Манёвр СРТ

      

         «Выборку сетей! Лично капитан!», - прозвенел и пропал в налетевшем шквале уверенный и твёрдый голос старшего дриф-мастера,с палубы судна.Ветровой и волновой шторм нарастал с каждой четвертью часа. Капитан судна Ширков, и так, на вахте второго штурмана, с утра находился на маленьком крыле мостика своего СРТ – 4575 и вёл выборку сетей на шторме. Уровень и мощь шторма требовала максимум практики и ответственности. Сейчас очень трудно объяснить что это такое и ещё труднее вообще понять что там и как.

          Палуба такого низкобортного судна была лёгкой добычей разгулявшейся стихии.Волны закидывали массы воды,а то и вообще мощный и крутой горб серозелёного океанского вала,обдавая рыбаков каскадами солёной воды.Палубная штатная команда была достаточно с опытом и держалась под напором ещё и чудовищной силы ветра,который рвал и метал всё,что было.Новичка- матроса здесь давно уже могло смыть за борт.Судно нужно было удержать точно на ветер и ни в коем случае не подставлять волне борт судна,ибо тогда смоет и всех этих с их опытом.И это всё с тяжёлым ручным рулевым приводом и ограниченным реверсом машины.На сетях работать машиной можно только короткими толчками и то не всегда.Поэтому постоянные реверсы двигателем и работа рулём с борта на борт.Почти невозможно выполнить достаточно безошибочно или ,хотя бы,хоть как. Но, в общем, всё шло достаточно удовлетворительно. Манёвры судна, в почти критичеких пределах, укладывались в рамки допустимых и согласовались с работой палубной команды, которая и выбирала сетевой порядок. Конечно, это не первый раз и не последний тоже.

          Около 16.00 по судовым часам  на вахту прибыл старпом,который мог бы подменить капитана.Но с палубы уже поступил отчаянный окрик дрифа,чтобы  судном управлял лично капитан.И это не подлежит отмене или обсуждению.Да капитан и сам видел обстановку,которая требовала управлять судном лично ему. Психологическая поддержка команды, не последнее дело.
           Старпом встал у штурвала.

           Это был 1967 год ,зима, СРТ-4575 третьи сутки вёл промысел на дрифтерном лове сельди сетями, в Северной Атлантике.Попалась довольно хорошая рыба, которая отливала серебром и заполняла почти всю палубу. За бортом оставались ещё что то около 20 сетей,когда шторм накопил полную силу и управление судном требовалось абсолютно безошибочное,что,конечно,было практически невозможным.Но,хочешь жить,умей вертеться.Только эта уличная и почти хулиганская фраза несколько ободряла очень скромного и даже стеснительного капитана.На его,почти мальчишечьих плечах,лежала вся мыслимая и не мыслимая ответственность вообще за всё.Во- первых или во- вторых,это тяжелейший и незыблемый план добычи рыбы,без взятия которого зарплата была бы мизерной и нет никакого смысла выходить тогда вообще в море.
    А,самое главное,так это безусловное обеспечение безопасности,неукоснительное выполнение всей массы руководящих документов,Уставы,Конвенции,ПТБ,инструкции,положения,Приказы МРХ,телеграммы и всего не перечислить,которые запрещали почти всё в штормовую погоду.А хорошей погоды здесь зимой почти никогда не было.

    Радист сообщил, что подходит тропический ураган и расположится здесь на 3-4-ро суток или больше.Характеристика ветра и температуры предполагают возможное обледенение судов.Рекомендовано прекратить промысел и уйти под прикрытие Фарерских островов,где и переждать обстановку до улучшения погоды.


    Ширков,по прошлым рейсам, отлично знал,что СРТ имеет постоянную заливаемость палубы и сильнейшее забрызгивание корпуса в шторм.При низких температурах такое судно неизбежно подвергается тяжёлому обледенению.Лёд быстро нарастает в районе фок мачты и вант, и после набора льда до +70 тонн, судно переворачивается и спасения никакого невозможно.Что уже и бывало с судами типа СРТ.

