О новых прочтениях старой драматургии

Начну с общеизвестного.
Увечье, умышленно причинённое человеку, - это преступление, за которым следует наказание – по законам, принятым во всех цивилизованных странах.
Порча чужого имущества тоже преследуется по закону.
Тем более порча произведений искусства. Недавний пример – два с половиной года тюрьмы, прописанные судом Игорю Подпорину за серьёзные ранения, которые он нанёс картине Репина «Иван Грозный и его сын».
Говоря обобщённо, за повреждение памятников искусства и культуры виновники подлежат уголовному наказанию. Но есть исключения.
Классическую драматургию можно калечить совершенно безнаказанно, хотя это такие же произведения искусства, как полотна знаменитых художников и статуи выдающихся скульпторов.
Примеры?! Да сколько угодно!
Вот сценка из телеспектакля «Дядя Ваня». Бедного дядю Ваню превращают в слепца, которого окружающие просвещают, обещая грядущее «небо в алмазах».  И режиссёр горд своей творческой находкой!
Неужто столь примитивная символика соответствует деликатной, чуждой всякой прямолинейности стилистике Чехова?!
Его пьеса – это, разумеется, произведение искусства, но причинённое ему увечье осталось просто незамеченным.
Такая же горькая участь постигает десятки классических пьес в сотнях и тысячах спектаклей.
Режиссёры -«новаторы» по собственному хотению запросто меняют интерьеры спектаклей, предусмотренные драматургом, переиначивают характеры персонажей, то же самое делают с предметами исторического времени и эмоциональной атмосферой драмы или комедии.
Так в театре им. А.С. Пушкина Гоголевский «Ревизор» был поставлен в сугубо сумрачных тонах. Всё колоритно смешное превратилось в трагически чёрное. Хлестаков предстал мрачным и тяжёлым типом. Какой уж тут юмор, какой уж тут смех! После первого же акта я спешно спасся бегством.
Такая режиссура ныне именуется «новым прочтением» пьесы. Театральные перекройщики не успокоились на достигнутом и победно реализовали постмодерновую идею «осовременивания» старой классической драматургии. Ух, как разгулялась на воле авангардистская фантазия!
Режиссёры-насильники, пардон, новаторы охотно идут навстречу самым неизменным вкусом и вольно или невольно всячески их поощряют.
Прошу заметь, «осовремениванию» и «новому прочтению» подвергаются прежде всего именно великие произведения драматургии. Современные опусы не столь заманчивы для «новаторов». Как вы думаете, почему? Догадаться не сложно. Разгадка в моём кратком обращении к таким «новаторам»:
Так по-лакейски на запятках
Проехать в славу тащитесь вы!
Как же, как же! «Я – и Шекспир! Я – и Грибоедов! Я – и Гоголь!»
Режиссёры-исказители, а также их поклонники могут мне возразить: «Разве можно запрещать интерпретацию пьес?! Наше кредо – свобода творчества!»
Отвечаю: «Свобода всегда имеет свои границы. Свобода без берегов – это произвол, а он неизбежно разрушителен. Свобода режиссёрской интерпретации ограничивается замыслом и стилисткой драматурга. Ваши «осовременивания» искажают не только облик, но и самоё смысл классической драматургии».
За порчу пьесы должно наказывать так же, как за порчу картин и статуй. Однако соответствующего закона не существует.
Думаю, это упущение с его тяжёлыми последствиями произошло потому, что ни драматурги, ни юристы прошлого, не встречавшие в жизни ничего подобного, никак не могли даже вообразить той по-большевистски бессовестной наглости, с какой режиссёры будущего примутся «осовременивать» их комедии и трагедии.
Насколько мне известно, начало режиссёрским «новациям» положил насильник по натуре неутомимо изобретательный Всеволод Мейерхольд, закономерно ставший комиссаром с маузером на боку. Его последователи, и одарённые и бездарные, пошли гораздо дальше учителя в своих исказительных новациях.
В своём новаторстве его правнуки пошли куда дальше. Вслед за «новым прочтением» был выдвинут и реализован лозунг «осовременивания» старых классиков. Выглядит оно примерно так: замоскворецкие купцы Островского расхаживают по сцене в дырявых джинсах, а дамы в бикини. И почему бы шекспировских героев не раздеть до нага?! Гуляй, новаторы! Ломать – не строить! Давай полную волю хулиганскому воображению! Что в результате? Зрителя лишают возможности узнать не только одеяния, но и весь образ жизни людей далёкого прошлого, особенности их мышления и выражения чувств. а ведь это важнейшее достоинство прошлого искусства.
Нынешние режиссёрские «новые прочтения» и «осовременивания» потакают плебейским вкусам публики и усугубляют их. Вместо того, чтобы утончать и возвышать! Глядя на драмы и трагедии почтеннейшая публика от души развлекается, забавляется, потешается. Полный аншлаг обеспечен!
И некому защитить от исказителей осиротевшие детища классиков!
Господи, хотя бы Ты остановил разрушительную деятельность большевиков от режиссуры!
Август 2019 г.


Рецензии