Возлюби

     "Возлюбленные мои!" - так обращались и ныне обращаются святые старцы к прихожанам. И каждый из нас, услышав, что его кто-то любит без всяких условий, со всеми его недостатками и грехами, приосанивается. И легче как будто дышится...  Да, нам ужасно не хватает ее, этой самой любви!

     Не буду перечислять всех авторов и психологов, которые твердят  сегодня одно и то же: "Люби себя, ибо когда ты счастлив, то и другие вокруг тебя будут счастливы". Ново ли это? Оказывается, нет. Еще в девятнадцатом веке не очень симпатичный герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Петр Петрович Лужин делился своими откровениями, основанными на искаженной теории "разумного эгоизма": "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел."

     Так и мечешься из крайности в крайность,  между "возлюби ближнего своего" и "возлюби одного себя". "Мы хлеба горбушку и ту пополам... "- эти слова А. Прокофьева из известной песни уже неактуальны.
      Давайте условимся, что не будем говорить о "хозяевах жизни", которые, в большинстве своем, утратили человеческое. О них хорошо спел Семен Слепаков в "Песне про нефть":

Но что если однажды вы все-таки умрете.
И, вопреки науке, на небо попадете.
И встретит вас там старец в белом одеянии.
Дедок довольно жесткий, несмотря на обаяние.
И скажет он, ребята, вот это вы пожили!
Признайтесь, вы нарочно удивить меня решили?
Я понимаю жизнь дается один раз.
Но я же создал Землю не только ради вас!

Вели себя вы очень-очень плохо, шалунишки.
Как будто не для вас писал я заповеди в книжке!
Спасибо вам, конечно, что строили вы храмы.
Но это не входило в основную часть программы!

Надеюсь я, ребята, на ваше понимание.
Я не могу пустить вас в приличную компанию...
Мне жаль, что вам придется теперь гореть в аду,
Но так вы хоть поймете, что я имел в виду...
 
     "Что же, - возмутитесь вы, -  жить все время в страхе перед Богом? Что это за любовь к людям, если она  основывается на избежании гнева Божьего?"  А кто-то добавит: "А где он, ваш Бог? Покажите!"

     Чтобы  не допустить различных эксцессов, мы уберем это слепаковское "что если"  из рассуждений, аннулируем слово "Бог", хотя  прекрасно знаем, что у великого слова есть  великий  синоним  - "Любовь", понятие несколько эфемерное для наших современников. Высокие материи.

      Опустимся пониже, с небес на землю, и оставим два слова, которые еще употребляются в нашем обиходе: "доброта" и "милосердие". Представим, что мы живем только для себя. В принципе, нам должно хватать средств. Мы не дарим подарки на дни рождения, и нам не дарят. Мы не выкраиваем с пенсии внукам на конфеты. И нам дети  не покупают лекарства. Нам все равно, как они справляются с ипотекой,  есть ли у них на столе фрукты или мясо, и им все равно, есть ли фрукты или мясо у нас.

     Нам повезло, что наши родители,  деды и прадеды  жили в эпоху лишений и страданий. Их сердца не очерствели, они умели отделять главное от второстепенного. Они научили нас счастью делиться, отдавать. Они умели объединяться, на них можно было рассчитывать, их милосердия и отзывчивости хватало с лихвой, поэтому умирали наши предки со спокойной душой и чистой совестью, а мы, оставшиеся на земле, поминали их добрым словом.

     Может быть, они мало любили себя? По нашим меркам, возможно. Да, их труд отмечался лишь похвальными грамотами, куском материи или недорогими часами. Зато у них не было низкой самооценки, они чувствовали свою полезность,  к ним тянулись люди . Все были на виду. У них никто не отнял собственного достоинства, чувства самоуважения, даже если они думали иначе, чем другие, и расплачивались за свои взгляды.

