По следам Будулая

Награждена Дипломом за третье место областного литературно-творческого конкурса "365 дней с книгой" в номинации "Донской венок".            




    Перевёрнута последняя страница, в очередной раз перечитанного романа Анатолия Вениаминовича  Калинина «Цыган». Смакую послевкусие, которое всегда остаётся от прочтения  талантливого произведения.
    Много чувств затронул роман, к серьёзным раздумьям  позвал. Ощущается писательская приверженность  Шолоховским традициям. Мощным философским посылом  являются первые строки романа, посвящённые  донской степи. «Иногда по самому лезвию степи, по дальнему синему пределу её, вымытому дождём, то ли одинокое облачко проскользнёт, то ли шатёр на колёсах. И - нет его. А может быть, и не было совсем». Вот так Анатолий Калинин обозначил время, место и масштаб событий  в своём романе.               
    Писательская мысль не завуалирована, подана ясно. Автор любит край, в котором он живёт, знает его народ, быт и нравы. Убедительно рисует послевоенную атмосферу. Язык романа  своеобразный, богатый  и  выразительный.  Текст романа завораживает, держит внимание крепко,  не отпускает. Система образов  выверена, подана ярко и ёмко.
   Названия станиц и хуторов  мне знакомы не понаслышке. Чувства и поступки главных  героев  покоряют  даже самого строгого читателя.
   Многое уместил  Анатолий Вениаминович в четырёх повестях своего  романа.
   И, прежде всего, высветил тонким  душевным светом  красивую историю любви двух сильных  людей: фронтовика офицера-разведчика цыгана  Будулая и казачки Клавдии.
   Восемь лет потребовалось писателю, чтобы  приступить к работе над второй частью, пять лет – от третьей к четвёртой. Первая повесть – это уже самостоятельное  произведение,  в котором есть драматизм,  яркие характеры героев, их судьбы. Отчётливо представлял автор то, о чём и о ком писал,  крепко задумывался над идейно-философским содержанием. Манили автора и, наверное, виделись в воображении дальнейшие судьбы героев, волновали не высказанные им до конца сокровенные мысли об их жизни.  Да и письма читателей шли Анатолию Вениаминовичу огромным потоком. Полюбились им герои повести, взволновали сердца. И просили они  у писателя продолжения.
    Первая повесть из романа «Цыган» была написана, когда за плечами у Анатолия Калинина уже был ряд серьёзных драматических произведений о минувшей войне, таких как роман «Суровое поле» (1958). В 1943 году в Ростове вышла очерковая книга «Казаки идут на Запад»,  в 1944-1945 годах опубликованы повести «На  юге» и «Товарищи», на основе которых автор позже создаст роман «Красное знамя».
    Знаковую роль в написании романа сыграл журналистский опыт писателя. Немало повидал он на  фронтовых дорогах. В одном из интервью Анатолий Калинин рассказывал: «Образ Будулая у меня появился в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов, привёл меня в госпиталь, Где вручали орден Красной Звезды цыгану- разведчику Ищенко. Тогда я ещё не знал, что буду писать роман «Цыган»…А до этого, когда мы отступали под Малой Белозёркой, я увидел раздавленную цыганскую кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла на оставшегося в живых младенца…Потом, когда я переехал в Пухляковку, здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, а жену Галей, младшего брата – Будулаем. Это имя  Буделай: Будулай-Будулай, как музыка. Будулай любил играть на балалайке. А его племянница- красавица  в это время ходила по кругу и танцевала. Я не могу сказать, что это была Настя. Вот о Шелоро рассказать могу…Как-то ранним утром я увидел у костра цыганку, в летах уже,но ещё красивую. Она выкатила мне из огня яйцо палкой, отрезала кусок хлеба. Всё это делала молча. «Что, захотелось покочевать?» - спросил я её. «Нет, мы в Бессергеневской живём», - отвечает она. – Там у нас коттедж есть и своё вино. «Значит вам сейчас лучше?» Она посмотрела на меня и говорит: « Не всё то лучше, что лучше». Её звали Шелоро.  Она у меня в романе есть. И, наверное, неспроста фамилия главной героини  роман – Пухлякова».
