Буря - этимология
и вихри сильные, и громы страшные, и молнии,
и дожди великие, так что (пришлось) всем людям
вострепетать и ужаснуться; и настолько были тучи
сильные, что за один только час рвы и овраги словно
бездны учинились; ветры же с вихрем многие церкви
и дома жителей из основания вырывали, а у некоторых
верхи срывали и до половины храмы великие разрушали,
и таких не возможно сосчитать
Лицевой летописный свод. 6809 (1301) г.
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера
Буря, укр. буря, болг. бура, буря, ст.-слав. боурЯ греч.lailaps, сербохорв. бура, словен. burja, чеш. boure, польск. burza, др.-польск. burza, вин. п. burza (Лось, Jagic-Festschrift 335 и сл.). Родственно лтш. baur;uot "мычать", норв. bura "мычать", др.-ирл. buriud "мычание", burach "разрывание земли", по-видимому, также др.-исл. byrr "попутный ветер", ср.-нж.-н. borelos "безветренный", лит. paburmai "бурно, быстро", лат. furo "неистовствую", др.-инд. bhurati "двигается, вздрагивает, барахтается"; см. ...
2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка
* Изборник (1076 г.): «любяштиимъ ю припахноувъши бо въ мало времЯ члвкоу яко боуря ветрьняя».
* История Иудейской войны Иосифа Флавия (перевод ок 1260 г.):«и помысли огнемъ
зажещи и палающю пламени. въста буря от севера страшна, и възврати огнь на римляны».
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): "Того же лета бысть буря сильна в Ростове, церкви 4 из основаниа выверже, а с иных верхи срывало".
* Никоновская летопись (1425–1506 гг.) (1526-1530): «Сильная же она буря многими
церквами поколеба и камеными, храмы же многи во граде Москве ободра и верхи церкви, изъ основаніа взимааа изверже далече и отнесе, такоже и храми(ны) многие
самой корень, аще которіи велми толсти беша».
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать древнерусский термин «буря» в связи с его графикой и фонетикой (т. е. определить этимологию); установлен лишь перечень территорий, где применялось это слово-понятие. Часть из них в средние века (860 гг.) относилась к Великоморавской державе, где просветители Кирилл и Мефодий осуществляли свою миссионерскую деятельность по распространению церковнославянского языка богослужения. Позже их ученики изгнаные из Моравии, организовали церковнославянские литературные школы в Охриде (Сербия) и Преславле (Болгария).
б) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 110; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=110
У И.И. Стрезневского в «Материалах...» термины «буря» представлены в формах: «бУря», где русская У (древнее написание буквы УК) пишется как буква Аин иврита — У; также «боура, боуроу и боуря». Мы можем сделать вывод, что подобный термин иврита мог содержать букву Аин (произношение Аин утеряно, 0 звука, передаёт звуки огласовок: А, Е, О, У).
в) Буря — очень сильный ветер (сильное волнение на море), возникающий по разным причинам. Скорость приземного ветра (на высоте 6-12 м.) при буре от 15-25 м/с и до 75-88 км/ч (9-11 баллов), сопровождается переносом песка, пыли или снега, а в случае жестокой бури и разрушением строений, падением деревьев.
Любой предмет (дерево, строение) имеет определенную «парусность», воспринимает кинетическую (двигать, шевелить) энергию ветра. Набегающий поток воздуха создаёт подъёмную силу, в результате чего обычно верхняя часть строения (крыша) становится КРЫЛОМ, её срывает с креплений (ПОДНИМАЕТ) и отбрасывает на некоторое расстояние. При сильной буре и в современных строениях потоком воздуха сносит крышы, в средневековое время абсолютное большинство жилищ были деревянными, строили без гвоздей (металл дорог), в любом случае крыши были деревянными.
* Бельский летописец (1630-1635): «Того же году летом была буря велика велми, а взошла та буря з западныя страны из Литвы, и в литовских городех в Озерищах и на Невле город и хоромы посламала без остатков. А в Луцком и Торопецком уезде лес ломило большой и малой, и с коренья и попере[к], и храмы божыя и хоромы розносило до падошвы. А поперег шириною ломило тою бурею версты на две и на три и больши, не пропустила никакова дерева не ломя».
Вывод
По данным исторических источников мы можем сделать вывод, что термин «буря» обозначал в церковн6ославянском языке природное явление при котором предметы обладающие площадью (парусностью): заборы, крыши строений, деревья — ПОДНИМАЮТСЯ под воздействием набегающего потока воздуха и переносятся на некоторое расстояние. При этом также происходит разрушение строений и поломка (лесоповал) деревьев.
В библейском иврите нам необходимо искать подобные термины и образы, буря в древнем мире считалась «божьим наказанием» за людские грехи.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — БУРЯ = Б+УР+Я. У нас сразу же появляется корень иврита УР поднимать.
Общий вид
русск. БУРЯ = Б+УР+Я = иврит Б как, в виде + УР поднимать, пошевелить, качнуться (или ОРЕР поднимать от УР) + ЙА краткое написание имени Бога, Господь; т. е. Господь поднимает.
Источник
См. стронг иврита УР, ОРЕР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5782.html
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 345.
б) Библейский образ
* Иеремия 25:32: «Так говорит Господь Саваоф: вот, бедствие пойдет от народа к народу, и большой вихрь поднимется (ЙЕОР от УР) от краев земли».
* Иеремия 6:22: «Так говорит Господь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается (ЙЕОР от УР) от краев земли».
Таким образом, можно утверждать - термин церковнославянского языка БУРЯ был создан искусственно в результате соединения приставки Б и библейского корня УР. Древний автор (хорошо знавший иврит) описал наблюдаемое природное явление, когда сильный поток воздуха срывает предметы и отбрасывает их на некоторое расстояние.
Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к религиозно-культурной деятельности иудеохристианской Церкви. Только Церковь обладала властью, финансовыми ресурсами, подготовленными профессиональными кадрами (богословы, монахи переводчики, священниками) и ставила перед собой главную задачу — донести до каждого христианина Слово Бога. Других организаций, способных создать язык история не находит.
Кишинев, 13.9.2019 г.
Свидетельство о публикации №219091301422