Немного о соционике

      СОЦИОНИКА – неакадемическое направление психологии, точнее информационный психоанализ. Изучает типы информационного метаболизма, инфо-обмен между разными типами психики людей.

      Структурное оформление, четкая классификация соционики делает ее удобной для понимания и применения.

      Архитектуру научного здания «соционика», как совокупности знаний о внешних и внутренних проявлениях психики человека представляют в виде Системы Систем, т.е. соционика рассекает весь объем психики человека множеством плоскостей.

      С каждый новым рассечением выстраивается и новая система дифференциальных признаков личности. Удовлетворительно изучен пока только один срез, а именно тот, который называют базисом Карла Юнга.

      Есть два основных способа принятия решений: логический и этический.

     «Этический» - это чувственный склад ума, отличается от логического типа способом принятия решений, в основном через эмоции, симпатии-антипатии, личные пристрастия, которые вызывает у самого человека данная ситуация или люди. В народе это называется «жить чувствами» или иначе - «сердцем».
     Этих людей еще можно для точности называть эмоционалами.    

    "ЭТИКА"  В СОЦИОНИКЕ - функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает информацию по принципу – «добро-зло», хорошо-плохо, красиво-некрасиво, душевно-бездушно, честно-нечестно, нравится - не нравится.
    Эти люди очень оценочны, легко бросаются словами типа: «я люблю» или «я ненавижу», «это подлец» или «это герой»…
 
    Сфера интересов этиков – человек и человеческие взаимоотношения, мир чувств: любовь-ненависть, добро-зло.
    Им очень мало интересны абстрактные идеи, теории и системы, им куда ближе мир человеческих переживаний, чувств и взаимоотношений.

    Интеллектуально  и духовно развитые этики часто гуманисты, отстаивают идеалы добра и милосердия.
    В худшем случае из людей этого типа получаются ловкие интриганы, умело манипулирующие человеческими эмоциями, и сплетники, любящие посудачить о личной жизни других.
   Жестокость этиков (если уж возникает) возникает от избытка эмоций, спонтанна и взрывообразна, порой утонченна, но не рассчетлива.
   В добрых порывах они также спонтанны и не рассчетливы, всё у них делается "от души", и добро и зло.
   
    Этики уважают людей, которых с почтением называют «умными», но под «умом» они в первую очередь имеют в виду отделенное от личных пристрастий, чувств и эмоций последовательное мышление, прагматичность и лишь потом широту и энциклопедичность знаний.

    Анекдотическая «женская логика блондинки» есть выведенное в карикатурном свете мышление эмоционала, но... совершенно неразвитого интеллектуально.
    Этики предпочитают работу с людьми, с клиентами, рекламу, вопросы устройства праздничных мероприятий, воспитание детей, налаживание психологического климата в коллективе.

   А что же есть СОЦИОНИЧЕСКАЯ «ЛОГИКА»? Её часто путают с «умом» в принципе, что неправильно.  Это конечный способ принятия решений, умение абстрагироваться от эмоций, личных симпатий-антипатий.

   Причинно-следственные связи и их поиск  есть внутренняя динамическая структура формальной логики.

   Можно еще дать такое определение логики – свод правил по увязыванию чего-либо в имеющую смысл структуру.

   Установка по оперированию объективными данными в соответствии с постоянными, не зависящими от субъективного к ним отношения законами.

   В соционике «логикой» называется психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни. Логик оперирует понятиями – правильно-неправильно, разумно - глупо, система-хаос, целесообразно-нецелесообразно.

   Логики чаще предпочитают работу с цифрами, с техникой и документами,  чем с людьми.

  «Жестокости не существует, есть слабая идеологическая база» - это мышление анекдотического логика, где выводы доведены до абсурда.
   Неразвитый духовно логик в иных обстоятельствах может превратиться в холодного и жестокого человека, вполне искренне не замечающего чужих страданий.

   Логик умеет находить причинно-следственные связи событий, в обсуждении вопроса умеет абстрагироваться от личных эмоций, симпатий-антипатий, так «справедливо» не всегда синоним понятия «гуманно».
   Например: Французская революция закономерна и справедлива, хотя и негуманна в отношении «бывших господ».

   Людей этого типа мало интересуют человеческие переживания и страсти, им интереснее объективный предметный мир и общество, его устройство и система, они живут в мире абстрактных теорий и идей.

