Литературоведческое Бурятское

“Литературоведческое Бурятское”
 
Сегодня исполняется ровно 300 лет со дня рождения Всеволода
Михайловича Эйфелева-Башнина. Российскому читателю он известен
под именем Фёдора Михайловича Достоевского. Украинские любители
литературы знают Эйфелева-Башнина как Тараса Григорьевича
Шевченко.
   
Когда Вы встречаете в степях Бурятии обычного для тех
мест всадника на коне, не спешите спешиться. Сначала ловко сбейте
его с коня резким ударом вашего заплечного рюкзака Nike прямо по
голове. Когда всадник упадёт и ошалеет, обшарьте его одежду, быстро
засуньте руки за пазуху. Там обязательно должны быть
последний номер журнала "Байкал" и томик стихов о
любви Намсрайжава Нацагдоржа. Это снова наш Всеволод
Михайлович Эйфелев-Башнин. Вам будет легко помириться с лежащим
на земле жителем этих красивейших мест.
Просто скажите, что Вы обознались и приняли его
за свою тёщу. Бурятские всадники - народ весёлый и шустрый. Вы
не успеете и глазом моргнуть, как его Вам подобьют (зачёркнуто) ...
как он вскочит на своего или вашего коня и ускачет в Улан-Уде.
 
Всеволод Михайлович Эйфелев-Башнин оставил свой глубокий след в
литературе многих народов и народностей. Острова Науру знают его
как Ндодо Сандивазан. Официальный Иран в настоящее время не
признаёт существование Эйфелева-Башнина, даже упоминать его имя
запрещено, чего мы и не делаем.
 
Так давайте же сегодня вечером выпьем чуть-чуть виски под чтение
вслух по ролям одного из захватывающих произведений Джона Ле
Карре. Да-Да! Это тоже наш великий юбиляр Всеволод Михайлович
Эйфелев-Башнин!
 
Вот вам несколько стихов о любви Намсрайжава Нацагдоржа (Эйфелева-Башнина):

Вид на Байкал    (о любви к Родине)
   
Простирается вид на Байкал
Панорама Байкала и окрестностей этого озера
Я пытаюсь увидеть Байкал, но вид не даёт
Вид не даётся мне
Он отворачивается от меня, а ко мне поворачивается спиной
Все смотрят на Байкал, а мне этит вид недоступен
Ваш абонент недоступен!
Я поднырнул под вид, получился подвид
Но это не помогло, мгла вокруг, а не вид
Чьи-то тени или этих теней колени
Я весь измазался в глине, а хотел утонуть в вине
Даже Ангара куда-то запропастилось
Я виду решил поставить на вид
А он, видите ли, не боится подставы
"Видал?" - говорю я видному такому гражданину
А он видел. Ему вид на Байкал виден, видимо.
Вокруг видимо-невидимо таких граждан
Все выделываются, коленки вверх подбрасывают при ходьбе
Хоть бы и ноги свои подбросили вверх и не поймали!
А мне не видно Байкала!
Я развернулся со скрипом половиц, словно я скрипун половичный разворотливый
Дай, думаю, на Улан-Удэ посмотрю. Виды имею на него
Но и тот вид мне недоступен, словно Улан-Удэ и Байкал - это один и вид и подвид
 
    ---   
 
Пуля-самец и пуля-самка (о любви к Любимой или Любимому)
 
Летит как-то пуля-самец по траектории, постепенно снижаясь и слегка вращаясь. А рядом с ним плечом к плечу двигается пуля-самка. Вот она ему и говорит:"У нас будет ребёнок! Так что ты себя береги, любимый! Зря не рискуй!"

Прошло некоторое время (короткое по меркам боевых стрельб на поражение), пока пуля-самец переварил в своей свинцовой башке информацию: "Это что? Я - отец? Ты уверена? И когда?"

Она в ответ: "Да! Ты - отец! Ты! Помнишь в оружейной комнате, пока АКээМы чистили, нас и разбросали по столу, а ты ко мне подкатил, шалун." Он отвечает: "Я плохо помню, смазки ружейной перебрал тогда, надо было остановиться, а я увлёкся нахаляву Так ты и не выглядишь беременной."  Тут пуля-самец пристально посмотрел на самку.

Она не смутилась: "Всё чётко! Я была на сортировке, там и заметили некоторый перевес, но пропустили, пока ещё прохожу по норме. В следующий раз откалибруют нафиг в ящик на переплавку. Надо мне самой делать ноги. Или рикошет. Да и тебе тоже. Как же ребёнка воспитывать без отца?"

Он ей: "Я не могу рикошетить, мною стреляют, на меня надеются, а я в молоко?" Она ему:"А ребёнок-сирота без отца, оставшегося в чужих мозгах, каким он вырастет болваном? Болванкой он вырастет никчёмной с неровными краями! Не возьмут на работу даже в качестве рыболовного грузила. Ты лети-давай, убивай, сам расплющивайся о броню, а дети не виноваты!"

