О свободе слова

ВВЕДЕНИЕ

Целью текста является позиционирование права на Свободу слова в иерархии Универсальных прав человека.

Свобода слова — одно из главных Универсальных прав человека. Только благодаря Свободе слова человек может добиваться соблюдения всех других своих прав.

Права человека — это не зловредная выдумка либералов. Источником прав человека является Закон (законодательство). Закон является также и источником обязанностей человека. Так уж повелось, что Государство требует от гражданина непременного выполнения обязанностей, предписанных Законом, и часто пренебрегает соблюдением его прав.

"Нет стеснения более жестокого, как не иметь возможности сказать то, что думаешь", Шарль де Сент-Евремон, французский литератор и философ (1614 — 1703).

"Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина", Франсуа Вольтер, французский просветитель (1694 — 1778).


ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА

Установим позицию права на Свободу слова в иерархии Универсальных прав человека, используя пирамиду (иерархию) человеческих потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908 — 1970).

Потребности человека порождают его права. Общие для всех людей Земли потребности порождают Универсальные права человека.

Если рассматривать соблюдение прав человека на здоровье и на длительное материальное благополучие (на условия, обеспечивающие воспроизводство вида Homo Sapiens) как потребности человека, то эти потребности следует разместить на втором уровне пирамиды А.Маслоу, поскольку соблюдение этих прав необходимы человеку для обеспечения личной и общественной безопасности.

Второй уровень пирамиды  человеческих потребностей А.Маслоу, возвышается над самым низшим уровнем физиологических потребностей: пища, одежда, жильё. Физиологические потребности и потребности в безопасности непосредственно связаны с реализацией права человека на жизнь.

Факт нахождения потребностей в соблюдении прав человека на здоровье, на благополучие и на безопасность на втором уровне пирамиды А.Маслоу свидетельствует о чрезвычайной важности для человека этих потребностей и связанных с ними прав. 

Как известно, в пирамиде человеческих потребностей А.Маслоу имеется 7 уровней. На 7-ом, высшем уровне располагается потребность в самоактуализации (реализация личных целей, способностей, развитие собственной личности). Потребности в самоактуализации соответствует право человека на самоактуализацию.

Не все Универсальные права человека соответствуют потребностям 2-го уровня пирамиды А.Маслоу. Если, например, рассматривать справедливость и социальное равенство, как потребности человека, то потребность в справедливости (право на справедливость) следует разместить на четвёртом уровне пирамиды А.Маслоу (уважение, одобрение, признание), а потребность в социальном равенстве (право на социальное равенство) следует уже разместить на самом верхнем, седьмом, уровне.

Свобода слова — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время она включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации, свобода Интернета).

Обычно люди увязывают Свободу слова с потребностью свободного выражения мнения при принятии решений важных для функционирования общества и с процедурами демократии. Заметим, что потребность человека в демократии размещается на четвёртом уровне пирамиды А.Маслоу вместе с потребностью в справедливости.

Однако Свобода слова необходима, прежде всего, для обеспечения личной и общественной безопасности и человеческого прогресса. Установить это позволяют следующие соображения.

Некоторые виды животных, в частности млекопитающие, используют звуки для оповещения своих сородичей о возникшей опасности, например, о приближении хищника. Плач младенца — сигнал матери о проблеме, возникшей у ребёнка.

Эволюция позаботилась о "свободе слова" в мире животных, как о необходимом элементе обеспечения выживания отдельных видов. Свобода слова — подарок природы людям.

Благодаря Свободе слова люди могут не только предупреждать друг друга о возможной опасности, но и обмениваться между собой различным полезным опытом, что ведёт к быстрому и широкому распространению нововведений.

Таким образом, право человека на Свободу слова связано не столько с потребностью в демократии, сколько с его потребностью в личной и общественной безопасности, то есть со вторым уровнем иерархической пирамиды потребностей А.Маслоу.

Право на Свободу слова преобладает над всеми правами человека с более высоких уровней иерархии А.Маслоу, но не над правами с первого (низшего) и второго уровня. Другими словами, право на Свободу слова одного человека не должно нарушать Универсальные права других людей или их групп на жизнь и безопасность.

Общество должно быть хорошо информированным о всех существующих угрозах. Каждый гражданин должен иметь право свободно информировать Гражданское общество о существующих и о новых угрозах ему лично, его семье и всему обществу и Государству. Вот почему так важны независимые от властей СМИ, свобода мирных собраний, митингов и шествий.

Свобода слова нужна не только для обеспечения соблюдения прав человека, но и для обеспечения безопасности Правительства и Государства. Их безопасность невозможно обеспечить без содействия Гражданского общества. Вот почему, в частности, нельзя затыкать рты ни гражданам, ни СМИ.


