В пространстве трех времен. Глава 2
2
Первый урок у меня в украинском классе - 7-А. И это хорошо – можно успокоиться…
Вот написала слово «успокоиться и поняла: не то! Жаль, что удивительно точное слово «расслабиться» в прошлом веке еще не было столь популярным, как сейчас, в двадцать первом. В нем столько оттенков! Я действительно расслаблялась в этой удивительной тишине, которую не нарушали подростки. Через десять минут, в которые я заполняла журнал, тишина становилась угнетающей.
Иду по коридору под аккомпанемент звонка. Слышу сзади шаги и голос Виталия Александровича:
- Вы в седьмой «А»?
Теперь он идет рядом. Мой ровесник. Высокий блондин, обычно молчит, славится железной дисциплиной на своих уроках и повышенным вниманием женского коллектива к его персоне. Хотя красотой не блещет, но и не урод. Он из тех, кто притягивает к себе мужским началом: не болтун, не бабник, в склоках не участвует. В учительскую редко заходит –сидит в своем кабинете с подсобкой.
Это он ко мне обратился впервые за год моей работы, и я почему-то смутилась, кивнула в ответ, а он как-то покровительственно улыбнулся. Второй раз за утро.
- Так как вам седьмой «А»? Вы там от скуки не умираете?
- Ребята, конечно, тихие, руки не тянут…
- Вот-вот! На класс только глянешь – и все! Замерли! Ручки сложили, как в первом классе их научили. На подростков не похожи.
Мы остановились под дверью 7-А. За нею было действительно тихо, словно комната стояла пустой.
- Нет, - ответила я негромко. – Думаю, в их семьях с детства прививают уважение к школе. Все наши хулиганы – не поселковые, обитают на проспекте Гагарина. Вы заметили?
- Ну-ну,- фыркнул Виталий Александрович и пошел дальше.
Я не успела подумать, почему он завел разговор именно об этом классе, если обожает дисциплину? И что означает его насмешливое «ну-ну»?
Полезно заглядывать в будущее – далекое и не очень. Хотя уже не сотрешь каких-то помарок в своем прошлом.
За годы работы в одном коллективе с Виталием Александровичем он так ни разу больше со мною и не заговорил. Сейчас я думаю: мой ответ показался ему в духе того времени – как фраза из газеты.
Хорошо, что я не попала под его мужское обаяние. Мне было не до него, наши пути не пересекались, но в моей памяти о коллегах по работе он оставался независимой личностью.
Но как же я заблуждалась в оценке этого учителя! Через много-много лет я узнала от своих бывших учеников, ставших учителями, каким отвратительным типом был этот человек. На его уроках сидели тихо? Так ведь из страха! Он унижал детей, обзывая уродами, питекантропами, был несправедлив к послушным..Ученики его
ненавидели.
Вот почему он не любил 7-А…К ним труднее было придраться, они не давали повода…
Я помню, как драматически оборвалась его учительская карьера в нашей школе. Виталий работал и в вечерней школе, и там одного из своих взрослых учеников сделал мишенью для издевательства. Парень однажды утром взял ружье и устроил засаду под домом учителя. Хотел он только напугать своего мучителя или ранить, так никто и не узнал. Из дому вышел младший брат Виталия, высокий блондин. В темноте зимнего утра мститель перепутал братьев - выстрелил и убил беднягу наповал.
Помню, как в учительской жалели несчастного физика и его брата. Как он будет теперь жить? Осознает ли свою вину? Изменится ли его отношение к тем, кто зависит от него?
Вхожу в 7-А. Мне его дали в этом году, я еще не запомнила всех имен…
Как они дружно вскочили! И все улыбаются. Мне. И это похоже на объяснение в… симпатии.
- Здравствуйте, ребятки! – говорю, и у меня самой - рот до ушей, как у Буратино.- Садитесь!
С грохотом садятся, и только тихий шепот разбегается шелестом по классу. Вот оно что! Девочки сосредоточенно изучают на мне подарок мужа - ажурный вязаный костюм из шерсти солнечного цвета, импортный, можно сказать - выстраданный Витей в длиннющей очереди.
Я знаю – он мне идет, красиво облегает фигуру, и я в нем не такая худая…А девочки… да они же будущие женщины! И пусть себе пялятся минутку, пока я заполняю журнал. Я их быстро отвлеку.
- Та-ак, маленькая орфоэпическая зарядка!
Быстро пишу на доске через запятую русские слова, в которых наши горожане ставят неправильное ударение. Хочу, чтобы мои ученики разговаривали грамотно на обоих языках.
- Верба, гусеница, арбуз, звонит, поняла, квартал, жалюзи, свёкла…
Написала пятнадцать слов, зову к доске:
- Кто хочет прочитать и расставить ударения?
Ни одной руки, хотя на прошлом уроке правильно читали добрую половину слов. Мой родной класс уже тянул бы руки с воплем:
- Меня! Я! Я хочу!
А потом вызванный счастливчик будет читать и ошибаться под хоровое негодование класса:
- Ты что-о?! Надо говорить: вЕрба, арбУз, понялА!
А эти стесняются!
- Никто не виноват, что в нашем городе разговаривают на двух языках, смешивают их, и получается суржик, - говорю я, - но мне хочется, чтобы вы грамотно произносили слова. По устной речи проверяется степень вашей культуры. Но пока вы учитесь, ошибки прощаются. Ну, смелее!
Смотрю ожидающе на Надю. Она встает и направляется к доске. Берет мел, неуверенно расставляет ударения – пока правильно.
- Надя, вслух произноси, так лучше запомнишь!
