Батаки - Принадлежность к Клану Марга

Общество батаков формировалось у плоскогорья на территории озера Тоба тысячи лет в поселениях «хута» (huta), напоминающие деревню, но более обширные по территории, поэтому из поколения в поколения передавались исконные традиции, которые в незначительной мере поддавались влияниям из вне, например, со стороны Индии и индуизма (нач. 2 века н.э.) сохранившиеся в письменности знаки зодиака, дни недели, т.д. Таким образом, батаки выстроили свою систему ценностей своего народа, идентичность и независимость как этнической группы.

По своей натуре общество батаков достаточно открытое и маневренное, так как представители извлекали плюсы из внешнего влияния во благо развития и укоренения культуры батаков на территории Северная Суматра. Такой способ к жизни путем адаптации и интеграции новых влияний в свой домашний контекст характеризует батаков как очень патриотичных, то есть быть вовлеченными в развитие своей страны Индонезии сегодняшнего дня, стремящихся к свободе и независимости. Это также помогает культуре жить и развиваться.


«Принадлежать к одному "желудку"» :

Коллективизм общинного строя, который со временем развивался на основе тесной взаимосвязи кланов, привел батаков к такому чувству как «бермарга» (bermarga), то есть «иметь марга» или «относится к своему конкретному клану марга». В восприятии батаков – это понимается как «сабутуха» (sabutuha), что дословно означает «относить себя к одному «желудку»», то есть к одной генеалогической клановой ветке. Согласно народности, марга батаков произошел от Си Раджа Батака (Si Raja Batak), генеалогическое древо которого можно увидеть на фото выше. Оно является исторически первым древом марга тоба-батаков. Современное древо марга по отцовской линии есть у каждого батака в доме.

Народность тоба-батаков, например, относится к распадающемуся общинно-родовому строю, сформированного на пережитках отцовского рода. Тоба-батаки насчитывают 19 марга, то есть группы или поколения предков внутри этнической группы тоба. Такое количество марга образовывается благодаря разделению марга и приобщению других представителей к клану (ранее племени) марга.


Пути развития и расширения марга:

Как традиция марга начинала формироваться в 13-м веке, причем происходило это постепенно и поэтапно. Людей не принуждали относить себя к той или иной марга, а происходило это естественным путем. Существует основные способы присоединения к племени, чтобы стать частью общинной марга:

1. Первый и самый распространенный – принадлежать к какой-либо конкретной марга по генеалогической (родословной) линии, а не обязательно биологической. Стоит заметить, что, если человек с фамилией Панджаитан (Panjaitan) встречает другого человека с такой же фамилией, то это не значит, что они кровные родственники, они всего лишь относятся к разным кланам одной марга.

2. Принятие в племя путем усыновления.

3. Принятие внебрачного ребенка или ребенка супруги/супруга.

4. Благодаря объединяющим марга особым церемониям и ритуалам.

5. Путем общения людей из одной марга, но на других территориях. К примеру, при переездах в другой город батакам довольно просто найти поддержку от совершенно незнакомых людей, но которые принадлежат к этой же марга. Батаки воспринимают это как встретить свою сестру или брата (как например в Индонезии христиане встречают братьев и сестер из одной церкви в любом городе страны). Девушек из одной марга называют «ито» (ito), а парней – «абанг» (abang) или «аппара» (appara).

6. Экзогамия также играет роль в развитии марга: когда брак осуществлялся за пределами племени, тем самым создавая новую марга. Интересно, но батакам, принадлежащим к одной марга, нельзя создавать браки.

Батаки верят, что браки людей из одной марга принесут несчастье. И это в действительности так, потому что батаки очень суеверны и особенно верят в духов, наличие которых можно проследить как в народной музыке, так и ритуальных танцах, например, си гале-гале.

Но, здесь есть нюанс: парень-батак с фамилией, например, Панджаитан (Panjaitan) не может жениться на девушке с такой же фамилией, что значит, она тоже принадлежит к племени Панджаитан. Но если мать парня принадлежит к племени «Ситорус» (Sitorus), а сам парень Панджаитан, то парень может жениться на девушке, тоже принадлежащей к клану «Ситорус». Такое отличие в марга внутри одной семьи заключается в традиции придерживаться клана марга своего отца. Таким образом, мать парня с марга Панджаитан придерживается марга своего отца, то есть марга Ситорус.

Роль (самого старшего) сына в семье очень велика, он автоматически занимает роль своего отца (особенно после его смерти) для своей матери и всех младших братьев и сестер. Он помогает материально и заботится об образовании детей своих младших родственников, даже если братья и сестры уже создали свои семьи. Обычно семьи батаков очень большие и насчитывают около 6-7 детей в одной семье.


«Какая у тебя фамилия?» :

Подытожив, следует сказать, что марга означает родословную потомства батака. Для народа батака клан марга указывает на его принадлежность и на то, из какой семьи походит человек, поэтому, встретив батака, не забудьте спросить у него «Апа марга му?» (Apa marga mu?), что в переводе значит «Какая у тебя фамилия?», тем самым становится понятно, к какой марга принадлежит человек.




Фото: Первое генеалогическое древо марга тоба-батаков. /siraitjonson.wordpress.com./


Рецензии