  Логик в этике ценит то, чего ему не хватает самому – теплоту и силу чувства, способность к активному сопереживанию.

  Книги писателей-этиков читают все: этикам их сюжеты близки, они с детства любят читать и смотреть «про любовь и отношения», логикам интересен мир чувств, в котором они разбираются слабо.

  Книги писателей-логиков читают главным образом люди того же типа, что и автор, для многих этиков их темы «слишком отвлеченны, стиль изложения слишком сух».

  В чем различие между типами?
  Например, история для этика предмет чисто гуманитарный, он видит в истории борьбу добра и зла, любовь и ненависть, взаимоотношения и интриги королей и придворных.
  Этик, даже умный и образованный человек, нередко может всерьез верить, что эти отношения правят миром, может верить, что лепет очередной королевской любовницы может изменить ход истории. Вспомним романы А. Дюма и пьесы Э. Радзинского, оба этики.

  Логик видит в истории закономерную смену политических формаций, экономических систем, идеологий, независящую от доброй или злой воли отдельных правителей и министров.

   Логик, способный легко абстрагироваться от эмоций, нередко кажется этику «бесчувственным и жестоким», а этик нередко в глазах логика выглядит излишне чувствительным, сентиментальным, алогичным, в крайнем случае даже глуповатым.

  В этом мире у этика и логика свои функции. Первый часто склонен смягчать резкости, даже жестокости безэмоциональных действий второго.
  Это два разных типа мышления и миропонимания, стоит сразу сказать, что никто из них не умнее и не выше, никто не глупее и не ниже, но различия между ними реальны.

  Этик часто склонен напоминать логику о том, что «справедливо» это не всегда «человечно» по отношению к кому-то, а следование лишь выгоде и целесообразности, часто влекут за собой бездушность и жестокость.

   Особенности реагирования этиков.
   Вспомним песню Е. Ваенги «Курю», там есть слова: «Ведь не важно, что ты сказал. Важно ведь не что, а как…» Этику тон часто важнее смысла слов.

   Или частный разговор. Вспомнили некоего Петрова.
   Вдруг один вставляет: «Я слышал, что он гомосексуалист.»
   Второй возмущен: «Не может быть, он отличный мужик и порядочный человек!»
   Теперь удивлен первый: «Я и не сказал, что он сволочь и непорядочный,  я сказал, что слышал о его ориентации». 

   Стиль общения разных психотипов.
   В общении люди-логики и этики заметно различаются. Логик в процессе мышления умеет абстрагироваться от личных эмоций и пристрастий, мышление этика всегда эмоционально окрашено.

   В споре логик спокойно аргументирует свои ответы, доказывает правоту, подбирая факты.
   Этик чаще с жаром уговаривает согласиться со своей точкой зрения, часто давит на эмоции: «Но это же ужасно! Ты бесчувственное чудовище!»

   Воспринимая информацию, логик ловит смысл, суть сообщения, этику зачастую важнее не что сказано, а как, каким тоном, с каким выражением.

   Приставания типа: «Ты меня любишь? Нет, не любишь, иначе сказал бы это другим тоном! А докажи, что любишь!» всё это из репертуара этиков, среди которых, принято считать, добрых две трети женщин.

   Лица логиков, независимо от пола, часто неулыбчивы,  малоэмоциональны, голос чаще ровный, монотонный.
   У этиков, также без различия пола, живая мимика, выразительный взгляд, богатая оттенками речь.

   Взгляд логика часто маловыразительный и бесстрастный, взгляд этика живо отражает их чувства.

  Этики в целом более приветливые, улыбчивые и смешливые, чем логики. По крайней мере внешне.  Они умеют красиво фотографироваться и позировать.

  Любовь, отношения, мир чувства – это сфера этического мышления. В этом они сильнее логиков, причем с ранних лет.
      
  Когда говорят, что «женщина выбирает мужчину», имеют в виду общепринятое убеждение, что среди женщин две трети этиков. 

   Этики живут яркой чувственной жизнью, с юности постоянно влюбляются, разочаровываются, любят и ненавидят, обычно люди этических типов рано вступают в брак и часто разводятся.
 
   Логики ищут в этиках именно недостающие им самим душевную теплоту и яркость чувств, умение искренне сочувствовать, этики ищут в логиках то, что  они сами называют «умом», а если быть более точным хладнокровие и последовательность в мышлении. Чувства логиков весьма поверхностны и не пронизывают их глубоко.