        Почти все суда выбрали сети и ушли в направлении островов.Всю эту обстановку все слышали по РТ- 50  на радиоволне 1650 в рулевой рубке. Ширков находился на правом крыле мостика своего СРТ, дверь рулевой рубки была открыта полностью и застопорена на специальный крюк.Капитан управлял судном при выборке сетей,машинный телеграф находился на правой стороне рулевой рубки,т.е. здесь же.На выборке сплошные манёвры рулём и машиной,и телеграф всегда в работе.Бывало в минуту несколько реверсов.Такой утомительной работы на постоянных манёврах при выборке сетей нет больше нигде, а только на судах типа СРТ.

         Он,также слышал,что здесь же,вблизи,находился другой СРТ, который ,в результате ошибки,намотал рыбацкую сеть на винт и находился без движения. Винт был заклинен и машина не проворачивалась.
На этом СРТ капитаном был его однокурсник по ТМУ, с параллельной группы,Толя Анушенков.

          Ширков особо не был с ним в каких то особо дружеских отношениях,но всё же однокурсник. Положа руку на сердце,Ширков боялся,что тот запросит помощи ,взять его на буксир и тащить в острова. Это была бы большая головная боль,трудно выполняемая и сложная морская операция именно для буксировщика. СРТ не имеет никаких механизмов и буксирных устройств на корме судна. Брать буксирный трос . выбирать и крепить нужно большим количеством матросов даже в хорошую погоду.А в шторм это может быть вообще невозможно.Травматическая обстановка будет здесь  неизбежна.А кроме того ПТБ (правила техники безопасности) вообще запрещают выход людей на палубу в такой шторм.Но пока Анушенков самостоятельно пытался частично размотаться и запустить двигатель.Судно лежала лагом или бортом к волне и было беспомощным и в опасном положении.Для волн этот СРТ,без хода и движения, был детской игрушкой

        Ширкову требовалось более часа ,даже около двух часов на выборку этих сетей в шторм ,да ещё и с рыбой.Основная масса судов,да и почти все снялись с промысла и ушли.Некоторые СРТ,имея намотку на винт и потерю мощности и хода, обрубили сети и ушли заблаговременно, остались  два-три судна, у которых была рыба.Они доканчивали выборку сетей.

        Капитан Ширков,около 30 лет,и всего год ,как капитан, конечно, не имел такого железного характера,воли и силы,чтобы прекратить выборку сетей ,обрубить все снасти и уйти своим ходом в острова.Но в сетях была рыба,а это деньги,план , вся жизнь ,и весь её смысл.С другой стороны все руководящие документы требовали именно то,на что такой капитан был неспособен.

        С этим делом было совсем плохо.Ширков учился и заканчивал, престижное  торговое Минморофлота, Таллинскую мореходку и должен был заниматься перевозкой грузов и пассажиров.Его ожидали романтические иностранные порты,вся заманчивая география морских путей,к зарплате любимая и превосходная иностранная валюта,в руках великолепный морской бинокль,на столе штурманская линейка и карандаш.Не жизнь,а сказка наяву.
 Но его послали в рыбную промышленность,совсем по другому профилю работы.На изнурительной качке,изнемогая от морской болезни,долгими месяцами болтаться посреди океана в бушующих волнах.На палубе вместе с матросами на тяжелей физической работе.Кругом до горизонтп только волны и рыба на палубе.
   Ни одного часа учёбы и практики по промышленному рыболовству или проще,по лову рыбы у него не было.Даже не было малейшего элементарного понятия,что это такое,но такие были времена.Распределение на комиссии,приказ и пошёл,куда послали. Это было самое несправедливое решение или действия начальства в самом справедливом рабоче- крестьянском государстве СССР.Но нужно было продовольствие для страны и народа,нужна была рыба и такие были времена.За эту рыбу Ширков платил своей судьбой. Эта судьба и список обстоятельств вывели его сюда, куда
он не планировал и не должен был идти.

         Послали, а там, как хочешь. Несколько таких же однокурсников не нашли в себе мужества, чтобы хоть раз выйти в северную Атлантику на СРТ, штурманом или матросам, после мореходки. По рассказам бывалых и другим моментам, да и вообще, там была адская работа, в основном на низкой палубе, обдаваемой солёными волнами, совсем не для белого человека и не для выпускника торговой мореходки, в которой учился и имелись все надежды, а послали вот сюда. По факту и тем более так оно и было. Поошивались на ремонтах или ещё где-то на берегу, в море так и не решились, и ушли от этого моря подальше. В общем-то они были правы в своём
понятии и вообще.