Девочка срывающимся голосом читает, и за каждое правильное ударение я хвалю ее:
- Умница, молодец.
К концу списка голос Надин становится звонким, как на линейке в пионерлагере при сдаче рапорта.
Все-таки она ошибается на слове «свЁкла», но класс молчит.
Я поправляю, и вдруг Надя обретает голос:
- Так у нас же все говорят: буряк, а никакая не…как там? СвЁкла, да?
Класс оживляется, кто-то хихикает, кто-то из мальчишек выкрикивает:
- Надька правду говорит, мы борщи варим с буряком!
- Старайтесь не путать два языка. Они хоть и похожи в чем-то, но все-таки разные. Культурный человек должен разговаривать правильно на обоих языках. А знать два – это здорово. Сами подумайте: вот вы понимаете два языка, песни поете на двух, книги читаете на двух, учите два языка плюс английский. Это же замечательно! Думаете, я никогда не ошибалась? Один раз, например, работу хорошую потеряла – из-за одного ударения.
- Расскажите, Людмила Евсеевна! – просит неожиданно Юра Ж., самый видный паренек в классе – высокий, смуглый, с крутыми завитушками черных волос. Они длиннее, чем положено. Красивый мальчик, еще и отличник. Говорят, его мама – цыганка, из давно оседлых.
- Если останется время в конце урока, расскажу. Сначала отпустим Надю.
Та, бедняжка, переминается возле доски с ноги на ногу.
- Надя, я тебе ставлю пять с минусом, неси дневник. Но в журнал…тут такие узкие клеточки, что минус не помещается. Получается кругленькая пятерка.
Надя так шустро срывается - за дневником, что все смеются, и мне это приятно. Щечки у нее порозовели, голубые глаза красиво потемнели. Славная девочка.
Я, конечно, потратила больше времени на орфоэпические штучки, но не жалею: между мною и классом словно сократилось расстояние – до рукопожатия.
Главная тема урока несложная – синтаксис простого предложения. Никто по-прежнему руку не тянул, но на мои шутки дети откликались смехом, после которого не все умели сразу остановиться. Но естественный шумок мне не мешал - он таял, стоило мне сдвинуть брови к переносице.
Прозвнел звонок, а все сидят, смотрят на меня вопросительно.
- Вы обещали…- это голос с задней парты.
- Ах, да! Я после окончания университета не могла найти работу. – Невольно перехожу на быструю речь. Переменка маленькая, а нужно еще успеть в учительскую - классные журналы поменять. - И вдруг мне подсказали, что есть одно место редактора. Не буду говорить, где. Пришла, а мне: « Извините, уже нашли человека». Я им говорю: «Ну что же, я пОняла. До свидания».
И вдруг слышу вдогонку: « Мы бы вас все равно не взяли, раз вы неграмотно слова произносите. Не пОняла, а понялА нужно говорить».
Я чуть сквозь землю не провалилась от стыда. Зато на всю жизнь запомнила, как нужно произносить это слово. Ну, как? Не слышу!
И хор моих вчерашних тихонь радостно, хотя и нестройно, пропел:
- По- ня -лА!
Все засобирались, побежали на переменку, но каждый мне персонально крикнул:
- До свиданья, Людмила Евсеевна!
Я не успевала отвечать. Но на сердце стало тепло...
А Юра Ж. копался в своем портфеле дольше всех, потом подошел к моему столу, где я заполняла журнал, кинул возмущенно:
- И все-таки, Людмила Евсеевна, они – гады! Из-за одного слова…
Классную комнату уже заполняли крикливые чужие пятиклассники. Я даже ответить не могла в этом гаме.
Школа наша была когда-то украинской и строилась для жителей поселка «Победа», который тянулся вдоль Южной железной дороги и по своим бытовым устоям долгое время походил скорее на село. Мне нравились его одноэтажные скромные домики в плену у вишневых, яблоневых и абрикосовых деревьев, с пахучими цветниками, железной калиткой и высоким забором, за которым либо тявкают мелкие собачки, провожая редких прохожих, либо хрипят от злости крупные псы. Поселок словно вползал по склону к вершине холма, на котором возвышалась школа.
Десять лет назад с тыла ее возник проспект Гагарина, застроенный пятиэтажными близнецами - «хрущевками», население которого было сплошь русскоязычным.
Постепенно украинские классы исчезали. Прагматичные родители смотрели вперед, когда их чадо будет поступать в институт и сдавать экзамен по русскому языку (писать сочинение). Так лучше записаться сразу в русский класс, даже если ребенок говорит на украинском, как вся семья.
К моему приходу в школу в каждой параллели оставалось только по одному украинскому классу. И ни в чью голову не приходила мысль: как же так? Мы живем в Украине, а язык этого государства – в загоне? И почему при поступлении в институты пишут сочинение на русском языке?
И почему там, наверху, никто не тревожился о постепенном убиении украинского языка?
Да, так исторически сложилось, со времен Екатерины Второй, что город был населен множеством национальностей: украинцами, русскими, немцами, евреями, и русский язык стал межнациональным, объединяющим. Его понимали все. Но и украинский язык понимали все! Он же входил в обязательную школьную программу, как и украинская литература.
Но статус государственного он получил только в октябре 1989 года.
И я, чистокровная украинка, не заморачивалась этой проблемой. Не созрела. Как и все мои коллеги…
Но я еще вернусь к ней.
Продолжение http://www.proza.ru/2019/09/19/1333
Свидетельство о публикации №219091201667
Спасибо Вам, Людмила Евсеевна!
Василий Капров 05.01.2020 11:13 Заявить о нарушении
Людмила Волкова 05.01.2020 12:17 Заявить о нарушении