Память прошлых жизней?

Скептиков прошу проходить мимо. :)
На изображении - портрет Джузеппе Тартини

На одном из буддийских форумов вышел диалог, который подвиг меня наваять нижеследующее. Прошли уже много лет с тех пор (наверное больше 20-ти), но мне показалось, что будет интересно сохранить эти заметки на память. Потому привожу несколько этих постов слегка их подредактировав и соединив в одно эссе. Плюс небольшое современное дополнение в конце.

- - - - - - - - -

Один мой друг в России обладает "памятью прошлых жизней". Он совершенно не интересуется никакими духовными направлениями и ничего в себе не развивает. Он атеист, как и многие в России, даже сам почти не верит в то, что "помнит". Тем более, что и проверить-то нельзя, но эта информация в нем существует, потому что с ней делать - для него всегда сложный вопрос... Иногда он даже помогал другим людям вспомнить свое прошлое...


* * *

Лучше всего начать сначала - так как самый первый "эксперимент" происходил на моих глазах и был он как мне кажется наиболее показательным.

Было это много лет назад. Только-только разрешили публиковать что-то не обремененное атеистической идеологией, только-только начинали выпускать из подполья Блаватскую, Рерихов, йогу всех мастей, Лама Оле прокатился по нашему городу тайфуном и т.п. И информация о перевоплощениях и карме тогда казалась чем-то ужасно новым и интересным и естественно беседы об этом наполняли многие кухни. Часто в горячих обсуждениях среди друзей рождались две противоположные позиции типа - "верю" и "ерунда все это".

У меня был тогда один близкий друг, учитель истории, который свою любимую науку ставил превыше всего и был, как бы это выразиться, "историком от бога". Весь дом был набит книгами, справочниками, иностранными изданиями (на которые он тратил всю свою зарплату). И преподавателем он тоже был хорошим - очень любил "зажигать" мальчишек интересом, увлечениями и прочим. Придумывал настольные исторические игры, вел военно-исторический клуб и т.п. Почти каждый день в его доме толпились пацаны - с ним всегда было интересно. Конечно вышеупомянутая тема обсуждалась и здесь, но встретила его холодный скептицизм - и на том все закончилось.

Закончилось бы... Если бы не пришел к нему однажды парень лет семнадцати по какому-то вопросу - кажется что-то техническое и авиационное - и они сидели уже пару часов и копались в справочниках, как меня занесло туда каким-то ветром. Решили сообразить что-то вроде чая, и пока все это готовилось, я стала свидетелем примерно такой сцены. Видимо разговор шел о важности истории - парень увлекался исключительно техникой, а любимой Музой хозяина не интересовался в принципе, а тот этого не любил. И несколько заходов хоть как-то отвлечь интерес гостя от чистого железа были безуспешны.

Тогда историк предпринял последнюю попытку. Он сделал очень серьезный вид (незаметно мне подмигнув) и сказал с так, как будто сообщает гостю Великую и Очень Важную Тайну, а знает ли он (гость), что человек живет много раз, воплощаясь и умирая и рождаясь вновь, и что история - это для многих история не просто человечества, а самого человека. Ну на что гость понятно ответил, что-то типа "а ерунда все это" и "докажите". - "А запросто!" ответил хозяин будучи человеком азартным, с хорошим чувством юмора и актерскими способностями.

Они достали все справочники, энциклопедии и иллюстрированные издания по истории, какие были в доме - и историк поставил главное условие: просматривая, отмечать то, что нравится / не нравится / интересно / не интересно / мое / не мое. Причем желательно реагировать не столько на эстетическую форму и красоту и прочее, а на то, что кажется человеку "близким и родным".

