Деление на нуль

    А задумывались ли вы когда-нибудь, почему на нуль делить нельзя? Как так получается, что такая чёткая наука, как арифметика, где всё так гладко и размеренно, и вдруг нате – колдобина посреди дороги в виде казуса с делением на нуль? Я думаю, дело было так: сначала придумали деление, а потом уже обнаружили, что на нуль делить не получается, и обнаружили (скорее всего) неожиданно, и потому придумали задним числом правило.
    Странное, на первый взгляд, дело – ведь такое же вроде число, ровно на один меньше единицы, так же, как и один на столько меньше двойки, и как двойка меньше тройки – всё вроде мерно. А тут нате – не сходится: три поделить на три будет один, три поделить на два будет полтора, три поделить на один будет три, и три поделить на ноль будет… И что не подбери, а как умножением проверять будешь, на исходные три не вернёшься.
    Математики сейчас начнут умничать, но это ничего не изменит: я думаю, они (практически все) из тех, кто пошли бы по тому же самому пути. И чему бы они уже не научились от тех, кто собаку съел на этой теме, на эту же неожиданность они бы скорее всего натолкнулись. Если бы стали развивать науку математику самостоятельно, сначала бы придумали деление, а потом на него задним числом поставили заплатку «на нуль делить нельзя».
    Почему я так думаю? Потому, что я знаю, как устроен человеческий менталитет – он любит брать с потолка какие-то понятия, и делать из них базовые. А потом, не задумываясь о последовательности, громоздить на них всё остальное. Упираться в противоречия, чесать затылок, и думать задним числом, почему не сходится.
    И вот сидели, наверное, древние математики (а может, и не математики), и думали: а не внедрить ли им в математику понятие «делить»? Задумано – сделано. Внедрили, оформили, как «разбирать целое на равные части, проверяется умножением, применимо ко много чему, в т.ч. числам…», и начали применять. А к нулю оказалось неприменимым.
    С чего решили, что надо именно так – а просто делить возникла потребность, вот и решили. Люди так часто делают: берут понятия, и закладывают в них такие значения, какие кажется удобным, а потом удивляются, почему всё ведёт туда, куда ведёт, а не туда, куда казалось. И вот однажды у кого-то возникла необходимость поделить на нуль – всё вроде гладко получилось, а как деление умножением проверять стал, казус вышел. Стали люди думать, почему, как так, и в итоге нашли, конечно же, разгадку. Объяснили её математики понятным для себя языком, а всем остальным объяснили так: «На нуль делить нельзя. Что значит – почему? Вон, сам попробуй, и увидишь, чего получается!».
    Для особо беспокойных в комплекте прилагаются заверения, что всё, мол, нормально, что так и должно быть, и что если у вас здесь не сходится, то ничего, страшного, и это у всех на этом месте так, и что от этого ещё никто не умирал. Хотя, с другой стороны, что ещё нужно обывателю? Ему сказали, что всё нормально, он и успокоился. А зачем ему разбирать, почему же всё-таки так получается – от этого же сытости не прибавится?
    Впрочем, если кому всё же интересно, могу объяснить, почему так получилось. Дело в том, что если подходить к вопросу более последовательно, то сначала у нас есть два понятия: бытие и небытие. Бытиё – это существование чего-то в каком-то размере и количестве, а небытиё – это отсутствие какого-либо существования. И из бытия можно вычесть сколько-то бытия, а из небытия реально вычесть только небытиё и получится. И к бытию можно прибавлять и к небытию можно прибавлять, но делить и умножать мы можем только бытиё. Небытиё делить и умножать смысла нет, т.к. оно изначально есть полное отсутствие всего, о чём можно говорить. Пустая точка бесконечно малого размера, которую невозможно разделить на что-то меньшее, т.к. она и есть самое меньшее. Т.о., мы получаем понятия «деление» – операция, применимая исключительно к формам бытия, но не к небытию. А нуль изначально и есть выражение того самого небытия.
    И если бы мы изначально строили понятия в соответствии с такой логикой, нам бы просто не пришло в голову ставить вопрос «сколько будет поделить на нуль…», т.к., этого не позволила бы нам сама логика. Ведь никому же в здравом уме не приходит в голову спрашивать, можно ли сделать вторую премьеру, потому, что самим понятием «премьера» уже заложено, что премьерой считается только первый показ. И никому не приходит в голову спрашивать, можно ли Землю нельзя прилуниться, потому, что прилуниться можно только на Луну, а на Землю можно только приземлиться. И никому не приходит в голову спросить, можно ли на земле взять кусочек воды, потому, что самими понятиями задано то, что кусочек – это то, что можно взять двумя пальцами за бока, и весь объём чего будет удерживаться между ними, и кусочек можно взять только льда, а воду можно только черпануть ладонями, и использовать как можно быстрее, пока она не вытекла между пальцами. И если бы построение понятий в математике (и вообще в жизни) шло бы по такой же последовательности, никому бы не пришло в голову сформировать такие, из которых можно поставить вопрос, сколько будет поделить на нуль. К такому может прийти только непоследовательное мышление.
    Т.о., если бы язык был изначально более адекватным, мы бы не натыкались ни на какие парадоксы и антиномии, а вот недостаточно адекватный язык позволяет выражать всякие небылицы, и выражать так, чтобы заставить всех верить, будто всё нормально, и продолжать действовать в соответствии с этим (пока лбом не упрёшься в неразрешимую проблему).
    По этому принципу человек в своё время просто брал с потолка понятие «имею право» и развешивал его на разные вещи: «Моя дубина», «моя добыча», «моя территория…». И отгораживал себе кусок земли, ставя на него табличку «это моё», на которое натягивал понятие «я прав». Без какого-либо размышления о том, кто будет прав, когда кому-то из-за таких, как он, негде будет ставить такие же таблички. И в процессе этого развития формировался язык, из-за заложенной в нём непоследовательности позволяющий выражать бессмыслицы так, что большинству обывателей не приходит в голову понять, что они бессмысленны. Потому, что ему не интересно об этом думать, а те, кому интересно, не заинтересованы, чтобы он об этом думал. И потому существуют такие антиномии, как «мэр города», где у каждого города должен быть свой мэр, и они могут жить как в том городе, так и вне его, и если законодательно обязовать последних жить в городе, специально построенном для таких мэров и только для них, то негде жить будет мэру этого города (потому, что если будет жить в нём, то он нарушит закон тем, что будет мэром, живущем в своём городе, при том как этот город не для таких, а если он будет жить вне этого города, то он нарушит закон тем, что будет мэром, не живущим в специально предназначенном для этого городе). Так что придётся делать исключение для такого закона (в качестве поправки задним числом), но это если именно мэр будет угоден тому, кто такой закон придумал, а если нет, то неугодного убрать, а для угодного поправку.