     Сейчас  люди работают не меньше, но становятся затравленными, потому что над каждым висит дамоклов меч: за малейшую провинность человек лишается возможности зарабатывать, достойно жить в социуме. Возродились  и буйно цветут стукачество, наушничество, кляузничество. Перечитайте "Ленин и печник" А. Твардовского. Все чаще и чаще вспоминается мне это стихотворение. С некоторых пор такие "печники", почувствовавшие себя пупами земли, строчат в разные департаменты доносы, мол, и там их ущемляют, и тут. И сразу проверки, проверки, проверки. Раньше боролись с хамом-продавцом. А как бороться с хамом-покупателем? Как остановить распоясавшегося гражданина, унижающего официанта, горничную, дворника?

     Если ты просто доброжелателен, люди удивляются. Если ты сделал что-то для других, люди благодарят. У каждого из нас имеются теплые воспоминания о милосердии близких и далеких. Но с некоторых пор добрые поступки  стали удивлять. Мы как будто не ждем ничего хорошего и уже ни на что не надеемся. Так и говорим: "Этот поступок меня приятно удивил."

       Кафтан твой вроде бы цел, и дела ты свои обделал.  Но при этом "обделался"  сам, ибо никому не нужен тот, кому никто не нужен. Доброта уходит. Доброта становится жалкой и смешной. Пройдет еще сто лет, и люди будут причислять к лику святых уже тех, кто хотя бы с ними поздоровается.

 Сентябрь, 2019 г.


Рецензии
Здравствуйте, Таня!
Прочитал и почувствовал то же самое. Все созвучно. Однако, относительно «святых» старцев.
Вы пишите - "Возлюбленные мои!" - так обращались и ныне обращаются святые старцы к прихожанам. Не хочу противоречить, но лично я считаю этих старцев лицемерами. Говорить можно, что угодно. Но, как Вы пишете дальше - ...с некоторых пор добрые поступки стали удивлять.
Не любят те старцы своих прихожан. И не любили никогда. Любят только себя «святых» и умиляются этой любовью к себе, обращаясь к прихожанам - "Возлюбленные мои!"
Если будет время и желание, взгляните http://proza.ru/2019/07/17/1556
А если заинтересует, то тогда посмотрите и это http://proza.ru/2019/08/01/92
На истину в последней инстанции не претендую. Но было бы интересно узнать Ваше мнение.
С уважением,

Левит Александр   03.11.2019 14:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр! Спасибо за отклик.Я считаю, что к любой религии надо относиться с уважением, в конце концов, все нравственные начала берут свои истоки оттуда. В русской истории немало святых старцев, оставивших о себе добрую память и добрую славу. Я имела в виду именно их. О современных служителях говорить еще рано, но я бы не обобщала, тоже разные есть. Если корысти много или безверия, Бог им судья. Я все собираюсь написать одну миниатюру, лег на сердце недавний случай. Может быть, успею, почти все время отнимает работа. Постараюсь Ваши работы прочитать немедленно, пока выходной.)

Ли -Монада Татьяна Рубцова   03.11.2019 17:16   Заявить о нарушении
В очень многом согласен с Вами, Таня и солидарен. Но, изучив глубочайшим образом очень многое, связанное с религиями (авраамическими)и их историю, не могу себя заставить относиться к ним с уважением. То де и о так называемых «святых» старцах. Изучив жития даже самых почтенных из них, понимаю, что никогда не смогу принять ни иудаизма, ни христианства, ни ислама.
Если бы верующие внимательно изучили хотя бы свои святые книги, сопоставили описанные в них события и личности, проанализировали бы прочитанное, уверен - иудеев, христиан и мусульман не было бы и в помине.
Главная проблема Человечества - его глобальное, непробиваемое невежество. А результат - безоговорочная вера в то, что им вещают разного рода старцы-лжепроповедники и лжетолкователи. В религиях нет нравственного начала. И в этом легко убедиться, проследив жизненный путь и деяния тех, кого сейчас почитают «святыми».
Но опять же, это всего-лишь мои собственные мысли вслух, которые, кстати, пока еще никто аргументированно не опроверг.