Игра началась с какой-то иллюстрированной энциклопедии. Парень равнодушно прошел Византию, Древнюю Грецию, Рим, раннее средневековье... И вдруг затормозил на 15-м веке на Германии. Там ему нравилось все! Эти уродские прически, запечатленные Дюрером, жуткие гротескные наряды и все подобное, но стоило съехать с того времени - и снова равнодушие; ничто больше его не затронуло. Открыли справочник по оружию - и ситуация повторилась! Парень останавливался только на пятнадцатом веке и восхищенно разглядывал достаточно несовершенные мечи и ужасные алебарды... Результаты начали удивлять уже самого историка - он-то планировал невинный розыгрыш с демонстрацией красивых картинок, а все оказалось более странным.

Пятый справочник, десятый справочник - а результат стабильно оставался тем же самым. Парень начал возмущаться: "почему немцы! Я их терпеть не могу, у меня же дед на фронте погиб!" И начал понемногу мухлевать: подчитывал названия на английском и только после этого реагировал:
- Вот это меч мне нравится, а он испанский!
- Да, отвечал историк, клинок испанский, но рукоять была сделана в Германии в том же 15-м веке.
- Вот этот костюм мне нравится а он из Италии!
- Да, но ты выбрал именно ту версию, которую носили в Германии...

Короче, по всем пристрастиям и привязанностям парень уверенно получался германским ландскнехтом... Добила всех книга с портретами исторических деятелей, где парень затормозил на портрете французского короля тех времен и сказал : "а этого мужика я знаю... не знаю откуда"... Надо сказать, что сей французский король в те времена умудрился побывать в германском плену, причем пленяли его как раз ландскнехты...

Нашего историка эта ситуация разобрала настолько, что он решил выжать из нее по максимуму. Он стал задавать вопросы с условием отвечать на них не задумываясь - первое, что придет в голову. И начал заваливать парня очень специфическими вопросами - я не помню уже ничего, но вопросы касались именно того, как бы действовал солдат на поле боя, как бы он отбивал удары, как бы он отражал рыцарские атаки и прочее. Парень отвечал без запинки и в точку (а я еще раз напоминаю, что историей он не интересовался в принципе и ни одной книжки на эту тему не прочитал. Все, что увидел о 15-м веке в тот день - было для него чистым открытием) И сделал, как потом отметил историк, только один прокол. Правда, потом он пошарил по справочникам, и к своему удивлению узнал, что и в этом случае парень был странным образом прав...

Вот так и закончилась эта странная история, первый и нечаянный эксперимент... Когда историк сам отошел от этого опыта, он "протестировал" некоторых своих друзей (у него было что-то вроде клуба приятелей, увлекающихся второй мировой войной) и все они оказались "бывшими немецкими офицерами" (летчиками, танкистами и прочее) которые в свое время погибли в России. Их словно бы притягивает то, что они не дожили - всех их ужасно интересовали самолеты, танки и другая техника, эмблемы, раскраски и т.п. Кто-то самостоятельно выучил немецкий, кто-то коллекционирует всякие знаки. Думаю по тому же неосознанному принципу собираются все военно-исторические клубы - их ядро составляют те, кто побывал на Бородинском / Куликовском / и прочих прочих полях.

Один парень из той же команды попал в нее таким образом: заснул обычным человеком с обычными интересами (работа, учеба, кино, девочки), во сне увидел с необычайной четкостью себя на военном самолете, увидел, как его атакуют два других самолета, сначала он сбил один, потом его сбил другой. Все закончилось тем, что он упал с кровати и проснулся. Смешно? Может быть. Только наутро он пошел в библиотеку и раскопал в справочниках, что летал он на каком-то Лавочкине, а сбил его какой-то Мессер. И с этого момента у него вдруг проснулся необыкновенный и ни чем не объяснимый интерес к истории, который в конце концов привел его в клуб этого историка...

* * *

Для скептиков конечно здесь есть где разгуляться, да собственно и тема-то непростая. Нет у нас крепкой ниточки, которая соединила бы прошлое и будущее. Все, что есть - это вроде бы как вилами по воде писано. Чувства, ощущения - но все это имеет такую же достоверность, как наши сны...

