гриле. Забегу вперёд и скажу, что и зонт мне совершенно не понадобился: в Питере было жарко и светило солнце, как летом.
Моя дочь со своей подругой жила у чёрта на рогах в новом районе, который был в стадии капитального строительства. Чахлые кустики перемежались с сорняками, репейником, щебёнкой и кусками стройматериалов. Как будто в Советский Союз попала! Точно также выглядел мой город, когда я жила в нём девочкой: тогда еще наша улица строилась. Одно отличие: по какой-то причине район, где жила моя дочь, был весь в холмах с пригорками. Не хуже того, где я в Москве жила сейчас. Первый этаж после моего пятнадцатого – нет, совершенно не интересно.
Перекусив шарлоткой и пообщавшись с тремя кошками, мы помчались на встречу с подругой моей дочери, которая договорилась о приёме документов в одну из школ. Собственно, зачем я и приехала.
Новый район Питера был ничем не примечателен. Изредка я себя ловила на мысли, когда проезжала в автобусе мимо, что отдельные кварталы до боли похожи на подобные в Москве. Вот это меня совершенно не впечатлило.
Встретив подругу, мы галопом помчались к школе. Увы, зря: приём документов буквально вчера бал закончен. Звонок в другую школу – можно ехать. Прогулявшись до остановки у речки и дождавшись очередного автобуса, мы поехали к центру города. Гостиный двор, Исаакиевский собор, Сенатская площадь – жаль, не было времени всё это заснять. А из автобуса атмосферу не ощутить – город и город, камни и камни. Проезжая по набережной Невы мимо красных стел с кораблями в основании и каменных львов, снова пожалела, что не могу побыть просто туристкой – это когда ещё я смогу вырваться в поездку?
Другая школа встретила нас толпой народа, которая тоже хотела устроить своих детей в школу. Прождав полчаса, выяснили, что и сейчас набор в 11 класс закрыт. Осталось звонить по другим школам. Итог: поездка вышла зряшной – ни одна школа в этот день с документами на приём не работала. Пришлось записываться. Возник вопрос: как без меня? Только через доверенность.
Ввиду прошедшего времени очень хотелось есть. Пешком дошли до «Галереи» - обычный торговый центр, которых в Москве в каждом квартале по паре. Время, проведённое там, отдохнуло ноги и уняло голод.
Снова в бой. Стали искать нотариуса. Нашли нескольких – и галопом туда. Пока мотались по городу, время утекало неимоверно. И, соответственно, нотариусы были либо безнадёжно забиты клиентами (в одной конторе нам дали номерок 250, а прошёл только 180-й человек). По опыту зная, что у нотариуса, как минимум, сидеть по полчаса, бросали загруженных и искали других. Нашли. В питерском дворике недалеко от Московского вокзала. Пешком пробежавшись туда, подали документы и остались ждать. К счастью, время до моего поезда ещё было. Ну хоть это успеем сделать – не такой бессмысленной будет поездка.
Сорок минут ожидания – и мы спокойно, без спешки проверяем документы и остаёмся ждать заверенных подписей нотариуса. Еще минут пятнадцать – и мы свободны.
Вечерело. До вокзала надо ещё добраться. Оставаться ждать автобуса как-то не хотелось. Да и, в конце концов, без снимков уезжать тоже глупо: я же не в соседний подъезд у себя дома зашла, а ездила в другой город. В итоге мы спокойно  прошлись по улицам до вокзала и даже успели снять закат над Питером. Ждать поезда было недолго.
На улицах и площади перед вокзалом, как и в Москве, были толпы народа. Питер – тоже город, который никогда не спит. На перекрёстках вовсю играли группы с претензией на рок. Оглушительные колонки перекрывали друг друга. Торговцы на тротуарах предлагали сувениры в виде тряпичных кукол, наклеек, магнитиков и кухонных полотенец. Оглядывая достопримечательности, недоумевала, как можно вообще тут что-то заснять? Слишком много шума и людей. Слишком много торговых столиков и узких тротуаров. Уж как ни ругай Москву, но там с этим получше.
Сам город мне удалось увидеть лишь мельком: станции метро, так глубоко утопленные в некоторых местах, что можно успеть поспать, пока доедешь на эскалаторе. А при выходе из Московского вокзала на станции, чтобы попасть в вагон, надо было дождаться, чтобы открылись не только вагонные двери, но и двери на перроне. Совсем как в старых лифтах домов сталинской постройки.
Короче, день выдался ни о чём в плане экскурсий и достопримечательностей. Галоп хорош, когда ты куда-то спешишь, а не тогда, когда в спешке ты хочешь что-то увидеть. Если в первый мой приезд в отрочестве город мне не понравился категорически, сейчас я уже не была столь критична. И всё же, чтобы оценить место, в нём надо пребывать. А не скакать сквозь него, как блоха. Нет, меня город не захватил, как Прага, с первых метров. Но я и перестала отторгать его. Надо ещё раз сюда приехать. Уже в более спокойной обстановке и с большим количеством времени.
Проводив меня до вагона, «святое семейство» со мной рассталось, пообнимавшись и всплакнув. Да, дочь обретает свободу, а я – очередную нервотрёпку. Но это жизнь, деваться некуда.
Я прошла в вагон и заняла своё место. Рядом со мной через время расположился молодой человек, стриженный, но с кукулей на затылке, не склонный к разговорам. Поздоровавшись и обменявшись парой слов, мы оставили друг друга в покое. Мимо нас проходили томные уставшие нимфы с чемоданчиками на колёсах и наигранной беспомощностью – красотки и стройняшки, не в пример мне. Одна меня озадачила: она спрашивала, указывая на одно место, кто тут сидит. Узнав, что пока никого, расположилась сама. Кто о чём договаривался с начальником поезда – было бы интересно узнать. Я тоже хочу так кататься – без билета. И что смешнее было то, что подобная фифа обычно должна ездить в «мерседесах» за неимением «бентли». Или летать в самолётах. Ну уж в крайнем случае, ехать в купе фирменного поезда. Но никак не с нами, нижесредним классом, у которого нет денег даже на нормальный плацкарт.
В процессе поездки, однако, владелец места нашёлся. Что меня удивило: я не заметила, откуда он взялся, ибо поезд летел без остановок в этот раз. Но гламурная нимфа, без вопросов, освободила место. Странная ситуация…
Приехала я ранним утром. В метро не слишком большая толпа сошедших с поезда, заспанные и ещё замедленные по причине раннего подъёма люди. Первый утренний поезд, минимум разговоров и как следствие гула в вагоне, не скажу, что покой, но дневной суеты не было. Прекрасное время!
На станции пересадки народ уже просыпался и подтягивался: все-таки шесть утра, кто-то едет на работу. Будний день вступал в свои права.
Прибыв в свой район, автобуса я ждала недолго, что весьма порадовало: в такую рань они ещё редко ходят. Солнце только взошло, свежо, тихо, заспанная зелень и нет гомона птиц. Иногда я люблю это время дня. Когда тебе кажется, что ты – владелец мира. Пока день ещё не вступил в свои права с заботами и хлопотами. Поспать толком не удалось – надо было заниматься домашними делами. Да и просто отдохнуть от суматошного дня с прыжками из города в город.
Пока я пыталась привести в порядок свои дела – день уже начался. Новый трудовой день. Хотя, я же в отпуске…
P.S. Моя дочь всё-таки поступила в свой одиннадцатый класс. Из Питера её теперь не выковыряешь – вцепилась в этот город, как будто с рождения тут прожила. В конце сентября у неё день рождения – обещала приехать. А у меня планы поехать к ней на Новый год. С младшей дочерью. Посмотрим, каким планам будет суждено сбыться…


