Что полезно знать о своём организме. Ч III

Начало: http://www.proza.ru/2019/10/12/563
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/12/561

Выше я привёл лишь небольшую часть доказательств того, что человек возник как растениеядное животное. В его обмене веществ отсутствовал и до сих пор отсутствует синтез большого числа жизненно важных компонентов, которые он без проблем получал из растительной пищи миллионы лет назад. Эволюция отторгает любую лишнюю нагрузку на обмен веществ. Всё, без чего можно обойтись, быстро исчезает из обмена веществ и не восстанавливается. Очень смешно выглядит борьба мошенников от фармахимии с холестерином. Холестерин синтезируется в организме человека с помощью сотни последовательных реакций. Эта последовательность сохраняется в связи с важнейшей ролью холестерина в обмене веществ человека и скрупулёзно воспроизводится (https://systemity.livejournal.com/3651270.html).

Со времени появления древнейшего предка человека сменилось приблизительно четверть миллиона поколений. За это время так и не восстановился в метаболизме синтез большого числа веществ растительного происхождения, в отсутствии которых жизнь человека абсолютно невозможна. Со временем человечество научилось охоте на животных, научилось рыболовству, возникло скотоводство и молочное хозяйство. Многие вещества растительного происхождения начали поступать в виде пищи из мяса, рыбы, молока. Но в своей основе обмен веществ оставался таким, каким он был свойственнен древнейшим растениеядным предкам человека.

Всё это объясняется тем, что биохимия, физиология и анатомия человека представляют собой космическое многообразие функциональных систем, которое, как правило, не допускает возможность даже небольших изменений в системе взаимодействий. Но если в отсутствии каких-то компонентов эти системы продолжают успешно работать, то адаптировавшийся к отсутствию этих компонентов организм получает эволюционное преимущество, делающим бессмысленным восстановление status quo. Эволюция редко придумывает новое, она в основном занимается удалением лишнего. Есть множество вторичных факторов обмена веществ, которые могут варьировать от человека к человеку. Есть первичные, основные закономерности, изменения и нарушения которых несовместимы с жизнью. Есть вторичные, которые могут вызывать мало- или сильно заметные отклонения от нормы. Часто знание элементарных основ эволюционной биологии позволяет людям без большого напряжения соблюдать рациональный режим понимания и поддержания своего здоровья.

Чрезвычайно полезно понимать роль кальция и магния в обмене веществ. Эти два элемента являются выраженными антагонистами. Без магния не происходит синтез аденозинтрифосфата (АТФ), являющегося поставщиком энергии ко всем реагирующим молекулам живого организма индивидуально. Этой особенностью биология кардинально отличается от химии и физики, где энергия к взаимодействующим частям и молекулам поставляется путём нагревания всей системы, а не к каждой реагирующей молекуле отдельно с помощью АТФ (http://www.proza.ru/2018/09/08/378). Магний содержится в любой растительной пище в качестве компонента молекул хлорофилла. Без магния нет жизни, но при избытке поступления магния организм легко выводит его с мочой. Кальций играет большую структурную и функциональную роль, участвует в сокращении мышц, он содержится в любой пище. Если нормальное поступление кальция и магния в организм человека соответствует Ca/Mg=1.4 - 2.0, то в молоке это соотношение равно 10-11. В отличие от магния избыток кальция опасен, поскольку со многими органическими анионами и с фосфатами он образует нерастворимые соединения, отлагающиеся в виде т.н. камней, конгрементов. Известно, что мочекаменной болезнью страдают около 200 млн человек в мире.

В течение последних 70 лет врачи заметных успехов "лечили" хрупкость костей диетой с большим количеством кальция, и только недавно до медицинской общественности стало постепенно доходить, что лечить нужно было магнием (+ витамин С), который играет большую роль в поддержании стабильности костной ткани. Дело в том, что изначально главной ролью открытого в 1922 году витамина D считалось поддержание гомеостаза кальция и костей, поскольку при его недостатке развивался рахит у детей. Слабо знакомые с биологией медицинские профессионалы путали рахит у детей с остеопорозом у взрослых. Они просто забыли о том, что ребенок – вовсе не уменьшенная копия взрослого, а гораздо более хрупкое, развивающееся существо. В скелете ребенка много хрящевой ткани, гораздо менее прочной, чем кость. Шейные позвонки плоские, состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом. Хрящи замещаются костной тканью только к 3 годам. Именно по этой причине в материнском молоке человека и животных содержится очень высокое по отношению к магнию количество кальция. По достижении определенного возраста этот избыток становится и лишним, и в существенной степени даже опасным.