Много лет назад я прочитала в "Науке и Жизни" (это было так давно, что не вспомню ни года, ни названия статьи - может быть где-то в 70-х) о том, как какой-то французский (кажется) исследователь прошлого века начал глубоко изучать проблему сна после того, как ему во всех подробностях приснилась великая французская революция, его деятельность во время ее, приведшая его его к гильотине, причем весь процесс он наблюдал и переживал во всех подробностях. Закончился сон очень похожим образом - на него обрушилась гильотина и он проснулся от того, что одновременно на него обрушился балдахин кровати. И ученый задумался - то ли весь сон ему приснился в момент физического обрушения на него балдахина, то ли возникло необычайное стечение обстоятельств, приведшее к удару гильотины в ТОТ самый момент, когда балдахин упал?

Эта статья вспомнилась мне много лет позже, и я подумала, не является ли это для того человека рассказом о том, как закончилась одна из последних его жизней? Может быть последняя? И именно эти переживания остаются лежать где-то очень близко - хотя это и невозможно достать из обычной жизни...

* * *

Большинство историй, которые рассказывали люди или которые я встречала в средствах массовой информации, ниже уровня достоверности, так как у всех людей есть какое-то удивительное желание приукрасить, прифантазировать, выдать желаемое за действительное. Но все же кое-что расскажу - только прошу сильно не верить, так как прямым свидетелем НЕ являюсь, подтвердить не могу. За что купила, за то и продаю.

Это мне рассказала подруга. Ее знакомая семья потеряла единственного сына в результате нелепого случая (ему было лет 10). Родители понятно очень переживали, несколько лет приходили в себя, потом решили родить еще одного ребенка. Все было нормально, но однажды оказалось, что он помнит не только то, что было с ним самим, но и что было с его покойным братом, причем именно так, как будто это происходило с ним самим. Он вспоминал поездки, родственников, места, впечатления от событий, которые происходили много лет назад, типа:

- Пап, а помнишь, тетя Вера сказала...
- Откуда ты знаешь тетю Веру?" (тетя Вера умерла и младший сын ее никогда не видел)
- Ну как же! Мы же ее еще на вокзале встречали...

Да, встречали - только со старшим сыном.

- Пап, хорошая у нас была машина, а почему ты ее продал? (машину продали еще при старшем сыне, задолго до рождения младшего)

- Мам, а где моя рубашечка голубенькая с квадратиками?
- Какая? У тебя вроде бы такой нет...
- Ну та, где ты еще белую пуговку пришила черными нитками.

Мама знала, что у младшего никакой такой рубашки не было... Потом вдруг пошарила по старым вещам - и сами понимаете, что нашла...

* * *

Интересный случай рассказала одна пожилая женщина. Когда умерла ее мать, она очень горевала и, говорит, впервые в жизни молилась. Молилась о том, чтобы мать к ней вернулась. Но – все проходит, время говорят лечит, дочь этой женщины вышла замуж, потом родила сына. И эта женщина начала замечать за внуком разные странности. Сначала вроде бы ничего особенного – только запах. Запах от тела малыша был очень специфическим – таким же как запах тела матери этой женщины. Дальше – больше, особенно когда мальчик начал говорить и действовать. Он очень любил вынимать вещи покойной прабабушки, которую он никогда не видел и утверждать, что все эти вещи – его. Одевал ее бусы, любимую кофту и т.п.

Самый интересный случай произошел на даче, на которую внука вывезли в первый раз, когда ему было 4 или 5 лет. Как многие из нас знают, пожилые люди как правило имеют свой любимый дачный инструмент – любимая лопата, любимая мотыга. Зачастую приходится этот инструмент прятать, чтобы не утащили. Так вот со времени смерти прабабушки (а прошло лет 10-12) никто не мог найти на даче ее любимую тяпку – так хорошо было запрятано ее «боевое оружие». Но стоило мальчику впервые появиться на этой даче, как он первым делом куда-то нырнул – и вернулся уже с этой тяпкой в руках: "Вот она, моя тяпочка!" и начал тяпать весьма легко и как будто всю жизнь это делал...