         Но много других, стиснув зубы, кинулись учиться теории и практике, осваивать новую незнакомую технологию и всё остальное, что изучают в рыбных мореходках. Сначала всё равно уступали рыбной мореходке в лове рыбы, в основном, но имея более высокую подготовку в морском деле, с помощью окружающих рыбаков, с течением времени восполняли свой пробел и выходили на должный уровень. Но только не Ширков. Он ,внутренним чувством, не хотел быть здесь и ясно увидел,что не может работать на СРТ сколько- нибудь полноценно.Это вообще невозможно при недостатке ,прежде всего веса,роста,физической силы и других характеристик,свойственных настоящему рыбаку.А ещё ,почти смертельная,морская болезнь от резкой и почти постоянной качки на СРТ.Там это дело у порога максимума предела, чтобы такое выдержать.

   Он явно уступал в лове рыбы выпускникам рыбных мореходок,  хотя превосходил их в общем мореходстве ,особенно навигации и безопасности мореплавания.Но деваться было некуда. Другой работы , т.е. на транспортах, пока не было.А бросить всё не было силы, воли и чего-то ещё.

         Но сейчас в  сетях была хорошая рыба и какой-то смысл жизни.Эта рыба была после изнурительных поисков косяков, больших трудов, сложных принятых решений и удачного ночного дрейфа. Такая удача бывает далеко не всегда и часто сети идут пустыми. Рыба и вся обстановка играют против и здесь уже кто кого. В общем,эту рыбу нужно поднять на борт. Другого случая может и не быть вообще. Для Ширкова это шанс, который упускать нельзя.

        Это ,ведь, деньги для дома, и тяжелейший государственный план, на плечах капитана. Да и весь экипаж, 25 чел вышел в море и сейчас уродуется на палубе, отдавая все силы, надеется на удачный рейс и деньги для семьи. На каждую сеть нужно было время, силы и опыт команды, но пока было терпимо, у волны ещё не было полного разгона. Дриф крикнул ещё, для полной ясности, чтобы манёвры производил лично капитан. Хотя это и так было ясно.



         Ширков и сам знал ,и не покинул бы мостик. В такой шторм выборку сетей вообще производит лично капитан или опытный старпом. После выборки сетей надо было ещё какое то время держаться малым ходом на волну ,обработать,засолить рыбу и уложить её в бочки,да ещё забондарить, и погрузить бочки в трюм .Всё это на шторме.После этого надо всё закрепить на палубе и только после этого давать полный ход и ложиться на другой курс по отношению к волне.

         Команда благополучно выбрала все сети и работая носом на волну, закатали сельдь в бочки и погрузили в трюм.

Где—то в это время на соседнем СРТ капитан Толя Анушенков,однокурсник Ширкова, сумел запустить свой двигатель и малым ходом самостоятельно  пошёл в острова.Судно идёт удовлетворительно.Там окончательно размотается с помощью водолазов.Ширков это сообщение принял с облегчением.

         Закончив погрузку бочек в трюм и подготовив всё по штормовому, дал команду штурману: »Идти в острова» так, как обычно говорили  раньше ,затем спустился с мостика по другим делам с рыбмастером и дрифом.

           Это было обычное известное дело. Любому штурману здесь всё понятно ,как ясным днём. Но не всё так просто. Рано утром ,часов в 6, Ширкова поднял какой-то внутренний сигнал. Поднявшись на мостик, он сразу почувствовал и понял большую неприятность. Судно шло почти лагом к ветру ,пытаясь компенсировать запредельный дрейф порядка 30 -40 градусов.Его СРТ находился в неверном и опасном положении относительно берега.Хотя,не всё так однозначно и просто.

               СРТ -4575 находился на наветренной стороне островов, и даже на глаз был виден серьёзный прижим к скалам и были большие сомнения, что удастся обогнуть острова с наветра. Судно неумолимо и неизбежно прижимало к скалам. На мостике спокойно стоял старпом.Ничем не озабочен,всё нормально.Капитан вспомнил, что штурмана здесь,в основном, с курсов, или техникум заочно. В общем без мореходки. У них  нет мореходки ММФ и нет хорошей морской подготовки и  ориентации.

              Тогда не было таких приборов ,как сейчас ,систем и всей навигации современной цивилизации.Главный прибор был в голове у штурмана ,а головы ,как известно, не одинаковые и бывают очень разными. Такой штурман был ограничен в полном понимании навигации,безопасности и общем понимании ситуации.