У взрослого человека хрящи превращаются в костную ткань, и организм перестаёт нуждаться в повышенном количестве кальция. Оговорюсь, что существует высокая степень непонимания того, в какой количестве витамина D человек нуждается. Современным медикам почему-то не приходит в голову, что повышенное количество витамина D нужно людям, которые много потребляют молочных продуктов, а некоторые даже пьют молоко, которое предназначено для младенцев, а вовсе не для взрослых. До начало развития животноводства и возникновения молочного хозяйства предположительно в бронзовом веке ребёнок, оторванный от груди, переходил на питание растительной пищей и таким образом у него восстанавливался необходимый паритет кальция и магния. Очень важно понимать, что эволюция создала условия для того, чтобы потребление молока ограничивалось периодом грудного вскармливания (кстати не только у человека, но и у животных), поскольку избыток кальция по отношению к магнию чреват многими заболеваниями.

Как известно, многие взрослые люди по сей день не могут пить молоко из-за содержащегося в молоке человка и животных углевода лактозы (дисахарид глюкозы и галактозы). Большинство таких живёт в Китае и вообще Юго-Восточной Азии, в Средней Азии, в Африке. В детстве они ещё могут нормально усваивать материнское молоко, но по мере взросления у них становится мало фермента лактазы, расщепляющего лактозу, и из-за неперевариваемости лактозы у них могут начаться серьёзные проблемы с кишечником. С развитием молочного хозяйства и технологией получения молочных продуктов, в которых бОльшая часть лактозы сбраживается, человечество постепенно перешло, фигурально говоря, на грудное вскармливание, отрицательные последствия которого в виде излишнего поступления в организм кальция - антагониста магния - почему-то никому в голову не приходят. Многие болезненные состояния, которые активно лечатся сегодня лекарственными препаратами, являются всего лишь результатом избытка поступления с пищей кальция в сравнении с магнием и легко излечиваются приёмом препаратов магния.

Эволюция придумала простой способ регуляции поведения кальция с помощью провитаминов группы D, синтезируемых из холестерина. Провитамины группы D - (холекальциферол, эргокальциферол, ситокальциферол, 2,2-дигидроэргокальциферол и другие) обеспечивают всасывания кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике. Холекальциферол (витамин D3) синтезируется у человека в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а также поступает в организм человека с пищей. Эргокальциферол (витамин D2) может поступать только с пищей. Провитамины D в почках превращаются в кальцитриол, который контролирует обмен кальция. В клетках кишечника он индуцирует синтез Са++-переносящих белков, которые обеспечивают всасывание ионов кальция и фосфатов из полости кишечника в эпителиальную клетку кишечника и далее транспорт из клетки в кровь против концентрационного градиента на мембранах кишечника. В почках кальцитриол стимулирует реабсорбцию ионов кальция и фосфатов. При низкой же концентрации ионов кальция кальцитриол способствует вымыванию кальция из костной ткани. Проще говоря, свободные ионы кальция связываются в биологических жидкостях с чем попало, образуют нерастворимые вещества. "Обузданный" с помощью кальцитриола кальций элегантно доставляется в места его потребления без риска выпасть в нерастворимый осадок.

Витамин D в больших количествах встречается в основном в рыбных продуктах. Чтобы получить 400 IU витамина D, нужно ежедневно съедать около 150 г лососины. Встречается он в сливочном масле, сыре, в яичном желтке, в икре. В 100 г куриного желтка содержится 300 IU витамина D3, в 100 г печени трески - 15 тысяч IU D3, а в 100 граммах печени палтуса - 100 тысяч IU. Почему в рыбных продуктах такое повышенное содержание витамина D3, нигде почему-то не объясняется, хотя причина этого явления весьма прост. На литр морской воды приходится 10.8 г натрия, 1.3 г магния, по 0.4 г кальция и калия. Магний весьма востребован для производства АТФ, он сразу же пускается в дело, натрий и калий не образуют нерастворимых в воде солей, а кальций может забить солями печень и почки рыб. Именно по этой причине для жизнедеятельности в морской воде рыбам понадобилась мощная система синтеза D3 из холестерина как защита от кальция, который в отсутствие кальцитриола, что хочет, то и делает.