Как вы знаете, для найденных маленьких далай-лам тоже есть ряд испытаний, где они должны опознать свои старые вещи. (Если кто не видел фильм Кундун – советую посмотреть).

Иногда вообще дети вспоминают разные вещи, однако здесь надо быть очень осторожным – у них еще не существует границы между миром фантазии и миром воспоминаний (в смысле прошедшей реальности). Интересно, что дети иногда спокойно воспринимают вопрос типа: «А где ты жил, когда был большим?» Не надо спрашивать, был ли он большим, то есть заранее не надо ставить это под сомнение, а поставить вопрос так, чтобы было ясно, что в этом сомнения нет.

Одна женщина решила расспросить своего 4-х летнего малыша, а он что-то смутился и не стал отвечать. Тогда она дождалась момента, когда он заигрался, и нчала спрашивать как бы между прочим и как о чем-то естественном – и он вдруг начал отвечать. Получился диалог вроде этого:

- А где ты жил, когда был большим?
- В большом городе где разводят мосты
- В Петербурге?
- (подумав немного) Нет, в Ленинграде.
- А что ты делал?
- Я писал критические статьи на литературные произведения (оцените ответ 4-х летнего карапуза)...

В общем мальчик рассказал маме практически все до подробностей, о которых она его спрашивала, например:

- А на чем ты ездил на работу? На трамвае?
- Ну что ты, мам, за мной машина приезжала...

* * *

Самое интересное, что для меня это знание тоже не ментальное - его нет в памяти, нет в сознании, оно присутствует где-то гораздо глубже. Остается в руках, в привычных действиях, возникает спонтанно изнутри. Например, вы никогда не держали скрипку в руках, но стоило ее взять - и вы знаете как ее держать правильно. Вы никогда не держали меч, но стоило увидеть какой-то свой знакомый, и вы просто знаете о нем все - проверяете как сбалансирован, как лежит в руке... Даже удар у каждого человека свой - у одного быстрый сабельный, у другого - мечом с плеча. Еще это знание также остается в наших неосознанных симпатиях - нравится какой-то период истории, привлекает мода, напоминающая какие-то времена. Просто человеку всегда более приятно то, что ему знакомо, если конечно эти воспоминания были ему приятны.

У буддистов всегда более легкое восприятие подобных явлений, потому что они не циклятся на этом - ибо все это подобно облакам. Пролетело и ушло, завтра будут новые отпечатки и тоже уйдут... А другие люди, кто не осознал этого или кто не верит в прошлые воплощения, те как правило более привязаны к своим симпатиям.

Кстати, обратите внимание на еще одну интересную особенность, порожденную как мне кажется именно перевоплощениями (повторяю, это всего лишь мое мнение). Мода в общих очертаниях повторяется примерно каждые сто-двести лет. Например женские платья - то пышные, то спадают до размера греческой туники. Потом снова расширяются до необъятных размеров. Как например, великая французская революция отмела пышные юбки и объявила модным греческий стиль - облегающие туники. Затем платья снова расширились (бидермайеровский период в моде), чтобы снова сузиться в начале века - т.н. стиль 20-х годов, и снова платья распышнились в шестидесятых до размеров огромных бальных пачек - и снова похудели... Как будто волнообразное движение между двумя полюсами. Мода - явление как раз опирающееся на то самое необъяснимое "нравится-не-нравится", которое идет откуда-то из глубины…

* * *

Из моих собственных ощущений могу сказать (это причем чисто субъективные ощущения, не претендующие на то, что они могут служить доказательствами чего бы то ни было), что история во мне тоже звучит очень живыми красками. Я была в Эрмитаже лишь однажды, и при всей моей любви к искусству и мечтая насладиться Леонардо и Рафаэлем тем не менее застряла в зале Фаюмских портретов  - и не могла двинуться дальше. Это было настолько мое родное, что никакой Леонардо не мог меня заставить покинуть зал. Меня окружали близкие любимые люди, от которых не хотелось уходить! Все те небольшие часы, отведенные мне на великий музей, я оставила там. Сейчас у меня в доме наверное самая богатая коллекция альбомов Фаюмских портретов.