       Теперь во всём виноват только капитан, который по Уставу сам должен был проложить курс лично и проложить его надо было так ,чтобы оставить острова на ветре и уйти под ветер под ближайший мыс,сразу при подходе к островам..

       Но, когда раньше Ширков был штурманом, то это делал всегда элементарно сам, а капитан никогда не лез в это дело.Сейчас ошибка в выборе маршрута относилась и лежала на плечах только капитана СРТ – 4575.. Именно из- за этой ошибки судно находилось в неблагоприятном и опасном положении. Старпом мыслил только геометрически по кратчайшему расстоянию,по прямой линии.А это здесь не подходило.

        Старпом уже два часа назад прошёл первый мыс и делать разворот поздно, а идти дальше ,можно не успеть тоже.Попытки поменять курс, ни к чему не привели, если больше на ветер, то падает скорость и снос даже увеличивается. Да и понятие курса на СРТ имеет расширенное значение; их целых четыре: курс проложенный на карте или назначенный, курс мгновенный ,курс практический(который старается держать рулевой) и курс средний (вычисляется по времени ). Все эти курсы надо понимать и учитывать ,когда надо. Судно на шторме рыскает до 30 градусов или больше в обе стороны неравномерно. 

        Ширков также чувствовал, что  судно имеет намотку на винт,хотя и небольшую. (поводцы и обрывки сетей) после штормовой выборки сетей элементарно и неизбежно. Разворот прямо на ветер ставит судно в неопределённое положение, скорости нет, почти на месте. Шторм усилился и приближался к характеристикам урагана.Пришлось больше брать на волну и ветер, но тогда начал оголяться винт и ,как турбина шёл в разнос,угрожая сорвать гребной вал и разрушить двигатель.Механик был вынужден убрать или снизить десяток,другой оборотов и мощность упала. Дрейф судна на скалы увеличился.Капитан понял,что нужно принимать критическое решение и спасать ситуацию.И очень пожалел,что пару часов назад не пошёл в более широкий проход меду островами.Сейчас ситуация была уже много хуже.

        Вулканические неприступные скалы и чёрные горы Фарер вздымались на высоту 500-800 м.и приближались по правому борту в расстоянии порядка 5 кбт. Чуть впереди был узкий пролив через все острова на другую сторону, и этим проливом Ширков однажды, будучи вторым штурманом, проходил здесь на РР-1270 с капитаном В.В.Левковичем, но в обратную сторону и в хорошую погоду. Выйти из устья несложно, а вот войти на шторме по корме, это уже другая картина. В устье пролива и вокруг бушевали штормовые волны и гудел ветер ,сюда заходила зыбь, прибой и эффект цунами,

           Здесь были бесы, демоны и гуляли пьяные Боги.Прибой загонял вал воды на такую гору, в ущелье, метров на 100 или 200 к вершине, а потом это всё низвергалось сверху, как Ниагарский водопад. Носом сюда было не зайти, чуть занесёт ,и СРТ загрохочет с прибойной волной на вершину скалы или ущелье, или вал цунами расплющит корпус судна на граните горы. Почти поравнявшись с устьем пролива, Ширков дал средний ход и развернул СРТ на ветер .

           Дело в том,что мыс, может быть, удалось бы обогнуть,а ,может быть и нет.Это как 50 на 50.Носом в проход не зайти на такой волне и рыскании судна.Сразу вынесет на клыки скал и вообще скалистый берег.По волне СРТ курс не удержит.

           Но СРТ конструктивно выполнен и довольно хорошо удерживается носом на волну и ветер.Значит заходить в пролив нужно не носом,а кормой.Такой манёвр не выполнит ни одно судно изо всех вообще,а только СРТ.Нужно только удержаться носом на волну минимально работая машиной,а ветер и волна затолкают судно в пролив.

           Волна и ветер начали медленно вжимать СРТ в устье. Только судно типа СРТ под командой рыбацкого капитана и больше никто,может так держаться и дрейфовать на волне, чуть заваливаясь в ту или другую сторону.

            Прижавшись и свалившись на дрейфе сколько можно  к левой горе и выждав момент, капитан перевёл телеграф на самый полный вперёд, и руль право на борт! ». Бухау Вольф» взвыл всеми оборотами, судно под напором чудовищного ветра и вала цунами, почти не пошло вперёд, и вся мощь 400 лошадиных сил пошла на разворот.