   Люди логических типов, как мужчины, так и женщины, не страдают влюбчивостью, они осторожны в области чувств и отношений, обычно весьма поздно вступают в брак.
   Их чувства куда менее ярки и выразительны, но зато более глубоки и длительны, чем у этиков. "Быстро влюбился" и "быстро разлюбил" это не про логические типы.

   Этики – «тёплые» люди, «генераторы» эмоций (как светлых, так и темных), от природы умеющие нравиться и строить отношения, «холодные» логики лишь отражают и возвращают обратно направленные на них теплые чувства.

                Приоритеты

   Логик(приоритет мысли)        Этик (приоритет чувства)
   Разум                «Сердце»
   Мысль                Чувство
   Правильно-неправильно               Хорошо-плохо
   Разумно-глупо                Гуманно-негуманно
   Содержание                Форма
   Потребность                Желание
   Права-обязанности                Моральные нормы
   Наука                Религия, верования
   Бесстрастность                Эмоциональность
   Закон                Обычай
   Заслуживает доверия                Нравится
   Доказать, обосновать            Убедить, уговорить, разжалобить
   Продумать                Прочувствовать
   Аргумент                Мнение
   Право                Мораль
   Эффективный                Эффектный
   

   Наиболее удачные профессии для социотипов. Названия типов условные, даны по известным историческим личностям, носителям этого типа или героям литературы:

   Группа «социалы» - этики-сенсорики.

   Дюма (СЭИ) – дизайн, кулинария, шитье, все виды деятельности, связанные с красотой и внешним видом. Сфера обслуживания.

   Гюго (ЭСЭ) – любая работа с детьми (воспитание, преподавание), дизайн, шоу (пение, танцы), все виды деятельности,  связанные с красотой и внешним видом. Сфера обслуживания.

   Драйзер (ЭСИ) – воспитание, преподавание, психология, медицина.

   Наполеон (СЭЭ) – реклама, маркетинг, налаживание контактов, продвижение чего-либо. Сфера обслуживания.

   Группа гуманитариев – этики-интуиты.

  Достоевский (ЭИИ) – религия, психология, история.

  Гамлет (ЭИЭ) – преподавание, литература, философия, психология, история, археология.

  Есенин (ИЭИ) – поэзия, литература, исскуство, история.

  Гексли (ИЭЭ) – работа с людьми, журналистика, реклама, психология, налаживание отношений, маркетинг.

  Среди этиков (сенсориков или интуитов) не менее 2/3 составляют женщины. Но не
 гендерный стереотип ли это? Об этом позже.

  Группа «сайентистов» (людей научно-исследовательского склада ума):

  Дон Кихот (ИЛЭ) – техника, программирование, математика, физика, переводы (письменные), журналистика, научные исследования.

  Робеспьер (ЛИИ) – философия, программирование, делопроизводство и учет, математика, физика, переводы, юриспруденция, системное администрирование.

  Бальзак (ИЛИ) – программирование, аналитика, физика, инженерия.

  Джек Лондон (ЛИЭ) – предпринимательство, экономика, финансовый анализ.

  Группа «управленцев» - логиков-сенсориков:

  Максим Горький (ЛСИ) – военная деятельность, законодательство, бухгалтерия, делопроизводство,  инженерное дело, архитектура.

  Габен (СЛИ) – техника, инженерное дело, физика, веб-дизайн, программирование.

 Маршал Жуков (СЛЭ) – военная деятельность, управление, гос.структуры, предпринимательство.

Штирлиц (ЛСЭ) – управление, инженерное дело, организация производственного процесса.

  Среди логиков (сенсориков или интуитов) не менее 2/3 составляют мужчины. И снова придется к теме гендерных стереотипов. По другим выкладкам, соотношение логиков и этиков среди обоих полов примерно 60/40. В чем причина таких значительных расхождений в результатах?

