За что?

– О чём речь?! Обычно спрашивают ЧТО ДЕЛАТЬ? Странный вопрос. – Не однозначно авторитетный, но один из видных героев нашего времени, - А. Б. Ч. - крылатую фразу выдал по поводу Достоевского. – Знаю, - он разорвать на куски его хотел. За что? – Вот и я задаю себе этот вопрос. Прочитав предисловие к сборнику «Село Степанчиково и его обитатели», я, кажется, нашел ответ. Вообще в сборнике кроме этого произведения помещены: Дядюшкин сон, Зимние заметки о летних впечатлениях, Крокодил, Скверный анекдот, Бобок, Сон смешного человека. 
     Знакомство с народом на каторге освятило Достоевскому его дальнейшую жизнь. У него появилось чувство живой сострадательной любви  к людям, способность любить при безусловном неприятии зла «всякого из людей». – За неприятие зла его хотел разорвать ГНВ – герой нашего времени? – Не только за это. Фома Фомич Опискин – русский Тартюф. Все, кто ведут себя подобно ему – ловкие, беспринципные, способные на всё для достижения своих целей, властолюбивые, пустоголовые и болтливые, подверженные прогрессивным идеям и сумевшие приспособить их к собственным выгодам вертопрахи, а так же шуты от гордости и самолюбия, повреждённые образованием лакеи, готовые пойти на подлость ради достижения «благородной» цели. Фома Фомич, пожалуй, наиболее ёмкий и самый неповторимый по разносторонности своих пороков и противоречивости характера сатирический образ приживальщика, плута и лицемера во всей мировой литературе. Он сладострастный мучитель подчинившихся ему окружающих, но власть его не имеет никаких внешних целей; она порождена его болезненной амбицией.  Ведь,  главное для него,  – это потешить самолюбие. Ради этого он готов поставить на карту своё благополучие, даже лишиться куска хлеба. Фома заставляет своего покровителя – полковника  величать его «превосходительством»,  как генерала. – Кадр ещё тот! – Слушай меня дальше, цитирую: «Отвлечённый «мундирный» либерализм оказывает развращающее влияние и  на лучших представителей общества. Он способен подменить, извратить  объективное и ясное понимание ими  реальности и даже терроризировать тех, кто посмеет как – либо противиться ему. Полковник Р. , благородное сердце которого близко приняло «идею» вины перед «униженным младшим  братом». (Таким себя поставил Фома). Он задал себе цель защитить Фому и примирить его с человечеством. Он потерял способность видеть, что новый друг его – сластолюбивая капризная тварь, эгоист, лентяй,  – и больше ничего. Этим и пользовался Фома, создавая себе ореол мученика, пострадавшего где – то в сороковом году «за правду», за что ему должны все кланяться  в ножки. Чуть что не по нем, – вскочит, завизжит: «Обижают, меня, бедность мою обижают, уважения не питают ко мне!»  Считая, что влияние среды не снимает с человека ответственности за его поступки, Достоевский, в лице дядюшки,  едко высмеивает и тех, кто поддается, «либерального страху ради»,  трескучей фразеологии, лишен гражданской смелости и самостоятельности мнений, не способен противостоять плутам и лицемерам, прикрывающимся  благородными принципами.  – Всё, не будем вести  разговор на эту тему дальше!  Я понял  суть дела, - понял, за что не терпят Достоевского, похожие на Фому Фомича Опискина,  некоторые из россиян нашего времени. Обязательно проработаю этот сборник! – Правильно сделаешь, много чего нового в нашей жизни узнаешь. По - новому увидишь. В. Лоб.               
               
   


Рецензии