Блок. Когда я стал дряхлеть и стынуть... Прочтение

41. «Когда я стал дряхлеть и стынуть…»


                Когда я стал дряхлеть и стынуть,
                Поэт, привыкший к сединам,
                Мне захотелось отодвинуть
                Конец, сужденный старикам.
                И я опять, больной и хилый,
                Ищу счастливую звезду.
                Какой-то образ, прежде милый,
                Мне снится в старческом бреду,
                Быть может, память изменила,
                Но я не верю в эту ложь,
                И ничего не пробудила
                Сия пленительная дрожь.
                Все эти россказни далече —
                Они пленяли с юных лет,
                Но старость мне согнула плечи,
                И мне смешно, что я поэт…
                Устал я верить жалким книгам
                Таких же розовых глупцов!
                Проклятье снам! Проклятье мигам
                Моих пророческих стихов!
                Наедине с самим собою
                Дряхлею, сохну, душит злость,
                И я морщинистой рукою
                С усильем поднимаю трость…
                Кому поверить? С кем мириться?
                Врачи, поэты и попы…
                Ах, если б мог я научиться
                Бессмертной пошлости толпы!
                4 июня 1903. Bad Nauheim


     Из биографии: «25 мая Блок и Любовь Дмитриевна обручились, а 17 августа в Боблове состоялась свадьба».
     То есть 25 мая Блок обручился, а 4 июня оказался в Германии на водах, в Бэд Наухейме.

Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
     В «Стихах о Прекрасной Даме» дата и место указано у стихов о мистических прозрениях. Но даже в период Мистического лета 901 года таковые не следуют подряд на протяжении месяца с лишним. (4 июня 1903. Bad Nauheim  – Июль 1903. С. Шахматово). Так что здесь «Bad Nauheim» указывает, я думаю не на исключительность, а именно на географию написания.

     Bad Nauheim –  город для Блока особенный. Здесь в 1897 году он встретился с К.М.С.(адовской). 17-летний мальчик начал ухаживать за 35-летней дамой, а та, сначала приняв его ухаживания с долей юмора, потом, очевидно, подумала: «А почему бы и нет?», и стала его первой женщиной. Но, что для зрелой дамы поначалу было  хиханьками-хаханьями, для юного поэта стало шоком. И он на десятилетия уверился, что секс – это нечто постыдное, грязно-сладкое, притягательно-срамное.

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе.»:
     «…и только ослепительная, солнечная жизнерадостность Кармен [1914 г.] победила все травмы и только с ней узнал Блок желанный синтез и той и другой любви». 
     И вот он сразу после обручения, накануне свадьбы снова здесь. И что же он чувствует меж обручением и свадьбой? Он чувствует себя глубоким стариком.


Рецензии