   Тысячелетние гендерные стереотипы жёстко поделили внутренний мир, личные качества и умственные способности людей строго по-половому признаку.
  Раздельно-половое воспитание веками преследовало цель воспитать разнополых детей чуждыми и во всем противоположными друг другу, не взирая на их природные личные качества. Добро, если личные качества детей были близки к тем, что диктуют стереотипы, а если нет?
  В рамках одного пола существует набор индивидуальных личных психологических вариаций, сразу оговоримся, это не касается ЛГБТ и т.п.
  Но патриархатные стереотипы игнорируют всякую индивидуальность и сводят всех мужчин и женщин к двум типам.
  Например, есть стереотипно женственная "блондинка-секси" или покорная мужскому доминированию домохозяйка, вся жизнь которой свелась к бесконечным родам и ублажению мужа, а есть девушка-снайпер Павличенко, была девушка Жанна д,Арк или Надежда Дурова, много их было.
  Все они физически женщины, а что у них вместе взятых общего с блондинистой дамочкой и домохозяйкой? Ровно ничего, ни в психологии, ни в жизненных целях и интересах, ни в типе мышления и уровне ай кью.
  То же касается и мужчин. Есть тип кабинетного интеллектуала, фанатика науки или большой политики, есть эмоциональный и тонко чувствующий поэт и художник, а есть физически очень сильный и тренированный воинственный тип, склонный к агрессии. И почему-то именно последний тип рисуется единственным "настоящим мужчиной"... Но, оставим пока эту тему...

  СЕНСОРИКОЙ  называется функция, обрабатывающая информацию о физических ощущениях, здоровье, комфорте, силе.
     Эти люди обычно очень практичны в отношении здоровья и быта, они умеют тонко разбираться в качестве продуктов, одежды, тонко чувствуют изменения в состоянии организма.
      Доверяют в основном физическим ощущениям, нежели какой-то «таинственной интуиции».

       Для сенсорика:  Главный источник информации – органы чувств, то, что в данный момент времени человек видит, слышит и физически ощущает. Это более «земной», чувственный человек, ценит физические удовольствия всех видов, комфорт. Практичен, мало склонен к долгим абстрактным размышлениям и фантазиям.
 
     Мужчина - «золотые руки» и женщина - рукодельница, "идеальная хозяюшка" скорее всего оба сенсорики. Именно у них лучше всего налаженный домашний быт.

      Сенсорик в мышлении часто более внимателен, лучше воспринимает информацию о конкретных явлениях «здесь и сейчас», о процессах, которые можно изучить визуально, осмотреть или ощупать.
 
    Взгляд сенсорика цепкий и внимательный к деталям чужой внешности, одежды, интерьера квартиры, улицы.

    Чтение книг, склонность к абстрактным размышлениям, увлечение компьютером в  понимании сенсорика может выглядеть «бездельем», иное дело вышивать, вязать (для женщин) или работать в гараже, на огороде, делать ремонт (для мужчин).

     СЕНСОРИКА – установка сознания, ориентированная на изучение материального мира.

    ИНТУИЦИЕЙ Карл Густав Юнг (ученик З.Фрейда) назвал функцию непосредственного восприятия реальности, собирающую частицы информации в целостную картину. Эти частицы настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

    ИНТУИЦИЯ подразумевает работу мысли на уровне подсознания, в сознание «выбрасывается» сразу готовый результат, отсюда у человека складывается впечатление, что он и не думал над проблемой, ответ «сам пришел откуда-то», например во сне.

    Из-за этой особенности мышления люди-сенсорики веками считали интуицию глупостью, мистикой, безосновательно приписали эту особенность исключительно женщинам.

    Интуит часто «отстранен» от собственного тела, его можно назвать «ходячей мыслью». Он часто плохо следит за здоровьем, долго способен игнорировать недомогание, увлекшись чем-либо забыть о еде, далеко не идеален в ведении хозяйства и т.п. Скорее мечтатель-идеалист, чем практик.
    Взгляд интуита часто рассеян, он легко улавливает общий смысл, но при этом может  игнорировать мелкие детали.

   Для человека-интуита информация поступает не только от органов чувств, а от иных источников в виде памяти, воображения, а главным образом от тех сигналов внешнего мира, которые оказались слабее порога сознания, но всё же были восприняты бессознательным на уровне предчувствий и «внезапных озарений».

   Интуит чаще в мире собственных мыслей, редко замечает бытовой дискомфорт, вообще мало озабочен «физиологической» стороной жизни (бурные любовные страсти,  гурманство в еде, потребность в роскоши – не его стихия, поэтому в глазах    сенсорика он либо аскет, либо неумелый и «безрукий», непробивной тип).