            Здесь судно оказалось в маленьком пятачке тихой волны и ветра,закрытом мощным утёсом горы с небольшой выемкой.Поэтому манёвр начался удачно.

          Ширков боялся, что судно задержится при перевале  траверза ветра и не хватит места, но СРТ разворачивался хорошо и мощно.Более того нос судна чуть вышел с пятачка и попал под шщквал шторма, который своим порывом крутанул носовую часть судна под ветер,т.е. точно в пролив,как по волшебству. Ширков сразу понял свою удачу.Повезло,так повезло.Великолепный заход в узкий пролив и такой же великолепный разворот куда надо.

          Изумлённые морские бесы и демоны остались за кормой. Сам капитан был восхищён таким первоклассным манёвром ,в котором он сам не был главным. Главным был СРТ ,под номером СРТ- 4575. Этот манёвр выполнил сам СРТ в пене прибрежного прибоя и волне, и ветре 9 балльного шторма,будто этого шторма не было совсем.

             Но шторм был и жал СРТ в полную силу. На эту встречную мощь валов океана ,которая была враждебна и опасна ,СРТ бросил ловкость и хватку тигра или нашего серого подмосковного волка. Развал форштевня седлал и прижимал под себя волну. А это судно был и есть закреплённый за капитаном СРТ -4575, т.е. чисто своё судно.На официальной бумаге записано,что это судно Ширкова постоянно.

           Обороты двигателя  «Бухау Вольф» устойчиво держались в норме , открытая мощь и рёв выхлопа,звенящей сталью,  в коллектор  не давали повода всему пространству вокруг сомневаться в недостатке сил.

        Тридцатилетний капитан ,в новом хорошем ватнике ,на мостике ,видавший уже многое ,давно уже знал всё прошлое, и тем более настоящее , был совершенно без эмоций  для всех вокруг.Работа шла во имя будущего ,если не нашего ,то для потомков. Ситуация и корабль были под полным контролем  и не было слов , а только понимание друг друга.

         Изумлённые морские бесы и демоны остались за кормой. СРТ-4575 не обращал на них никакого внимания ни до, ни после, морские боги не возражали, у них были другие задачи.

         Судно,а лучше сказать , СРТ-4575 одним манёвром снял весь форс- мажор и уравнял все козыри в ошибке капитана. Это был Ширкова закрепленный СРТ ,новейшей последней серии «45» ,который имел много достоинств и он никогда  не подводил. Иногда исправлял  ошибки и промашки капитана. Усилием и мощью великолепного дизеля и таким же великолепным манёвром вывел судно из форс- мажора.

           Судно деловито и спокойно побежало по тихой глади закрытого от шторма узкого пролива.Команда принялась за свои дела,на спокойной обстановке всё привести в порядок.Капитан продолжал оставаться на мостике до конца пролива и с интересом рассматривал берега.А мысли летали  вокруг и делали выводы изо всего этого.Всё таки была критическая ситуация.Команда ничего этого не заметила,а только капитан,который ясно увидел и понял,что никакой ошибки старпома здесь не было.Если бы Ширков не поднялся на мостик в 06.00 утра,то старпом без колебаний вошёл бы в знакомый пролив и безо всяких треволнений прошёл бы его за пару часов.
Давно стояли бы на якоре под прикрытием вулканических гор и утёсов.А дело всё в том,что очень большая разница в вариантах подходов к управлению СРТ и другим грузовым судном,например ММФ.Ширков учился на грузовые, да так и не мог переключиться на маломерку,коим и был СРТ.Там правила,критерии и все подходы к мореходству почти в полном объёме,в общем классика,а здесь маломерка и здесь свои практические подходы и,самое главное,нюансы,которые позволяют более просто решить вопросы манёвра.               

           Сейчас экипаж СРТ 4575 и штурмана были заняты своим делом, так может посмотрели на вздымающиеся к небесам черные голые горы ,волны ,забегающие на них и низвергающие потоки водопадов обратно, но не более того, работы у вcех полно. Капитан на мостике, что и как ,это его дело, а остальное неважно, у всех своих дел полно. Всё спокойно и нормально . Да и качка прекратилась в проливе. Самое время навести порядок после шторма. Будто бы ничего и не было.