СВОБОДА СЛОВА И ЦЕНЗУРА

Свобода слова — не угроза общественной безопасности, а её обязательный атрибут. Тем не менее власти часто необоснованно, то есть в своих корыстных целях, пренебрегают правом людей на Свободу слова.

Свобода слова позволяет гражданам информировать общество и об угрозах исходящих от самой власти, что является главной причиной её ограничения.

Ограничения Свободы слова, не связанные с Универсальными правами людей на жизнь и безопасность, являются цензурой. Цензура — враг гласности. Цензура нарушает право человека на Свободу слова и поэтому должна быть вне Закона.

Власти, вводя цензуру, объясняют свои действия происками неких враждебных сил и заботой об единстве общества, хотя на самом деле они беспокоятся только о собственной безопасности.

"Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или газеты без правительства, — я бы не раздумывая выбрал второе", Томас Джефферсон, третий президент США (1743 — 1826).

"Свобода слова — это, прежде всего, право говорить людям то, чего они не хотят слышать", Джордж Оруэлл, британский писатель и публицист (1903 — 1950).

"Свобода мнения может существовать только тогда, когда правительство уверено в своей безопасности", Бертран Рассел, британский философ, лауреат Нобелевской премии по литературе, (1872 — 1970).

Ограничивая Свободу слова, власть препятствует знанию обществом всех угроз безопасности и в том числе вновь возникших. Замалчивая существование угроз, власть препятствует подготовке общества к их отражению. Государство, где необоснованно ограничивается Свобода слова, может неожиданно для себя столкнуться со смертельной угрозой. Именно поэтому в конституциях многих стран имеются положения о запрете цензуры.

Гражданское общество — базис, Государство (Закон) и Правительство (власть) — надстройки, при этом Правительство является интерфейсом между Гражданским обществом и Государством. Государство и Правительство, вводя цензуру, нарушают Универсальные права человека и разрушают, стало быть, свой базис — Гражданское общество.

Списки угроз Гражданскому обществу, Государству и Правительству не совпадают. Оппозиция Правительству, действуя в рамках Закона, может создать лишь правительственный кризис. Правительство, нарушая Закон, подрывает устои Государства. Если Гражданское общество не может сменить Правительство мирным путём (на демократических выборах), то оно вынуждено разрушать Государство.

Поскольку Государство и Правительство являются надстройками на Гражданском обществе, то список угроз Гражданскому обществу является определяющим. Отсюда следует, что Государство и Правительство могут ограничивать Свободу слова одних людей и организаций граждан только в случаях, связанных с обеспечением личной безопасности других людей и организаций граждан, и в случаях, связанных с обеспечением общественной безопасности.

Для Правительства ограничение Свободы слова имеет два последствия. Первое — цензура препятствует распространению в обществе недовольства и критических настроений, что для него хорошо, а второе — цензура не позволяет точно и своевременно определять весь спектр имеющихся угроз и оценивать их уровень, что для него плохо.

Цензура затыкает рот не только Гражданскому обществу, но и открывает в отдельных государственных структурах возможности для злоупотребления Законом. Цензура, например, может препятствовать судам проводить открытые процессы по некоторым из статей уголовного кодекса, что не позволяет Гражданскому обществу следить за независимостью судов и законностью их решений.

Государственные пропаганда и цензура — два важных инструмента любого тоталитарного режима.

Государственная пропаганда глушит голос Гражданского общества так же, как сорняки препятствуют развитию культурных растений.

Цензура не позволяет Гражданскому обществу иметь независимые источники информации. Цензура вытаптывает гласность и превращает общественное информационное поле в пустошь государственной пропаганды.

В условиях государственных пропаганды и цензуры многие граждане перестают доверять информации властей и начинают избегать сотрудничества с властями. Тем самым разрушается единство Гражданского общества, Правительства и Государства. Именно поэтому государственные пропаганда и цензура отвергаются государствами Свободного мира.

Государственные пропаганда и цензура препятствуют доступу людей ко всей имеющейся информации, искажают информационное пространство и способствуют превращению Гражданского общества в толпу марионеток и манкуртов.

За цензурными ограничениями Свободы слова всегда скрываются неприглядные дела властей. Цензура — главное препятствие в борьбе с коррупцией. Кроме того, цензура препятствует гласности в освещении деятельности правозащитников, нежелательных властям организаций, оппозиционных политиков, партий и активистов.

Авторитаризм базируется не только на личном авторитете руководителя, но и на пропаганде и небольших по размеру (символических) штрафах. Авторитарный режим, допускающий политические репрессии, пропаганду, цензуру и огромные штрафы, уже является диктатурой.

Карающие законы о "не доносительстве", в условиях ограничений Свободы слова, являются реакцией властей на снижение уровня своей безопасности.