Синтез витамина D в коже под влиянием ультрафиолета был простым и элегантным способом организации упорядоченного распространения кальция в организме человека в те времена, когда его древнейшие предшественники жили 10-15 лет. Будучи сугубо растениеядными они не имели иных возможностей получения витаминов группы D. Сегодня, когда во многих странах продолжительность жизни порядка восьмидесяти лет, эти древние разработки Природы по доставке витамина D в организм человека практически не работают. И дело не только в том, что в отличие от древних предков людя появляются на природе в основном одетыми, у современных людей потребность в витамине D намного выше тех количеств, которые они получают от солнечного освещения и из пищи. В наши времена дефицитными по витамину D являются в основном жители таких солнечных стран, как, например, Индия и Пакистан. В Аризоне, где солнце светит круглый год, две трети взрослого населения дефицитны по витамину D.

Но вернёмся к нашим древним предкам. Пока что никто не обнаруживал, чтобы современные человекообразные обезьяны в дикой природе использовали бы удочки или сети для ловли рыбы или гонялись за слонами с пиками, на конце которых были бы закреплены острые кремнёвые лезвия. А ведь на ранней стадии очеловечения мутант человекообразных обезьян имел примерно такой же интеллект, как у современных человекообразных обезьян. Более того. Шимпанзе эволюционировали намного активнее человека. Так утверждают Цзяньчжи Чжан и его коллеги из Мичиганского университета, которые проанализировали в ДНК почти 14 тысяч кодирующих генов, разделяемых шимпанзе и людьми (http://www.membrana.ru/particle/11370).

Становление вида хомо сапиенс и прочих высших приматов, неразрывно связано с одним из трёх древнейших приматов, называемым дриопитеком. Обитали дриопитеки, как видно из названия, на деревьях. Вообще-то кандидатов на роль предшественника человека и человекообразных обезьян несколько. Например, Pliobates cataloniae, недавно обнаруженный в Испании предшественник гоминидов. Все эти прапрапредки человека были приспособлены для жизни на деревьях, предположительно, основой их рациона были фрукты и ягоды. Это предположение исходит из того, что найденные коренные зубы, принадлежащие этим приматам, имели очень тонкий слой эмали. Название "дриопитек" (Dryopithecus) происходит от слова "дрио" - дерево, к которому было добавлено слово "питек" - обезьяна. Иными словами, это была обезьяна обитавшая преимущественно на деревьях. Существовали дриопитеки в эпоху миоцена, приблизительно девять-двенадцать миллионов лет назад. Предположительно, в род дриопитеков входит и общий для людей, горилл и шимпанзе предок.

Желанию людей выделится, стать знаменитыми, заработать деньги цивилизация обязана многими положительными достижениями. Но только в тех случаях, когда это желание сочеталось с относительно понятной людям областью знания. Но в ряде областей жизнедеятельности человека активные выскочки из народа могут наносить непоправимый вред человечеству. Очень часто бедовыми выскочками по понятным причина являются диетологи. Известно немало открытий, апологеты которых платили долго незаживающими болезнями и преждевременными отправками в мир иной. Одним из последних "открытий" диетологов является так называемая кето-диета. На эту тему я напишу отдельно большую статью. Кетодиетчики утверждают, что глюкозу потреблять очень плохо, а вот объедаться жиром - самое то.

Глюкозу потреблять действительно плохо, а вот потреблять крахмал - полимер глюкозы - не только хорошо, а просто необходимо. В семенах многих растений содержание крахмала доходит до 70-80%%. Прапрапредки человека абсолютно не были знакомы с жирами, тем более, с животными жирами, энергию они получали из растительного крахмала. Именно поэтому основным источником энергии в организме современного человека исторически является глюкоза, которая в огромном количестве тратится в процессе сна и сновидений. Глюкоза из крахмала превращается в полимер глюкозы - гликоген, который накапливается в основном в печени и тратится по мере необходимости.

(Окончание следует)


Рецензии