          В общем-то здесь не было никакого форс- мажора. СРТ всегда очень близко ходил от берега, ночью без радара с прожектором, как автомобиль. Ну и здесь сильно прижавшись к левому обрыву скалы, я почувствовал и оценил, что манёвр возможен. Практика манёвров уже была. Можно было бы этого не делать и пробиваться дальше ,скорее всего так и надо было поступить. СРТ  мог бы обогнуть дальний мыс, да и отработать и уйти на ветер от берега (400 л.с.),тоже можно было. Но этот манёвр в 2 -3 минуты снял все сомнения и если.

        Сколько было всего, да и хуже, но Ширкову запомнился блистательный манёвр СРТ,  который уравнял ошибку капитана в прокладке курса, как лучший друг в жизни ,которые познаются вот в таких и подобных моментах. Только такое судно, типа СРТ, тем более сам СРТ с машиной 400л.с.могло выполнить такой манёвр. А вот уже типа »Океан» вряд ли, но то было уже современное судно, а это просто С Р Т.

        СРТ- 4575 прошёл проливом в подветренную сторону островов и ошвартовались к одному из СРТ, который уже был там и стоял на якоре. Для страховки Ширков тоже отдал правый якорь уже после швартовки. Там был капитан Багдо Барбакадзе (батумец и сосед по дому). Ширков достал бутылку водки «столичной» и банку своих хороших солёных грибов и пошёл к Барбакадзе Б.В. ,в каюте которого были уже капитаны с других судов. Разговор был деловой на бесконечные темы о промысле ,рыбе и море. Каждый знал многое что то своё ,которое хотел сказать ,но это своё не всем было понятно. Много можно было узнать ,поучиться; как ставить порядок при таком то ветре и при такой то Луне, и какие вязать поводцы.

         Ночью,вокруг засиял просто загадочный и чудесный город многих десятков огней СРТ, СРТР и более десятка огромных плавбаз.Все были,как у Христа за пазухой,прикрыты гранитной громады Фарерских островов. Вокруг ревущий и неистовый шторм…Зона глобального центра географического Исландского циклона. Своя цивилизация ,другой рыбацкий мир со всеми нюансами…
 
         Ревущий северо- атлантический шторм продолжался трое суток .С получением  прогноза на ослабление ветра СРТ- 4575  ,запустив испытанный дизель ,вышел из бухты и лёг на курс в район промысла открытого океана. Шторм ещё не затих ,а только начал выдыхаться ,чтобы набравшись сил, ударить снова через несколько дней. А между штормами надо было брать план ,т.е. рыбу. А рыба - это деньги и весь смысл всего этого рейса и не только,а ещё и всех последующих рейсов.
.
          Взяв карандаш и штурманскую линейку ,курс на знакомую туманную банку проложил лично капитан. Спустившись в свою каюту я бережно повесил на вешалку новый представительский ватник и достал другой ,повседневный ,рыбацкий.

          Мысли продолжали суетиться и не давали покоя капитану.Целую цепь ошибок допустил капитан и затем довёл ситуаци. до критической, когда время сузилось до секунд и понадобился момент последнего манёвра,без права на ошибку.

          Ещё тогда,на стороне ревущего шторма, Ширков сумел рссмотреть,как шедший позади такого же типа чужой СРТ, уверенно повернул в широкий пролив и прекрасно вошёл в него.Да,конечно,через час в комфорте прошел  маршрут и,конечно, давно встал на якорь в районе плавбаз,как у Христа за пазухой.Вот там капитан был на все сто,а возможно и без мореходки,а только с курсов или техникум заочно.

           В это время на СРТ- 4575 полноценный капитан,имея за спиной,высококлассную Таллинскую мореходку Мин морфлота СССР, не решился сразу войти в широкий пролив,перестраховался и вёл свой СРТ в опасную точку последнего манёвра.Судно и экипаж на максимальной бортовой и килевой качке,физические и все другие нагрузки,только для бывалых моряков рыбацкого класса и категории. Остальные такое не смогут выдержать.Тоже самое двигатель и все узлы, и системы судна.Вся ситуация на острой грани последнего смертельного риска.

    Вот это запомнилось надолго, а,скорее всего,навсегда.Нужны были,и вообще всегда,решительные и немедленные решения, и действия, чтобы не потерять шанс..