Рецензии
Доброго дня, Роман!

"А задумывались ли вы когда-нибудь, почему на нуль делить нельзя?"

Ну, почему нельзя, можно. В математике результат такого деления называют - неопределенностью.
Их как минимум три - 0/0, бесконечнось/0, бесконечнось/бесконечность.
Есть правило Лопиталя для вычисления пределов для таких неопределенностей.
Когда функция, деленная на функцию дает - неопределенность, то для вычисления предела нужно брать отношение производных этих функций. Если неопределенность осталась - повторить правило для отношения вычисленных производных ещё раз.
Математики народ не простой, их делением на ноль не всегда смутить можно.
Они всегда найдут способ побороться за реальный результат.:)
Но обывателю надо конечно попроще объяснять. Наглядно понятно.

Ноль - это как огонь. Если его помножить на дерево - от дерева ничего не останется.
А дерево делить на ноль - разве получится? Оно же дерево, на дерево только и делится. Дрова например.
А огонь на огонь разделить можно? Нельзя, ему множиться только можно, умножением на дерево, например.
Как обнулит, подавай другое.

****

"Ведь никому же в здравом уме не приходит в голову спрашивать, можно ли сделать вторую премьеру, потому, что самим понятием «премьера» уже заложено, что премьерой считается только первый показ."

Это справедливо для премьеры в одном городе.
А если театр в другом гастроли поехал давать - разве там будет не "вторая премьера" для театра, но первый показ для зрителей нового города?

***
"И никому не приходит в голову спрашивать, можно ли Землю нельзя прилуниться, потому, что прилуниться можно только на Луну, а на Землю можно только приземлиться."

Можно и прилуниться, если грунта с Луны привезти и площадку подготовить.
Вы приземляетесь, или на лунный грунт садитесь тогда?

