Загадка альтруизма старая версия

 
До сих пор приходится слышать, что альтруизм не мог появиться естественным путем, без прямого божественного вмешательства, потому что он противоречит интересам человека и должен бы быть удален естественным отбором. А само его наличие опровергает теорию Дарвина.

Говорящие это не читали Дарвина. Дарвин предусмотрел все возражения на свою теорию и ответил на них прежде, чем они были высказаны. (Только на одно возражение он не смог ответить; смог бы легко, если бы знал об опытах Менделя; возражение состояло в том, что случайно возникший полезный признак в следующем поколении будет присутствовать ослабленным вдвое, а через несколько поколений сойдет на нет.)

Дарвин приводит примеры альтруистического поведения у разных животных, не только у людей. На первый взгляд действительно склонность к такому поведению, особенно к самопожертвованию должна отсекаться отбором: слишком велика вероятность, что альтруист не успеет оставить потомства, или оставит меньше, или не сможет защитить своих потомков, потому что рано погибнет. Конечно, сотрудничество обычно всем выгоднее, чем вражда, альтруизм вовсе не противоположен эгоизму (правда, выгоднее всего быть эгоистом окруженным альтруистами - обстоятельство, нередко толкающее к предательству и тем подрывающее сотрудничество на всех уровнях - от микроба до человека); но это урезанный альтруизм, не требующий самопожертвования; а откуда же взялся настоящий, полный альтруизм? На это указал уже сам Дарвин: альтруистическое поведение, хоть и не способствует выживанию индивида, способствует выживанию популяции. Естественный отбор удаляет альтруистов, но он же может удалять популяции, в которых нет альтруизма.

Возникает однако вопрос: а не исчезнут ли альтруисты раньше, чем безальтруистические популяции? Ну, если популяция состоит только из близких родственников, то гены погибшего альтруиста не погибнут, останутся в его родственниках. Если же альтруистическое поведение обусловлено в основном не генами, а традициями, то тем более: поведенческие модели, основанные на подражании, могут распространяться быстрее закрепленных генетически и распространяться не только среди близких родственников. Особенно же способствует альтруизму борьба между популяциями не на жизнь а на смерть: в такой борьбе популяции эгоистов могут гибнуть очень быстро. Правда, возрастающий в борьбе альтруизм довольно своеобразный - сочетает любовь к "своим" с еще большей ненавистью к "чужим".

* * *

Ю.Фридман обратила мое внимание на совсем иной очень эффективный механизм распространения альтруизма. Собственно, она писала не об альтруизме, а о влиянии микробов на поведение зараженного ими человека: если изменение поведения зараженного способствует распространению заразы, то ее возбудитель будет распространяться - естественный отбор подхватывает и усиливает способность микробов к зомбированию. Примеры такого зомбирования хорошо известны: самый известный - бешенство; другой пример: кашель и чихание, возникшие, чтобы освобождать дыхательные пути от пыли, не могут освободить их от размножившихся микробов, но микробы прекрасно научились раздражать кашлевой центр в интересах своего распространения. Ю.Фридман указала на менее бесспорный пример зомбирования: повышение температуры тела, приводящее к слабости больного, заставляет его родных и друзей ухаживать за ним и в результате заражаться самим; так что даже если повышение температуры способствует гибели микробов, оно в еще большей степени способствует их распространению, так что естественный отбор приводит к преобладанию болезней, вызывающих высокую температуру.

Врач А.Кулинченко тоже высказала предположение о зомбировании нас некоторыми болезнетворными микробами, передаваемыми воздушно-капельным путем: они побуждают нас стараться, заболев, побольше общаться с людьми, в частности, продолжать ходить на работу.

А давайте посмотрим, какое поведение человека полезно для микробов, живущих в его кишечнике (болезнетворных и особенно симбионтов). Некоторые выделяемые ими вещества всасываются в кровь, достигают нервных центров и эндокринных желез и тем самым влияют на поведение хозяина (потому что не могут все эти вещества оказаться совершенно безразличными). Если мутация хоть чуть-чуть усилит воздействие на поведение хозяина в направлении полезном для распространения микроба - естественный отбор подхватит такую мутацию. Конечно, если это изменение вредно для хозяина, то хозяева будут чаще умирать, что может положить предел распространению мутации; но если это изменение полезно для хозяев или хотя бы не сильно вредно - мутация закрепится.

Довольно очевидно, что распространению микроба больше всего способствует гостеприимство, хлебосольство человека, в кишечнике которого он живет, склонность угощать гостя, особенно странника (у соседей-то и так микрофлора более-менее одинаковая). Так что хотя бы некоторые микробы должны были научиться выделять вещества, включающие у хозяина желание накормить (изначально включаемое гормонами, связанными с родительским инстинктом); да и вещества, подавляющие агрессию (ведь убитый странник не сможет разнести по миру заинтересованных в этом микробов).

Гены у эукариот (за некоторыми экзотическими исключениями) не распространяются горизонтально, а только от родителей к детям; а культура, традиции - распространяются. Вероятно, именно поэтому альтруизм (и другие инстинкты, полезные для популяции, но не для индивида) закреплен в основном не в генах, а в культуре: иначе естественный отбор мог бы устранить альтруистов быстрее, чем обладающая ими популяция получила бы от них существенные преимущества. Но кишечная микрофлора как раз распространяется горизонтально; так что можно предположить, что именно в генах обитающих в нас микробов закреплены многие социальные инстинкты, в том числе альтруизм - все-таки гены работают надежнее, чем культура.

В общем, представляется более чем правдоподобным, что альтруизм (причем не только в отношении к "ближним", но и в отношении к "дальним") поддерживается биологически активными веществами, выделяемыми кишечной палочкой. Подтвердить это могло бы обнаружение мизантропии у страдающих теми или иными заболеваниями жкт, особенно дисбактериозами. А если бы удалось выяснить, какая пища способствует размножению микробов, провоцирующих альтруизм, это можно было бы использовать для усиления пацифизма.

(Опубликовано в Живом Журнале 14 сентября 2019)
Новую версию этого текста см.: http://proza.ru/2020/12/14/1572


Рецензии
Это в самом деле научная гипотеза.
В принципе, проверяемая.
Жаль, если на нее не обратят внимания специалисты...

Фемистокл Манилов   14.06.2020 16:59     Заявить о нарушении
Вообще-то влияние микрофлоры на психику отмечалось многократно.
Так что душа точно не заключена в мозгу, но и в кишечнике;
и точно определяется не только нашими генами, но и генами живущих в кишечнике микробов
(ну и вообще конечно не только генами).
Причем эти гены гораздо легче переносятся горизонтально, чем собственно наши гены (не переносящиеся горизонтально практически никогда, хотя единичные факты такого рода все же обнаружены - переноса вирусами, внедрившимися в половые клетки).
Так что очень бы интересно разобраться в том, как микрофлора кишечника гармонизирует социальную жизнь.
Не только способствуя распространению любви к ближнему и на дальних,
но и, скажем, способствуя сглаживанию различий привычек супругов.

Наверное, до неолитической революции этот механизм распространения альтруизма не работал:
жизнь была настолько голодной, что, племя, переставшее есть странников, а наоборот кормящее их, вымирало с голоду;
но когда жить стали чуть богаче, когда появились кое-какие запасы, такое странное поведение (не есть странника, а угостить) стало очень полезно племени, если и у соседних племен такая мода завелась -
потому что она способствовала развитию торговли,
а торговля могла спасти от голода, и спасала
(как сыновья Иакова покупали в голодный год хлеб у египтян за серебро).

Илья Миклашевский   28.06.2020 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.