    Интуит пригоднее в работе, где надо думать, фантазировать, можно проявить творческий подход, чем на хозяйстве, именно про них чаще всего говорят «руки не оттуда растут», часто неловок и быстро утомляем, когда речь идет о физическом труде.

   Интуит лучше понимает абстрактные идеи и информацию, так как на это тратится куда меньше энергии мозга, нужно мыслить отвлечённо, но не изучать реальные предметы, интуиты кажутся гораздо более рассеянными, задумчивыми и «не от мира сего».
    Однообразный монотонный труд не самое подходящее занятие для интуита, человека, склонного к творчеству.

    Интуиция – установка сознания, ориентированная на изучение нематериального мира, абстракций.          

    Интуита отличает глубина мысли, сенсорика – скорость мышления, увы, быстрота усвоения информации в наше время ценится выше, чем глубина.

   Интуит более склонен к мистике, к религии, конкретному мышлению сенсорика ближе материализм и атеизм.

   Наиболее искренне религиозны этики-интуиты с их ослабленной логической функцией и наиболее укореняются на позициях материализма логики-сенсорики.
   Этики-интуиты чаще других типов становятся основателями сект и их последователями.

   Мышлению логика-интуита ближе религия, которая требует осмысления, поиска истины, а не слепой веры в ритуалы и обряды.

   Этика и сенсорика более древние функции психики, чем логика и интуиция. Из новых комбинаций чаще сцеплены между собой этика и интуиция, логика и сенсорика.
   Тип логиков-интуитов более редок в соционе, чем логики-сенсорики.      

                Приоритеты типов:
    Сенсорик                Интуит

    Практика                Теория
    Конкретика                Абстракция
    Пространство                Время
    Воплощение                Замысел
    Телесное                Духовное
    Практичность               Мечтательность
    Плотская страсть               Платоническая любовь
    Рационализация               Изобретение
    Уверенность                Сомнения
    Реальность                Возможность

      РАЦИОНАЛЬНОЕ – есть соотносящееся с разумом, информация обрабатывается с помощью логики или этики (два способа принятия решений). Рациональность – установка сознания на изучение, предварительную обработку полученной информации, ее осмысление или вчувствование. 

      ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – основано не на разуме, а на непосредственном восприятии, информацию обрабатывают интуиция и сенсорика.                Иррациональность – установка сознания на непосредственное восприятие полученной информации, без попытки ее обработки и осмысления.

      Тип этик-иррационал самый непредсказуемый и непоследовательный, легко меняет мнения и планы. Этот тип мышления и поведения традиционно ассоциируется с женщинами, хотя по данным соционики также нередко встречается и среди мужчин, особенно их, много среди творческих личностей, поэтов, художников.

                Приоритеты типов:
    Рационал              Иррационал

                Кому что ближе

   Систематичность   Импульсивность
   Планомерность   Спонтанность
   Постоянный           Изменчивый
   Закономерность         Случайность
   
   СОЦИОТИПЫ И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ:

    Наиболее «мужественными» условно считаются логические типы, наиболее «женственными» этические, но это деление крайне условно.
    Женщина-логик не становится мужеподобным гермафродитом, а мужчина-этик не становится непременно женоподобным.

    Но склад ума, безусловно, дает возможность женщине-логику понимать мышление мужчин так, как это не дано женскому этическому большинству, а мужчина-этик может так тонко понимать психологию женщин, как на это неспособно логическое мужское большинство.

     ИНТРОВЕРТ – человек, чье мышление направлено внутрь, склонный к размышлению и рефлексии, он не скучает и в одиночестве, его мысль всегда найдет себе интересное занятие, его часто считают «закрытым», говорит мало и по существу.
      
    ЭКСТРАВЕРТ – человек открытый, ориентированный во внешний мир, не на размышления, а на действия, на внешние объекты и переживания, часто человек разговорчивый и общительный, может даже «душа компании».

    Еще одна неупомянутая дихотомия.

    СТАТИК-ДИНАМИК.
 
    Статик человек малоподвижный в противоположность динамику. У статика первые морщины расположены гл.обр.вертикально, меж бровей, у переносицы. У динамиков они образуются гл.обр.горизонтальные, на лбу.

    Часто встречающиеся физические особенности разных типов:

    Интуиты чаще всего люди тонкокостные, что заметно, даже если человек заметно располнел.
    Сенсориков обычно отличает широкая кость, они кажутся крупными, даже не имея лишнего веса. Они значительно выносливее и энергичнее интуитов.

