Шаман. Дефицит личностей

               

На эстраде то и дело появляются артисты, у которых выигрышные внешние данные, даже и голосовые… Они могут двигаться, делать эффектное шоу. Но все это для той публики, которая хочет исключительно развлекаться. В том, что я отмечаю, нет и тени пренебрежения к музыке танцевальной в чистом виде – ничего подобного. Сделать ее очень качественно – колоссальный труд. Просто сейчас речь не об этом.

Мало артистов, чей внутренний мир был бы интересен. Кого мы бы воспринимали не как исключительно сексуальный объект (мужского или женского пола), поющий только о любви. Причем эти песни могут быть по музыке и тексту и трагического накала, при этом сами исполнители приплясывают, улыбаются, кокетничают с публикой,  охотно собирают букеты с прочими подарками.  Вот самый смешной парадокс эстрады.

Представить такое в опере невозможно – чтобы певец появлялся, пел что-нибудь наподобие «Ах, как мне больно, ах, как болит…», глядя при этом лукаво и весело. Да еще и приветливо махал рукой публике, чуть ли не приглашая присоединиться к нему и подпевать какие-то фразы. Но это понятно – там другая культура отношений артистов и аудитории, для людей из академической среды более привычная.

Личности, которых мы воспринимали вне зависимости от внешних данных, чей внутренний мир был бы нам интересен, у нас были и есть. Высоцкий, Окуджава (пусть я не его поклонница, но отдаю должное – он нравился многим людям именно своей внутренней организацией), Виктор Цой.  Из женщин – Жанна Агузарова, о чьей судьбе в данный момент я представления не имею. Земфира.

В музыкальном отношении я бы Земфире отдала первое место. Она интересна не столько попаданием в определенный социальный слой, типаж, или в определенную эпоху, а именно музыкой в чистом виде. Я считаю, что, если бы мы не смотрели на эту певицу, не обращали внимания на тексты ее песен, а слушали только мелодию и аккорды, эта музыка дошла бы до многих из тех, кто сейчас не отдает ей должное. Она именно ТАК прозвучала бы выигрышнее всего. И тогда люди обсуждали бы не внешний облик Земфиры и не фразы текста, а ощутили бы все достоинства ее музыкального материала.

Люди, перечисленные мной, как мне кажется, не специально ставили своей задачей создать на сцене некий «антигламур».  Просто одевались и причесывались так, как им это шло, чтобы чувствовать себя удобно. Это простая естественность. В наше время люди склонны подозревать продуманность там, где ее нет. У человека просто такая форма головы, что ему идет только такая стрижка – вот и весь «антигламур».

Разумеется, я не написала полный список артистов с ярко выраженным личностным началом (Диана Арбенина, Николай Носков, Ольга Кормухина, Наргиз, Максим Фадеев, Леонид Агутин и т.п.). И не собираюсь подробно анализировать творчество тех, кого упомянула. Мне хотелось бы поразмышлять о поколении молодых – тех, кто сейчас приходит в «Голос», проект «Точь-в-точь», «Один в один» и другие.

Кого бы выделила для себя я? Из мужчин – Ярослава Дронова и Александра Бона. Хотя были и другие прекрасные голоса. Но я в данном случае выбирала не по вокалу. Мне кажется, что это интересные люди. Которых публика воспринимала бы не как красавчиков (их тьма-тьмущая), а именно как личностей, интересуясь их мыслями, их мнениями, их позицией.  (К тому же Дмитрию Билану относились как к развлекательному певцу, пока он не занял кресло наставника в «Голосе» и не раскрылся как музыкант и как человек.)

Ярослав Дронов пришел в «Голос», будучи уже раскрученным после участия в проекте «Фактор «А». Он не победил, но был отмечен и получил Звезду Аллы. Его выделила сама Пугачева, наговорила ему множество комплиментов, Диана Арбенина предсказывала ему первое место, и его наставник, Роман Емельянов, дал понять, что верит в него.

Я не знаю, смотрела ли Пелагея эту передачу, слышала ли она о Дронове от знакомых, остается только гадать… Но для публики он был уже в какой-то мере звездой. Раскрученным не до такой степени, как Панайотов, но тем не менее…

В «Факторе «А» меня поразило его исполнение арии Мистера Икса. Я ее много раз слышала, и всегда раздражалась от этого пафоса, мне он казался наигранным. Мне даже казалось, что я это произведение не люблю. Но в исполнении Дронова прозвучало иначе. Современная интонация – отход от опереточного пафоса. Это походило на актерское пение, когда смысл каждого слова пытаются донести до публики, а в этом Роман Емельянов прекрасно разбирается, он и сам – поющий актер (по образованию). Профессия артиста (драматического, комического, оперного, опереточного, циркового – любого) унизительна по своей сути, он должен нравиться и угождать. И именно ЭТО в отличие от своих предшественников (поющих ту же арию) сумел донести Дронов. Он с горькой иронией смотрел в глаза членам жюри и пел о том, что он шут, он циркач, и как далеки от него «вельможи»…

У меня создалось впечатление, что жюри стало не по себе. Всем, кроме Емельянова, который, возможно, подсказал такую трактовку – привязать содержание арии к современному конкурсу, когда в любой момент эти «вельможи» из жюри с высокомерным видом могут решить судьбу того, кто зависит от их милости и должен им кланяться. (Впрочем, в "Голосе" члены жюри демократичнее и ведут себя по-другому.)

Теперь, когда я слышу это произведение, тут же вспоминаю о Дронове, и всякое раздражение исчезает… Вот что значит – настоящий творческий прорыв. Он спел не только об Этьене Вердье (мистере Иксе), не только о своих переживаниях, а обо всех своих коллегах – ушедших из жизни и нынешних.