Еще одна знаковая "встреча" с историей произошла, когда в одной из книг встретила название "Дьявольские Трели" (Devil's Thrills) - это небольшая соната, всего 14 минут, написанная итальянским композитором Джузеппе Тартини. Возникшее любопытство было молниеносно удовлетворено в век ютюба и хорошего интернета. И музыка, и особенно портрет молодого композитора повергли меня просто в шок. Настолько они были родными и знакомыми. Прямо с портрета на меня смотрел дорогой и любимый друг, и от этой встречи просто защемило сердце. От невозможности обнять его тоже. Как улыбка через века и немыслимые дали. И эта музыка, которую я вспоминала, словно слушала сотни раз и понимаю всю ее до последнего звука - так словно жизнь человеческая втиснута в эти короткие четырнадцать минут…

Таких встреч у меня по жизни было несколько, и обо всех рассказывать не имеет смысла. Не все они хорошие, но это не важно. Важно то, что ощущение бесконечности жизни прописалось во мне тогда основательно, как и глубоко вошла буддийская философия, а с нею и ощущение Пути. Но это уже совсем другая история…

PS. Наверху портрет молодого Тартини, ниже ссылка на лучшее исполнение его сонаты  Дьявольские трели. Играет Ицхак Перельман.
http://www.youtube.com/watch?v=uR6KJL5OS54


Рецензии
Ох, какое моё! Сейчас просто совпадение по времени.Да - тайна! Во-первых, спасибо за Тартини!и Перельмана. Скрипач - великий! Одно дело - сочинить такую музыку. Не меньшее - так сыграть, чтобы слушатель пошёл за тобой,а исполнитель - за композитором. И этот момент - тоже тайна -ибо у разных исполнителей - свой Тартини. А у каждого исполнителя свой внимающий слушатель.

У меня есть знакомый философ, В. Кудрин,( современный, последователь Лосева). Он говорит, что слушая музыку видит буквально картинки из жизни композитора - его дом, город, в котором он жил и пр....
Вот и вы возвратились на мою стр. после долгого перерыва, и я выбрала это эссе, потому что сейчас как-раз прочитала статью Кудрина " корреляция объектов неживой природы" и у меня сейчас в редактировании сказка другого писателя В. Кротова " Иномирье", и там большая глава о многократных переселениях душ - взгляд из Иномирья. Вот так Соня, всё переплелось сегодня.Ваше эссе - ещё , как говорят, 100г. на весы этой тайны.

Галина Каган   12.11.2019 22:44     Заявить о нарушении
Да, всё переплетается странным образом. Читаю одну книгу -- там упоминается другая, и меня она заинтересовывает. В той книге (совершенно нетипично для меня такие читать) красной нитью проходит падение берлинской стены -- и в новостях вдруг заговорили о том же падении (это я про свою критическую заметку про книгу Лиан Мориарти "Секрет мужа". Да, в жизни много тайн и как бы синхронизации событий, перекрестий судеб. Интересно это замечать. Спасибо, что заглянули. У меня много работы, я редко тут бываю.

Соня Ляцкая   13.11.2019 01:30   Заявить о нарушении
И еще я собираюсь написать заметку про Тартини -- это давно назрело и просится на бумагу, пусть даже виртуальную.

Соня Ляцкая   13.11.2019 01:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.