          Блистательный манёвр  судна  трудно выразить словами , тем более , что этого никто не  понял.Со стороны казалось, что всё идёт ,как по нотам.Но это было далеко не так.Выводы,которые для себя сделал капитан,показали,что только сейчас он стал полноценным капитаном СРТ и он больше никогда не вводил своё судно во что то подобное.

      Именно капитан допустил первую ошибку в тактическом варианте прокладки курса.Доверил прокладку штурману,у которого, в примитиве,свои рыбацкие понятия и недостаток общего уровня.Иногда это бывает весьма нормально, но не всегда.

      В сложных и почти критических ситуациях, нужно было работать лично капитану.За этой первой последовала целая цепь ошибок.Он ,мучительно и долго,держал свой испытанный СРТ в этой неправоподобной круговерти и вёл судно в точку последнего манёвра.Это был полный форс мажор.СРТ- 4575 всё понял  и он компенсировал главную ошибку капитана. Ошибка заключалась в том, что капитан, имея образование ТМУ Минморфлота , т.е. для грузового и пассажирского пароходства, действовал ,как для грузового обычного судна.Но это был СРТ, типовой рыболовный траулер с одним винтом и примитивным ручным рулевым приводом.Почти все приёмы для обычного грузового судна здесь были неприемлемы, и даже теоретически правильные, могли быть опасны. СРТ, при всём этом, мог обладать сверхманевренностью, которая скрыта и постигается практикой. Это качество недосягаемо для других судов. Особенно в плохую погоду, на большой волне и сильных ветрах. СРТ сравнительно легко выходит носом на волну и ветер, компенсирует дрейф и течение. Основную жизнь в море он проводит на манёврах, ибо это главное с орудиями лова. Выход из ситуации только один и вся надежда на сверхманевренность СРТ. Капитан только сейчас понял, что такое СРТ.
    
      Траулер безошибочно, на удивление просто легко, и с блеском выполнил этот ,очень не простой,ответственный и на острой грани риска, великолепный свой манёвр.

       Этот эпизод запомнился и не уходит даже в даль прошедших нескольких десятков лет жизни. Одолевает и не даёт покоя какая-то досада. Принятое решение, не входить в пролив на шторме, было неверным. Ширков огибал острова с наветренной стороны и рубился со штормом несколько часов лоб в лоб. Это было совсем непредпочтительно. Другие суда такого же типа спокойно прошли проливом и встали на якоря под защитой каменистых гор островов. Далеко не на всяком СРТ
были отличники мореходки, скорее всего здесь их не было совсем. А Ширков на последнем выпускном курсе своего ТМУ ММФ СССР был отличник и красовался на доске почёта, вторым по списку. Да и свой старпом, на этом СРТ- 4575 действовал правильно и прошёл бы проливом до якорной стоянки примерно за час и давно стояли бы на якоре в безопасности. Здесь не нужно было владение общей теорией
мореплавания, вместе с теоремами, интегралами и символами  высшей математики, чем достаточно владел Ширков. У старпома не было даже ТМУ, а только курсы. Здесь успешно работала только практика и интуиция. А капитан Ширков, прибыв на мостик, сделал первую и большую ошибку, что сразу не вошёл в достаточно широкий пролив, по плану старпома. А позже пришлось заходить в более узкий пролив на шторме и
критически угрожающей и опасной ситуации. Капитан это понял, когда опасность,
неумолимо уже, смотрела в глаза, но было уже поздно. Надежды и выхода уже не было. Но проблему решил сам СРТ. Он без Академии и высшей математики, в сверх- тяжёлых условиях, красиво и безупречно выполнил свой манёвр. Причём, как говорят, одной левой. Опасная проблема исчезла, будто её совсем и не было. Только СРТ способен на такое. А это был всего навсего - манёвр СРТ.

СРТ- это не судно в полном понимании, это- СРТ. Хотя, как сказать.
Тот, кто ходил на СРТ, знает то, чего невозможно испытать на других судах, а только на таком загадочном , и что-то ещё. Ему нет аналога. В общем и в частности; риск мореходства - это на СРТ.               


Благодарю за внимание.


Прим. Дриф- мастер  -   Старший мастер по добыче рыбы или старший руководитель и  организатор промысловой команды на палубе для работы с орудиями лова рыбы.

Фото автора.
СРТ в океане на полном ходу.
             
1967г.                Капитан СРТ-4575               


Рецензии