Его герой – человек с чувством собственного достоинства (а это иной раз невозможно сыграть, если не понимать, что это такое на самом деле), с сарказмом, едкой иронией, своим собственным видением мира.

Когда он по настоянию Романа Емельянова взялся за работу над песней «Мое сердце остановилось, мое сердце замерло», у многих был скептицизм. Я сама – не поклонница группы «Сплин», хотя удачные песни у них есть. Но песня подошла Дронову  - в ней как раз тот самый демократизм, та самая юношеская свежесть восприятия мира, тот самый лиризм в сочетании с иронией, которые свойственны ему самому. Я назвала бы его героя лирико-ироническим. И все были поражены эффектом. Мне ни в чьем исполнении ни ранее, ни позднее эта песня не нравилась – не было такой тонкости, чуткости и нежности.

Вообще, на мой взгляд, в «Факторе «А» (где ему повезло с наставником, близким ему по духу человеком) Дронов себя проявил ярче, чем в «Голосе». В «Голосе» мне из всех его выступлений больше всего понравилось слепое прослушивание – песня «Знаешь». Хотя я согласна с Пелагеей, что можно было показать меньше своих вокальных приемов, тогда он больше заинтриговал бы, а не сразу выдавать все. Я очень уважаю Пелагею, просто, видимо, образ Дронова был у меня уже определенным образом сформирован, и в «Голосе» мало что добавилось для меня лично – конечно, ему дали возможность показать вокальные возможности (в «Факторе» тоже это было, он Элтона Джона пел). Но я искренне не поняла, зачем надо было давать такую песню, как «Песня о настоящем индейце» и потом с ней выступать на всех концертах. Неужели Дронов не заслуживает более интересной песни?..

Александр Бон – явный эксцентрик. Необычная внешность – похож он и по своим природным данным и по тому, какой облик предпочитает на сцене, на европейца (скорее – англичанина). Смазливым его никто не назвал бы, скорее – интересным. Он более замкнут на сцене по сравнению с Дроновым (хотя и тот достаточно сдержанный). Судить о его внутреннем мире, о песне, которая этот мир бы отразила, сложнее. Он может вписаться в сказочную стилистику – одеться в костюм некого персонажа и петь разными голосами (а у него на редкость красивые и средний регистр, и очень высокий). Когда ему давали лирические песни, казалось, он их поет для того, чтобы в определенный момент сделать голосовой трюк, а душу свою не показывает – не хочет. И это его право. Возможно, когда-нибудь это изменится, и он приоткроется больше, чем сейчас.

 Он участвовал в проекте «Точь-в-точь» и показывал разных персонажей. С юмором у него все замечательно. Какой у него получился Вася Обломов! Может быть, ему нужно экспериментировать в сатирическом направлении, создавать ТАКИЕ портреты нашей эпохи. Одним словом, возможностей у этого артиста много, как он ими воспользуется – дело другое.

Михаил Озеров – тоже человек достаточно закрытый, при этом вокальный виртуоз, каких мало, но Александр Бон по сравнению с ним более раскрепощенный на сцене (пусть в образе, который не отражает его суть, а в той или иной маске, но, тем не менее, эти маски свои он умеет носить). Интересная ли он личность? Судя по интервью, безусловно, проблема в том, что это надо реализовать на сцене так, чтобы мы безо всяких дополнительных материалов (в виде бесед с ним журналистов) эту «интересность» прочувствовали и в нее поверили.

А среди женщин? Наргиз, Севара – это не молодежь. А именно молодое поколение артисток пока выдвинуло только одну кандидатуру на интересную личность на сцене. И это – Дина Гарипова, в героинях которой сочетаются ум, романтизм и жертвенность. Но Дина не очень «эстрадна», она ближе к камерной романсовой лирике, к эстетике академической культуры. Может быть, и есть композиторы, которые могли бы создать из нее современную Герман или Толкунову (опять же – не для молодежи), но они не знамениты, широкой публике не известны. Значит, к ним не обратятся. А в наше время медийность решает все.

Но, вопреки всему, личности все-таки "выстреливают". Как это произошло с Ярославом Дроновым, взявшим псевдоним Shaman. Он сумел "достучаться" до молодежи и стать по-настоящему актуальным.

Только серьезнейшие события в России могли востребовать такого артиста и раскрыть его героико-патриотический потенциал во всей полноте.


Рецензии
Меня больше всего отвращает во всех этих конкурсах состав жюри.Действующие артисты, только недавно выбившшиеся "в люди". И сразу видно, что никакие это не конкурсы, а очередные шоу, в которых важнно привлечь известных персон, чтобы поллучить необходимый рейтинг. Ну, какой извините наставник с Билана? Раньше в жюри конкурсов заседали люди, которым уже ничего не надо, кроме того, чтобы в учениках своих оставить след. А теперь? Тому же Билану завтра надо будет за гастроли конкурировать с победителем конкурса "Голос". И что, он выберет лучшего из конкурсантов, Этот Сальери в эстраде? Упаси боже. Надежда Бабкина на одном из таких конкурсов захомутала себе молоденького мужа. Назовите мне победителей всяких конкурсов за последие 10-15 лет, ставших благодаря этому известными? Нынешние звезды торили себе путь совсем иными способами, далекими от творческих конкурсов. Так что не пудрите нам мозги своей Боной.Бона - это валютная купюра, не более того.Если бы главой жюри конкурса был, наппример, Лев Лещенко, я бы пооверил в победителя такого конкурса. А так - буря в стакане воды.

Яцук Иван   28.07.2022 19:51     Заявить о нарушении
Ярослав Дронов взял псевдоним Шаман и раскрутился с патриотическими песнями. Я за этого молодого человека очень рада. И вспомнила эту свою статью, написанную о нем несколько лет назад.

Наталия Май   29.07.2022 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.