   Характеры  донских казаков, крестьянский труд, думы и заботы Анатолию Вениаминовичу были близки  с детства. Родился он в станице Каменской (ныне город Каменск – Шахтинский),  жил в слободе  Тарасовской, городах Миллерово и Новочеркасске. Писательский талант проявился у него рано. Ещё ребёнком он писал заметки о сельской жизни в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда».
   Работал в районных газетах  Дона и Кубани. С 1935 года и всю войну был корреспондентом «Комсомольской правды». После войны  Анатолий Калинин вернулся на Дон, поселился в хуторе Пухляковском, где и похоронен во дворе своего дома. Тут рождались многие произведения писателя, обретали жизнь литературные герои, в том числе и из «Цыгана».
   Хочется сказать о характерной писательской особенности  автора, которой он верен на протяжении всего произведения. О  замечательных людях  - писать с любовью, лирично, романтически приподнято. О тех, кто мешает человеческому счастью, он пишет с чувством неприязни, жёстко и сжато. Гневным пером  прописывает Анатолий Вениаминович такие пороки, как бессмысленное накопительство, жажду денег, чувство собственности. Их обладателями  в романе «Цыган» являются: старуха  Лущилиха, спекулянтка Тамила, тунеядец и пьяница Шелухин.
    Ощущение  восторга и гордости оставляет сцена встречи Будуля с полковником в отставке Приваловым – бывшим комиссаром гвардейского донского кавалерийского корпуса. С нескрываемой любовью выписан образ Привалова, рослого седочубого казака, в белой шевелюре которого давно уже «не  простёгивало» «чёрной искрой». Запоминаются глаза комиссара – то словно «выжженные скорбью», то  «воссияющие» радостью, когда он начинал говорить о походах и героях корпуса. 
Мало осталось ныне живых гвардейцев, но комиссар знает о каждом из них, хлопочет о том, чтобы память о героях-донцах сохранилась на века. Набатом  звучит голос  донского писателя  Анатолия Калинина, что перед павшими в  войне с фашизмом мы все в неоплатном долгу. Нельзя предавать память. Она должна жить в каждом  человеке. Это память сердца! Будущее и прошлое в жизни общества неразрывно связаны. Страшит писателя оборванная нить памяти поколений. Большую беду предвидит Анатолий Вениаминович в этом забвении.
    Будулай - центральный образ в романе. Писатель наделил его  трудной судьбой. Фронтовик, отважный разведчик, орденоносец, потерявший любимую жену. Автор любит своего героя, часто любуется  его душевным богатством и физической красотой. Благородством и предельной честностью наделил его Анатолий Калинин.  Слова  Будулая ждут, ему верят, как человеку способному вести за собой народ. Самые сокровенные слова и мысли вложил в его уста писатель. В них боль за родную землю,  за свой народ, гордость за честный созидательный труд и справедливость. 
    Сам  же автор глубоко презирает меркантильность, воровство и другие людские пороки, которые нередко можно встретить в обществе. Ему близки и дороги люди труда и совести.
    Живо, со знанием дела, описана кузница, в которой работал Будулай со своим сыном Ваней. Цыган - потомственный кузнец, конечно, талантливый мастер. Автор видит в нём художника - творца, а не скучного ремесленника. Он гордится их работой. Кони с летящими по ветру гривами, что встанут по углам оградки на могиле его жены, олицетворят цыганскую любовь в металле. 
Лучшую часть жизни выдохнул горн,- скажет автор мыслями Будулая о потере своей  возлюбленной.
    Пронзительна сцена Будулая в доме старухи Лущилихи. Именно от неё он узнаёт все обстоятельства гибели жены  и спасении сына, заставляют содрогнуться читателя. Мудрое и благороднее решение примет он – сохранить покой Клавдии, и её детей. Надо уехать из хутора.
    Романтично выписана сцена встречи Будулая и Насти у  ночного костра в донской степи.  Щедро расплескалась  в ней  любовной лирика. Поэтические строки в ритме романса быстро легли на бумагу, как бы сами собой.  Вот они:

Смотрит на степь полумесяц,
Жаркий костёр догорает,
Ей не сидится на месте,
Бубен ритмично играет.
Дива-цыганка в монисто
Кружится в огненном танце,
Песню поёт голосисто,
Щёки пылают  румянцем.
Ноги босые под юбкой
Мнут сочно-спелые травы.
Смелость в глазах и улыбка,
Сердце не знает управы.
Ласково шепчет:
«Любимый,
Я ли тебе не желанна?
Что ж не глядишь? Смотришь мимо…
В танце моём нет обмана…
Свадьбы не надо, мой милый,
Я за тобой – на край света!
Так почему объясни мне
Гонишь?
Возьми без ответа.

Взгляд у цыгана глубокий,
Пламя в зрачках отразилось,
Много раздумий и боли,
Горькой печали разлилось.
Молвит цыган, как пророчит:
Сердце моё плачет скорбью.
Ну, а твоё только хочет
Чувств, что зовутся любовью.
Я не свободен…
Казачка…
Та, что растила Ивана.
Это о ней сердце плачет.
Душу открыл без обмана.

   Вязь душевных переживаний и раздумий главного героя проходят через всю канву романа. В полной мере благородство Будулая проявляется в эпизодах, когда он встречает на степных дорогах кочующих цыган. Его сердце «царапают» чёрные глаза обречённых на холодную бездомную жизнь детей, как он с тоской и болью смотрит на «черноголовые подсолнушки», свешивающиеся с борта жалких кибиток, как он стремится помочь им обрести счастье. Устройство жизни для своего маленького народа стало для бывшего лейтенанта-разведчика Будулая его личной нравственной задачей. Он не может быть озабочен только своей судьбой. Таков его характер. 
   Будулай  покоряет сердца читателей своей исключительной добротой, увлечённостью и благородством. И, конечно же,  скромностью и чувством собственного достоинства.
   Большого  нравственного смысла полна сцена столкновения Будулая со спекулянткой Тамилой. Она толкала кочующих цыган на  незаконную торговлю востребованным товаром, но вмешался Будулай. «Ни цыганской, ни русской жизни отдельно не может быть», - твёрдо заявляет он. Есть одна жизнь – жизнь честных людей».
   С большим психологическим накалом выписаны последние строки романа.  Цыганская чета Егор и Шелоро  находят у дороги избитого Будулая . Чистосердечно пытаются спасти его. Мудрый  автор оставляет простор для воображения читателю. И читателю, конечно, хочется верить, что он будет жить. Ведь Будулай любим. Его с нетерпением ждёт женщина.  Она придёт на помощь и спасёт  любимого, дорогого ей человека.  Никакие преграды не остановят её на пути к своему счастью. Она сбережёт Будулая, как сберегла его сына, который стал для неё родным. Ведь Клавдия по своей сути – Берегиня, готовая собой  заслонить от беды своих и чужих детей. Чуткое женское  сердце почувствовало в Будулае благородного и сильного мужчину. Нахлынула любовь, целиком захватила, закружила казачку. Очарованный странник, борец с несправедливостью  духовно близок Клавдии. Только  такого: одухотворённого человека могла полюбить гордая и смелая казачка.
   Простая колхозница-труженица, отзывчивая к добру и ласке женщина, естественная в своих поступках и мыслях. Она непримирима  с ложью,  расточительностью и воровством. Открыто говорит председателю о хищениях в колхозе. За что получает прозвище «Демон в юбке».
   Клавдия любит свой хутор, уважает односельчан.  Лишённая корыстного расчёта,  Клавдия  всегда готова прийти на помощь людям.
   Автор посвятил немало строк описанию донской степи, жаркой августовской ночи. Картинки донской природы сопутствуют думам и поступкам героев. Тянется тропка под ракитами  по краюшку Дона.  Это наш донской колорит.                Очаровательны сцены встречи  Клавдии  с конём  по кличке «Гром»». Ласково она треплет конскую гриву, гладит шею,  купает его в Донских водах,  доверяет ему свои  женские секреты, смеясь, советуется с ним.  Всё выразил автор в этих строках: и дух вольной казачки, и любовь к Будулаю, и трепет женского сердца  от ожидания любимого. Красота русской женщины покоряет читателя. Душевная теплота и природная красота: серые глаза, светлые волосы, мягкие, но сильные движения.
   В самых трудных испытаниях  Клавдия и Будулай остаются великодушными,  готовыми одарить радостью другого человека. Людьми с глубокими нравственными устоями.
   На многих театральных подмостках неоднократно ставился спектакль по роману Анатолия Калинина.
   По мотивам романа создана одноимённая опера в 3-х действиях (4 картинах). Авторами либретто выступили Л. Клиничев и Ан. Калинин.
   В 1979 в хуторе Пухляковском, родине калининского «Цыгана» был снят фильм. Главные роли в нём исполнили: актёры: Михай Волонтир и Клара Лучко. 
   Чутко, талантливо они  сыграли свои роли. Доверительно звучал голос Будулая, слышались в нём призыв и боль за справедливое устройство родного общества. Это и есть  голос донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина: «За что воевали? Помните!»
               


Рецензии
Яркая и волнующая вещь у вас получилась - правдивая! Да именно так и есть! Читала и не отрывалась от статьи до конца. Люблю этот фильм. Спасибо вам. Надо почитать будет. Я ведь только фильм видела.
Доброго дня вам

Галина Кадетова 2   14.05.2020 17:21     Заявить о нарушении