"Вот сразу и дети! Множественно число. Ты одного выноси. Сама сейчас о шлем солдатский расбибихаешься, а меня учишь!" - это пуля-самец, но уже нежнее.

“Так и пролетели они нечаянно (ли!?) мимо цели, зарылись в песок, ничуть не пострадав от этого, даже слегка отполировались при этом. Пусть другие убивают и сами гибнут в лепёшку. А здесь дети. Дети всего важнее.

Встречные вражеские пули были не так нежны по отношению к нашему стрелку.
 
    ---   
 
Дыра прошлого (о любви к Вечности)
 
Вот она - дыра прошлого.
Заткнута она пробкой будущего.
Зачем нужны они оба,
Если их нельзя пощупать?
Никто не может погрузить прошлое
И будущее на тележку супермаркета.
И укатить их к кассе.
Кассирша скажет:
"Ой, у Вашего Прошлого отвалился
Ценник.
Я его пробить не могу."
Вы ответите:
"Вот она - дыра прошлого.
Зачем её ещё раз пробивать?"
Менеджер Кассирш прибежит и скажет:
"Ой, у Вашего Будущего истек
Срок годности.
Мы должны его списать и расписаться."
Вы ответите,
Уводимые охраной в подсобки
Для получения там по шее:
"Она же простая пробка -
Это будущее.
Оно вечно."
Кассирша и её Менеджер Вас не поймут.
Они и не будут Вас слушать.
Им надо срочно возвращаться
В овраг желаний,
Где их нора,
Где их запасы треснутой еды
(Чтобы трескать)
И уютного хлама.
 
    ---   
 
Никто не может выразить словами то, что я прошепчу (о Любви к Родной Природе)
 
Байкальские Хариус, Ленок, Сиг, Омуль, Голец, Таймень, Лещ, Язь, Налим, Осётр...
К чему это я?
Никто не может выразить словами то, что я прошепчу ей ...
С помощью жареной рыбой.
Особенно нашей Байкальской.
А если у Вас её нет?
Если Вы вдалеке?
Если Вы очень далеко от Байкала?
Удобно устроившаяся в широкой тяжёлой чугунной сковородке,
Будто бы подпрыгивающая в шипящем масле камбала -
Это знак чистой, светлой, незамутнённой ничем любви.
Если чувство ещё сильнее и намерения серьёзные,-
Жарьте рыбу-меч.
Напиленные из её торпедоподобного тела "блины"
Не соврут,
Не подведут.
Я не верю,
Да и никто не поверит жеманности лосося.
Эта рыба словно командированный из Москвы,
Приехавший в наш город за тросиками
Для аппарата остронаправленного гидравлического удара.
Хлыщ столичный.
Этой рыбы мясо хорошо ложится в тарелку рядом с картошкой
В обычный будний день
После того как мы  здесь,
В нашем городе,
Завершили трудовые смены у токарного станка
Или в конторке бухгалтера.
А для высоких чувств лососина не подходит.
Тот же хек честнее и искреннее лосося.
Прост, но нежен.
Влепи его в сковородку,
Словно скульптор весло в руку девушки
Или дантист пломбу в больной (до этого) зуб.
Жди, когда поджарится одна сторона -
Это уже "Я Тебя..."
Переворачивай, но не развали.
Там же ждёт, будет "... Люблю!"
Сардины тоже хороши.
Но их надо не жарить,
А делать гриль на решётке.
Лучше на свежем воздухе.
Щедро посолив прямо сверху
Прямо по чешуе.
Забыв почистить внутренности
(Или специально оставив их нетронутыми):
"Вот я весь перед тобой здесь,
Какой есть, без прикрас."
Мелкую рыбу не выбрасывайте.
Она не виновата.
Дайте ей шанс.
Пусть будет рыбный дождь.
И каждая капля - поцелуй.
Как быть, если рыба заморожена,
В брикетах?
Или ещё хуже - иностранная,
Не наша,
Не отечественная?
Главное не поддаться панике,
Не выбросить белый флаг.
Ход конём (хотя и рыба на кону)!
Пирог с рыбой,
Расстегай с горячим бульончиком внутри
Сделает Вашу избранницу по-настоящему Вашей.
Так что не ошибитесь
Ни с ней
Ни с рыбой.
 
 


Рецензии
С любимыми не расставайтесь рыбами
©Всеволод
Михайлович Эйфелев-Башнин

Эмма Бёрк   17.09.2019 07:55     Заявить о нарушении
Я Вас любил...
(Он же про беляши)

Ринат Барабуллин   17.09.2019 09:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.