Блок. На Вас было черное закрытое... Прочтение
***
На Вас было черное закрытое платье.
Вы никогда не поднимали глаз.
Только на груди, может быть, над распятьем,
Вздыхал иногда и шевелился газ.
У Вас был голос серебристо-утомленный.
Ваша речь была таинственно проста.
Кто-то Сильный и Знающий, может быть, Влюбленный
В Свое Создание, замкнул Вам уста.
Кто был Он — не знаю — никогда не узнаю,
Но к Нему моя ревность, и страх мой к Нему.
Ревную к Божеству, Кому песни слагаю,
Но песни слагаю — я не знаю, Кому.
15 мая 1903. Петербург
«Газ», который «вздыхал иногда и шевелился» – разумеется, ткань («Газ (фр. gaze — от города Газа на Ближнем Востоке) — лёгкая, прозрачная ткань особого газового переплетения. В процессе ткачества две нити основы переплетаются с одной нитью утка' и не уплотняются при этом. За счёт пространства между нитями газ вырабатывается нежным и полупрозрачным». Википедия.)
- «Кто был Он — не знаю — никогда не узнаю, // Но к Нему моя ревность, и страх мой к Нему». - Ср из дневников 18-ого года о 1901 годе: «Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода, следил за ней и иногда провожал ее до Забалканского с Гагаринской — Литейной (конец ноября, начало декабря). Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал».
Ранее он писал: «Всё в облике одном предчувствую Тебя». Две сущности, но облик – один. Любимая и…
Ал. Блок. Из неотправленного письма:
«…продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности…)»
А у пресловутого воплощения голос, оказывается «серебристо-утомленный» и ходит она в черном закрытом платье, и скромное декольте прикрывает «нежная и полупрозрачная ткань».
И девушку эту можно уже – уже есть законное право! – ревновать… Только вот к Кому?
Или всё ещё нетерпимее: подробное описание впечатлений от нарядов дамы будет в другом знаменитом стихотворении, когда он… когда ему…
«…И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
…И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный
Смотрю за темную вуаль…
Озерки. 24 апреля 1906»
«…И каждый вечер, в час назначенный…»
«…Я каждый день издалека
Следил за ней, на всё готовый…»
То есть все эти шубки с серебристо-черным мехом – это зимние атрибуты Незнакомки…
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«…Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
И:
- «15 мая 1903. Петербург»… - Напомню: «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Но к Нему моя ревность, и страх мой к Нему». - Ревность - зд.: усердие, ревностное служение. Однако имеется и художественная "игра" названного и обыденного значения слова - "богоборческой" ревности к "неведомому" божественному сопернику. Страх - здесь: страх Божий. В письме к Л.Д. Менделеевой от 16(?) декабря 1902 г. Блок пишет, что он стремится услышать "ясный и близкий Страх Божий, запечатленный" в нем как "Её" "откровение", добавляя: "Только еще ( ... ) не смею взглянуть в лицо Тому, от Кого исходит этот Страх" .
- «... Но песни слагаю- я не знаю, Кому».- В письме к Л.Д. Менделеевой в день создания стихотворения (15 мая 1903 г.) Блок утверждал, что ее образ возникает "точно из какогото откровения, чисто религиозно, как "[греческий текст]" (неведомый бог - др.- греч.).
16 мая, посылая стихотворение Л.Д. Менделеевой, Блок приписывает: "И знаю гораздо больше, чем пишу и чем могу выразить- в стихах ли, в прозе ли".
Другие редакции и варианты
- «К Божеству или Демону - на Ваших устах (Тз, РГ АЛИ, ст. 10)- О двойственной природе "Ты" см. коммент. к стих. "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо ..."
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« - «... Но страшно мне: изменишь облик Ты ...» -- Предчувствие "изменения облика" "героини" (превращения "небесного" в момент его земного воплощения в "демоническое") Блок в дневнике 1918 г. (запись 30(17) августа) назвал "необыкновенно важным".
[
О "демоническом" в "изменении облика" у Блока ничего нет:
«Началось то, что "влюбленность" стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо. В первом стихотворении шахматовском это лицо приняло странный образ "Российской Венеры". Потом следуют необыкновенно важные "ворожбы" и "предчувствие изменения облика"».
]
В статье "О современном состоянии русского символизма" (1910) Блок связывает мотив с переходом к следующему периоду творчества- "антитезе" (скептическому отрицанию мистического идеала...
[
С моей точки зрения, теза - это следование пути, начертанным золотым мечом":
"В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", - и сквозь все миры доходит к нему вначале - лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки".
А антитеза:
"Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов - у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напевов, подобных цыганским песням. Если бы я писал картину, я бы изобразил переживание этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз.
Для этого момента характерна необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний. В лиловом сумраке нахлынувших миров уже все полно соответствий, хотя их законы совершенно иные, чем прежде, потому что нет уже золотого меча. Теперь, на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: "Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен".
Переживающий все это - уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов - тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий - аметист, четвертый - священного скарабея, крылатый глаз. Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое - себе самому на диво и на потеху; искомое - красавица кукла".
В период тезы Блок была цель, была его "купина", то есть призыв Господен к действию - Ты.
В период антитезы, раз до Тебя я путем погасшего "золотого меча" не докричаться, не пробиться не пробудить, он пытается того же добиться своими средствами - своей магией, своим творчеством. Но потом осознает, что в результате имеет "красавицу куклу".
И как следствие - опустошение и ирония. Ирония не над Тобой, а над собой - своими потугами на "теургию".
Кстати, об изменение имени. Скорее всего имя "Любовь" сменилось на имя "Мария".
]
...)но говорит, что "изменение облика" предчувствовалось уже в самом начале "тезы" (СС-8(5) . С. 428). Мотив связан с ощущением земного бытия как изменчивого и "неверного"[последнее тоже - т.з. Редакции, а не Блока].
»
Свидетельство о публикации №219092000824