О КРИТИКЕ

Критика, фактически, является предупреждением людей или организаций о возможных ошибках в их деятельности и возможных неприятностях или опасностях. Вот почему в структурах, ориентированных на инновации и созидание, осуждается "зажим критики".

"Критики — наши друзья: они указывают нам на наши ошибки", Бенджамин Франклин, американский политический деятель, дипломат, учёный (1706 — 1790).

"Прикосновения критики боится только то, что гнило", Дмитрий Писарев, русский публицист и литературный критик (1840 — 1868).

"Здоровое общество перенесет даже нездоровую критику", Жарко Петан, словенский писатель и публицист (1929 — 2014).

Критикуя Правительство, гражданин содействует осознанию допущенных им ошибок и повышению уровня безопасности Гражданского общества и Государства.

Критикуя Государство, гражданин не подрывает его основы, а сигнализирует законодателям о недостаточной защите Универсальных прав человека со стороны действующего Закона.

Человек, вынужденный молчать об ошибках других, может навредить не только им, но и самому себе. Например, не озвученные и потому неисправленные Правительством ошибки могут пагубно сказаться на гражданах в случае участия их Государства в военных действиях. Терпящее катастрофу политическое руководство страны практически всегда использует граждан для своего спасения, мало считаясь с их жизнями, интересами и целями.

Критика всегда связана с обвинениями, поэтому критикующий должен избегать оскорблений, клеветы и хамства.

Высказывания или действия одних лиц (физических или юридических) в отношении других лиц могут рассматриваться последними как оскорбления, если они сочтут эти высказывания или действия унижением чести и достоинства их личности или подрывом их репутации.

Оскорбление всегда является либо искажением фактов, либо нарушением прав человека, защищаемых законом.

Намеренное оскорбление словом физических или юридических лиц может рассматриваться ими как клевета. Факты оскорбления и клеветы может установить только независимый суд.

Хамство — грубое, наглое и резкое высказывание или действие физического или юридического лица, сознающего свою полную безнаказанность.

Нет людей без греха. Отсюда не следует, что право на критику дано только безгрешным. Право на критику — это право на Свободу слова.


СВОБОДА СЛОВА И ДЕМОКРАТИЯ

Потребность людей в равенстве перед Законом и в общественном уважении порождает их право на демократию.

Демократия — совокупность процедур коллективного принятия государственных решений большинством голосов (решений) уполномоченных равноправных политиков. Демократические процедуры позволяют без насилия принимать решения в условиях конкуренции политических мнений, то есть мнений относящихся к сфере управления государством.

Демократия невозможна без плюралистической системы политических партий и организаций, без свободных и независимых СМИ, без честных и справедливых выборов, без соблюдения прав на свободу убеждений и на самовыражение. Другими словами, демократия невозможна без Свободы слова. Демократия так же невозможна и без поддержки независимой судебной системы.

Демократия — это не только подчинение меньшинства воле большинства. Это - уважение большинством мнения меньшинства, выражаемое обязательным донесением этого мнения до Гражданского общества. Уважение большинством мнения меньшинства связано с необходимостью поддержки Свободы слова, обеспечивающего поиск и принятие оптимальных решений. Если не выслушать все мнения, то можно принять ошибочное решение. Свобода слова — обязательный атрибут демократии.

Без Свободы слова нельзя знакомиться с чужим опытом и делиться своим, сотрудничать с другими людьми и организациями. Без Свободы слова не возможны ни свободное предпринимательство, ни честная конкуренция, ни инновации, то есть экономический прогресс человеческого общества.

Мирное выгодное сотрудничество повышает уровень безопасности сторон, как всех вместе, так и каждой стороны в отдельности. Торговля и мирное сотрудничество обеспечивает безопасность государств гораздо эффективнее, чем их вооружённые силы. В войне нет смысла, если нужное можно получить путём торговли и сотрудничества.

В демократических странах мира возможности властей в информационной сфере ограничиваются Законом путём запретов на владение СМИ государством, ограничений государственного финансирования СМИ и общественного контроля за редакционной политикой государственных СМИ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свобода слова — подарок природы людям.

Право на Свободу слова обеспечивает людям как безопасность, так и благополучие.

Приоритет над Свободой слова имеет только право на жизнь.

Свобода слова — обязательный атрибут демократии.

Свобода слова не снижает уровень безопасности Государства, а, наоборот, повышает его.

Ограничение Свободы слова цензурой является нарушением Универсальных прав человека и преступлением против Гражданского общества.

Свободу слова невозможно обеспечить без независимой судебной власти.


Рецензии
Свобода - всего лишь чувство рождаемое Способностью.
Обычно в борьбе за права-свободы затаптывают свою же Способность

Борис Трубин   10.12.2021 18:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.