Рецензии
Здравствуйте, Карина !

с интересом прочёл Ваш рассказ о непреднамеренной, но обязательной поездке.

мысли, впечатления действительно от человека, вынужденного "галопом по Европам" решать свой конкретный личный вопрос ; размышления, верное наблюдение от умного человека, не имеющего достаточного времени для неспешного восприятия такого реально прекрасного города как Санкт-Петербург.

так сложилось, что я, не являясь жителем Спб, но будучи в своё время и студентом и простым трудягой в тогда ещё Ленинграде, в восьмидесятые годы 20 века, остаюсь приверженцем "теории поребрика и практики парадных" ))) --- то есть, единожды впитав все особенности поведения горожан, влекомых не только водами Невы, природными пейзажами, но и архитектурой самой истории российской, продолжаю считать себя причастным и небезразличным именно к этому городу.

благодарю за реализм, за честность выраженного Вашим рассказом.

искренне желаю Вам и Вашим дочерям достойного "симбиоза" между Москвой и Петербургом !
надеюсь, Вам всё же удастся в скором времени получше узнать, вернее понять новый для Вас великий город.

.......

успехов Вам !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   05.09.2019 22:10     Заявить о нарушении
ох... ошарашили. такая восторженная рецензия на пустячок, который, по сути, ни о чем)))
спасибо)
город либо сразу притягивает, либо не притягивает вовсе .я вам говорила о Праге. а Питер и со второго, пусть и такого "быстрого" раза, не произвел того ошеломляющего впечатления, как Прага. в нее я влюбилась еще в аэропорту по приезде)

Карина Василь   05.09.2019 23:29   Заявить о нарушении
Простите, вмешиваюсь, но про мой город речь идёт. Он не принял Вас. И это бывает. Просто он живой, волшебный, имеющий душу. Может, за Галерею обиделся. Абсолютно чуждое Петербургу новое здание. Ну, хоть не яма. Дочку Вашу понимаю.

Ольга-Гось Литвинова   07.03.2020 17:35   Заявить о нарушении
Ольга, на меня-то за что было обижаться??? не я ж архитектурой занималась... просто это не мой город. мой город - Прага. туда бы я ездила и ездила. хотя была всего два раза. надеюсь, не один раз еще буду. хотелось бы, конечно, повидать и других разных городов (перечислять не буду - целый список). посмотрим.

Карина Василь   07.03.2020 22:34   Заявить о нарушении