Бодр, бодрый, бодрость - этимология

И вспрянул ты, внезапно обновленный,
И закричал: «Я силен, бодр и смел!»
Н. М. Сатин. «Ты здесь один, мой друг, столь раннею порою»
[Раскаяние поэта, 17] (1835)

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Бодрый, укр. бодрий, сербохорв. бадар "бойкий, живой", ст.-слав. бдъръ prothymos (Син. Пс.), бъждрь (Супр.). К бдеть.
Родственно лит. budrus "бодрый" (откуда собств. Budrys – у Мицкевича), авест. zaeni-bu;ra- "бдительный, усердный"; см. Фик, KZ 22, 380; Бернекер 1, 105 и сл.; Мейе, Et. 114. Далее ср. будить, блюсти.

б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Бодрый. Общеслав. Суф. производное (суф. -r-, ср. старый, мокрый, острый, мудрый) от той же основы (*bъd-), что и бдеть. Исходное значение — «не спящий, бодрствующий».

2) Применение термина в русском языке

а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам; с. 111
https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=111

Бъдрити = бодрити. Бодрити помощници. Иос. Флав. В.И. III. 3.4.
Бъдрость - бодрость. Яко быть приюмличиъ въ бъдрость дши (души). Служ. Вар. XII в.
Бъдрый — бодрый. Дхъ (дух) есть бодр, а плоть немощна. Мф. 26:41. Остром. Еванг.
Всякая сила бодрая. Жит. Мар. Ев. Мин. Чет. Апр.
Смелый, рьяный: Бе муж бодр и дезок и крепок на рати. Ипат. Лет. 6695.

б) Национальный корпус русского языка

* Дьякон Очиж. Формулярный извод фрагмента послания дьякона Очижа [некоему служилому князю?] с благодарностью за жалованье (1470-1500): Не буди ленив на чястыя молитвы, но бодр на всяко дело благо.

* М. В. Ломоносов. О сохранении здравия [перевод] (1741)

Он не чувствует ни в коей части своего тела какой-нибудь болезни, тягости или слабости, но бывает в полной своей силе, скор к трудам, бодр, имеет умеренный пульс с посредственным теплом членов; дух его благорастворен и к веселью склонен, и при всем том не имеет он безмерного сна, однако оного не лишен, который ему даёт отраду и его оборяет.

* Д. И. Фонвизин. Бригадир (1783-1786)
Каждый человек имеет дух и тело. Дух хотя бодр, да плоть немощна. К тому же, несть греха, иже не может быти очищен покаянием...

3) Обобщение и вывод

а) Что такое «бодрость»?

Чем активнее ведет себя человек, тем больше энергии (сил) он расходует — теряет физическую и духовную силу - бодрость. При переутомлении наступает депрессия (двигательная и мыслительная заторможенность), которая может вызвать проблемы со здоровьем.
В здоровом теле — здоровый дух! Бодрость — состояние полноты физических сил, способность человека осуществлять активную деятельность в различных и быстроменяющихся природных, погодных и социальных условиях. Бодрый — ведет здоровый образ жизни, чередует работу с полноценным отдыхом.
1 Царств 16:23: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него».

б) Как слово-понятие «бодр» применяется в Библии?

В библейских текстах понятие «бодрость, ободри» передаётся в большинстве случаев термином иврита ХАЗАК быть сильным, усиливаться, укрепляться: Судей 20:22 (народ ободрился), 2 Царств 11:25 (так ободри его), 2 Паралипоменон 15:8, (Встань...ободрись и действуй!) Ездра 10:4 и т. д.

Факт который часто встречается при сравнении русских текстов Библии с оригиналом на иврите — из нескольких терминов обозначающих одно понятие выбирали менее распространенный термин иврита и от него образовывали русское слово-понятие. Пока это явление можно объяснить тем, что русские переводы Библии делали по разным письменным источникам. Централизация переводческой деятельности в России произошла около 1499 в новгородском скриптории, когда архиепископу Генадию удалось собрать все книги Библии в единую.
Из вышесказанного следует, что термин иврита ХАЗАК = сила, соответствует русской терминологии «бодр, бодрость» = сила.

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин «бодр» в связи с библейским лексиконом и образами, необходимо искать слово состоящее из букв Б.О.Д.Р. или Б+ОДР имеющее значение сила, мощь и подобные.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим основной корень. БОДР = Б.Д.Р. или Б+ОДР, у нас моментально появляется соответствующий корень иврита АДДИР сильный, мощный, могучий; ЕДРА сила, мощь; т. е. обозначение силы.

Общий вид

БОДРЫЙ = Б+ОДР+ЫЙ = ивр. ЕДРА рука, мышца; переносн. сила, сильный мощь; АДДИР  сильный, храбрый, мощный, импульсивный, лидер (сильный человек), могучий.

Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с.6.
* См. стронг иврита (арам.) 153, ЕДРА; https://bibliaparalela.com/hebrew/153.htm
* См. стронг иврита 117, АДДИР; https://bibliaparalela.com/hebrew/117.htm

б) Библейский образ

* Ездра 4:23: «Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною (Б+ЕДРА, Б+Д.Р.) вооруженною рукою остановили работу их.

* Судей 5:13: «Тогда немногим из сильных (АДИР) подчинил Он народ; подчинил мне храбрых».

* 1 Царств 4:8: «горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного (АДИР) Бога? Это - тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне».

Таким образом, используя терминологию библейского иврита мы установили содержание церковнославянского термина «бодр». Бодрый = сильный в данном явлении действительности (нельзя быть бодрым постоянно). Выводимая лингвистами этимология от «бдеть» явно не соответствует графически и по основному содержанию слову «бодрый» = сила, случайный «тык» исследователей (тоже метод научного поиска).

Кишинев, 6.9.2019 г.


Рецензии