***
"И никому не приходит в голову спросить, можно ли на земле взять кусочек воды,
потому, что самими понятиями задано то, что кусочек – это то, что можно взять
двумя пальцами за бока, и весь объём чего будет удерживаться между ними, и
кусочек можно взять только льда, а воду можно только черпануть ладонями, и
использовать как можно быстрее, пока она не вытекла между пальцами."

Лёд - это вода в замершем состоянии. Почему нельзя брать кусочком воду?
Говорите - нельзя кусочком, когда в жидком состоянии.
Водой ещё можно дышать, когда она пар или туманом.
А за бока воду можно взять и не кусочком льда. Налейте в маленький шарик, размером с кусочек, или в кружку такую же.
Вот вам возможность взять воду за бока. В кружке изнутри, растопырив пальцы.
Хотя у воды нет ни верха, ни дна. Согласно наблюдением поэта Юрия Шевчука.

Всё это задачки на сообразительность, и не всегда они не нерешаемы, как может показаться на первый взгляд. Достаточно подобрать нужные условия.
Ну как там в споре про человека было у древних греков "Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев". Общипанный петух сразу стал насмешкой "Вот человек Платона!".
Формальности соблюдены - задача решена, как бы. Под определение подходит.
Вот можно быть одновременно и снаружи, и внутри?
Как минимум два примера могу привести. Когда это возможно.
И кучу примеров - когда нет.
Утверждение лживо или правда?

Вы правы - много бессмыслиц и антимоний.
Но мы к этому привыкли и чаще не воспринимаем буквально.
Или наоборот любим игру слов и смыслов.

***
"И потому существуют такие антиномии, как «мэр города», где у каждого города должен быть свой мэр, и они могут жить как в том городе, так и вне его, и если законодательно обязовать последних жить в городе, специально построенном для таких мэров и только для них, то негде жить будет мэру этого города (потому, что если будет жить в нём, то он нарушит закон тем, что будет мэром, живущем в своём городе, при том как этот город не для таких, а если он будет жить вне этого города, то он нарушит закон тем, что будет мэром, не живущим в специально предназначенном для этого городе).

Так что придётся делать исключение для такого закона (в качестве поправки задним числом), но это если именно мэр будет угоден тому, кто такой закон придумал, а если нет, то неугодного убрать, а для угодного поправку."

А эту философскую задачку, знаю про парикмахера.
В деревне живёт парикмахер. Он должен брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами. И не брить тех, которые бреются сами.
Должен ли он брить самого себя?
Если он женщина - нет в любом случае.
А если парикмахер мужчина? Да - он нарушит оба условия и бриться и не бриться. Потому что он житель деревни и мужчина, и парикмахер одновременно.
Ну думаю ему надо бриться, не бреясь и он может спать спокойно - задача решена.
А мэр должен жить в городе, не живя в нем. Или быть мэром города, но не будучи мэром города.
Ну работать , не работая - все знают как реально на практике выглядит?
Вот, по образу и подобию также.
И с парикмахером, и с мэром.
Есть такая уловка "Верить, не веря". Хорошо работает, когда несовместимое нужно совместить.

С уважением,

Кандидыч   01.12.2023 13:34     Заявить о нарушении
- Что можешь делать?
- Могу копать.
- А ещё чего можешь?
- Могу не копать.

Роман Дудин   01.12.2023 17:44   Заявить о нарушении
- Эй, мужик! Рыбу ловишь?!
- Неет!! Рыбу ловлю!!
- А. А я думал - ты рыбу ловишь.

Кандидыч   01.12.2023 17:59   Заявить о нарушении
"Это неописуемо", - подумала собака, глядя на баобаб.

Роман Дудин   02.12.2023 19:07   Заявить о нарушении
Как правильно писать – «западня» или «зопадня»?
Пишите – Европа.
Не восток, созвучно «зопа», не голова дня, и капкан мечтаний для многих.

Кандидыч   03.12.2023 07:49   Заявить о нарушении
Танцуй Россия и плачь Европа,
У Занны Фриске была самая лучшая зопа

Роман Дудин   03.12.2023 15:21   Заявить о нарушении
"О вкусах не спорят: есть тысяча мнений -
Я этот закон на себе испытал,-
Ведь даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно всё понимал."

Кандидыч   04.12.2023 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.