Левит Александр   03.11.2019 20:12   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши ответы, Александр. Не могу спорить с Вами, просто прожила жизнь, что-то, какие-то истины она мне надиктовала. Я вот сейчас выставила миниатюру "Высокое напряжение". Вот так я чувствую, и вряд ли себя изменю.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   03.11.2019 20:19   Заявить о нарушении
Таня, прочитал Ваш ответ на мою рецензию. Опять же, из-за того, что многие знания порождают многие печали, после глубокого изучения всего того, во что веруют люди и того, что около него и о нем, я понял, что нет верующих, которые верят именно в Бога. Все верующие верят только и исключительно в тех, кто с видом знатоков вешают им обильную, лживую лапшу на уши - попам, шейхам-имамам, раввинам и т.д, и т.п.
Я несколько раз спрашивал попов-многобожцев из разных христианских конфессий, включая и православных, проповедующих о якобы святой троице - кто же из этой троицы таки Бог-Творец? Этот вопрос ставил каждого из них в тупик, приводил в состояние ступора. После выхода из ступора эти «человеколюбцы» в лучшем случае осыпали меня потоками брани, в худшем, проклинали. В современных авраамических религиях нет и не может быть никакой любви. Свидетельства этому кровавейшие истории всех этих религий и православие - не исключение.
С уважением,

Левит Александр   06.11.2019 19:26   Заявить о нарушении
Не знаю, Александр, что и сказать. Если у нас отнять Бога, мне кажется, жизнь потеряет всякий смысл, свою ценность. Даже если его выдумали - пусть будет. В свое время я верила в коммунизм. Отняли веру - большое разочарование.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   06.11.2019 20:01   Заявить о нарушении
Таня, я не о Боге. Я о религиях и той лжи, цинизме и лицемерии, о том повальном, вопиющем фанатичном религиозном невежестве, которые они насаждают.
А Бог и Ваша вера в Него никем, а тем более мной не оспариваются и не осуждаются. Но лично для меня абсолютно непонятно, причем здесь, к этой настоящей ВЕРЕ, все эти сумасшедшие, подлые, жестокие, лицемерные и циничные пророки. Неужели Бог-Творец, в которого якобы веруют все эти иудеи, христиане и мусульмане настолько ничтожен, глуп и немощен, что создав Человека, не может донести до него свою волю без использования разного рода идиотов, которые обманом или силой навязывали людям свой маниакальный бред. Это же касается и Иисуса, и Магомета.
Но, не подумайте, что будучи абсолютным материалистами я и такие, как я, являются безбожниками. У меня тоже есть Бог. И это тот Бог-Творец, создавший нашу Вселенную
и нас ЛЮДЕЙ, о котором рассказано в самом начале Пятикнижия, и что оказалось неизвращенным религиозниками. И второе, что я во всем этом принимаю и стараюсь по максимуму придерживаться - главная инструкция по эксплуатации, она же - инструкция по технике безопасности, которую этот, вполне материальный Создатель-Творец, даровал своему главному изделию - Человеку для точного, буквального, безукоризненного и безоговорочного исполнения. Это 10 Заповедей. Прочитайте их, Таня, еще раз, но очень внимательно. Особенно, несколько раз, делая паузу после каждого слова, первую и, особенно вторую заповеди. А затем, держа их в голове, медленно читайте все остальные заповеди. Сделайте это несколько раз. И тогда, уверен, Вы поймете, о чем это я и, возможно, согласитесь, что именно ЭТО и есть Его Любовь.
И в Коммунизм я продолжаю верить. Готов доказать, что это самая справедливая и совершенная общественно-экономическая формация, и что он - коммунизм достижим и безальтернативен. И мы за него еще поборемся - я и мои единомышленники.
С уважением,

Левит Александр   06.11.2019 23:00   Заявить о нарушении
Идеи коммунизма были заложены в раннем христианстве! Но потом они как-то незаметно были вытеснены ритуалами-не более, чем внешними атрибутами религии.

Владимир Шохолов   17.11.2019 10:24   Заявить о нарушении
Владимир, я забыла поблагодарить Вас за Ваши отзывы. Спасибо большое!

Ли -Монада Татьяна Рубцова   17.11.2019 10:29   Заявить о нарушении
Я-неверующий. Даже если бы по кокой-либо причине признал, что Бог есть-я бы его возненавидел. Нельзя быть таким жестоким, несправедливым и немилосердным. Особенно я укрепился в этом после смерти жены.

Владимир Шохолов   17.11.2019 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.