   Но это разделение вызывает более всего сомнений, тип сложения может задавать и наследственность.

   Условные наименования социотипов, данные им по именам наиболее известных исторических личностей этого типа или литературных персонажей:

   ЭСИ – (этик-сенсорик-интраверт-рационал) – Драйзер
   СЭЭ - (сенсорик-этик-экстраверт-иррационал) – Наполеон
   ЭСЭ – (этик-сенсорик-экстраверт-рационал) – Гюго
   СЭИ – (сенсорик-этик-интраверт-иррационал)  - Дюма
   ИЭИ – (интуит-этик-интраверт-иррационал)     - Есенин, 
   ИЭЭ – (интуит-этик-экстраверт-иррационал)    - Гексли
   ЭИЭ - (этик-интуит-экстраверт-рационал)     - Гамлет
   ЭИИ – (этик-интуит-интраверт-рационал)     - Достоевский
   ЛИИ – (логик-интуит-интроверт-рационал)   - Робеспьер (реже Декарт)
   ИЛЭ – (интуит-логик-экстраверт-иррационал)  - Дон Кихот
   ИЛИ – (интуит-логик-интраверт-рационал)   - Бальзак
   ЛИЭ – (логик-интуит-экстраверт-иррационал)  - Джек Лондон
   СЛЭ – (сенсорик-логик—экстраверт-иррационал) – Жуков («Маршал»)
   ЛСЭ – (логик-сенсорик-экстраверт-рационал) – Штирлиц
   ЛСИ – (логик-сенсорик-интраверт-рационал) – Максим Горький
   СЛИ – (сенсорик-логик-интраверт-иррационал) – Габен.


                Типы темпераментов:
      1. Экстраверт-рационал     (холерик, динамик)
      2. Экстраверт-иррационал (сангвиник, статик)
      3. Интроверт-рационал      (флегматик, статик)
      4.        Интроверт-иррационал  (меланхолик, динамик).

                Иногда их условно делят по другому:
      1. «Душевные» - группы этиков-интровертов, т.н. «гуманитариев».
      2.  «Хладнокровные» - группа логиков-интровертов, т.н. сайентистов
          (теоретиков, людей с научно-исследовательской жилкой).
      3.  «Страстные» - группа этиков-экстравертов, «социалов».
      4. «Деловые» - группа логиков-экстравертов, «управленцев» или «практиков».

                Стимулы к активности:
      1. Сенсорик-экстраверт – статус
      2. Сенсорик-интраверт – благосостояние
      3. Интуит-экстраверт – уникальность
      4. Интуит-интраверт - самоценность

           Профессиональная предрасположенность разных социотипов

   «Социалы» -  наиболее эффективны в сфере обслуживания (торговля,
                медицина, досуг, прочая работа с клиентами):
                ЭСИ – (этик-сенсорик-интраверт)
                СЭЭ - (сенсорик-этик-экстраверт)
                ЭСЭ – (этик-сенсорик-экстраверт)
                СЭИ – (сенсорик-этик-интраверт)

 «Гуманитарии» - эффективны в сфере культуры, исскуства, сцены, а также религии и  психологии):
                ИЭИ – (интуит-этик-интраверт)
                ИЭЭ – (интуит-этик-экстраверт)
                ЭИЭ - (этик-интуит-экстраверт)
                ЭИИ – (этик-интуит-интраверт)

  Среди социалов и гуманитарев примерно 2/3 женщин. Так считается, но это не
  факт.

  «Сайентисты» - их склад ума исследовательский, сильная сторона
          интровертная структурная логика, склонность к абстрактному мышлению,
          созданию теорий, систематизации):
                ЛИИ – (логик-интуит-интроверт)
                ИЛЭ – (интуит-логик-экстраверт)
                ИЛИ – (интуит-логик-интраверт)
                ЛИЭ – (логик-интуит-экстраверт)   

«Управленцы» - из них выходят лучшие организаторы производственного
               процесса, их особенно много в гос.структурах, в армии:
                СЛЭ – (сенсорик-логик--экстраверт)
                ЛСЭ – (логик-сенсорик-экстраверт)
                ЛСИ – (логик-сенсорик-интраверт)
                СЛИ – (сенсорик-логик-интраверт)

     Среди сайентистов и управленцев примерно 2/3 мужчин.

     Рассмотрим социотип ЛИИ, он же «Робеспьер» (логик-интуит-интроверт):
 
     Его доминантная функция - интуиция, вспомогательная – логика, проявляется доминантная функция психики не ранее 6-7 лет, вспомогательная функция проявляется примерно к 12-13 годам. Обе основные функции уравновешивают друг друга.

    Третья функция (этика) становится заметна примерно к 25 годам, у некоторых период ее становления затягивается до 40 и более лет.

    От 40 лет и старше проявляется последняя четвертая функция (сенсорика).

    Сложнее всего для ЛИИ развить третью и четвертую функцию психики, наиболее слабо развитые  - (этику и сенсорику).

Название функции психики         Действие функции

Деловая логика (экстравертная)         Выгода, целесообразность, эффективность

Структурная логика (интровертная) Теория, систематизация, абстрактное
                мышление

Этика эмоций (экстравертная)         Непосредственная эмоциональная реакция,
                умение эмоционально воздействовать на
                людей

Этика отношений (интровертная)         Человеческие взаимоотношения, умение их
                строить

Волевая сенсорика (экстравертная) Напористость, экспансия, умение нажимом
                добиться цели

Сенсорика ощущений (интровертная) Обостренность телесных физических
                ощущений и потребностей

Интуиция возможностей (экстравертная) Способность оценить потенциальную
                возможность объекта

Интуиция времени (интровертная)         Предчувствие, прогноз, склонность к
                мистике, творческая фантазия

                Философия типов: «Миром правит…» ?

                Этическим типам ближе ответы:
                «Чувство, которое сильнее человека»
                «Доброта»
                «Порыв, влечение, любовь»
                «Удовольствие»
                «Мораль»
                «Случай»

                Логическим типам ближе ответы:
                «Мысль»
                «Всемирный Разум»
                «Система, порядок»
                «Сила, власть»
                «Труд»

    Древне-китайская пословица о смысле жизни очень подходит сенсорикам и совсем не подходит интуитам. Напомним ее смысл: «Построить дом, посадить сад, вырастить сына».

    Что символизируют дом и сад, как не материальный быт и комфорт, а сын – процесс деторождения.

    Ни один интуит в здравом уме не считает, что пришел в этот мир ради чисто животной функции –   нарожать потомство, иначе, чем человек, мыслящее существо отличается от крысы или собаки?

   Логика и этика, интуиция и сенсорики делятся на интравертные  и экстравертные, условно называемые «белыми» и «черными».

   Экстравертная (черная) «деловая логика» - стремление к точности, функциональности, практичности, стремление к накоплению информации, фактов, способность к анализу. Хорошая память на цифры и факты, стремление к достоверности информации, опора в суждениях на факты.

  Интравертная (белая) «структурная логика» - оценка логичности поступков и суждений, сравнение, анализ, систематизация, создание теорий. Ориентация в причинно-следственных связях, выявление закономерностей.

   Экстравертная (черная) «этика эмоций» - открытая демонстрация чувств, впечатлительность, доля театральности, перепады настроений, умение влиять на чужие эмоции и яркое переживание своих.

   Интравертная (белая) «этика отношений» - способность улавливать оттенки в отношениях и умение их строить, умение нравиться, производить впечатление, умение тонко разбираться в своих и чужих чувствах, их темы «добро-зло, любовь-ненависть».

    Интуиция времени – склонность к фантазиям, мечтам, мистическое чувство. Умение понять взаимосвязь времен, увидеть тенденции, предсказать ход развития событий, существование в мире образов, воспоминаний.

    Интуиция возможностей – поиск альтернатив, новых идей. Оценка перспективности новых начинаний и возможностей человека. Чувство юмора. Парадоксальность мышления.

    Сенсорика ощущений – стремление к комфорту и умение его создавать, эстетическое чувство. Поиск приятных ощущений, стремление к здоровому образу жизни. Ориентация на информацию об окружающем мире, полученную через хорошо развитые органы чувств. Стремление к тактильному контакту.

    Волевая сенсорика – физическая сила, активность, развитая воля. Умение отстаивать свои интересы, пробивные качества. Стремление к власти, лидерству. Умение подчинять себе людей, мобилизовать себя и их на достижение поставленной цели.

    Особенности речи.
    Сенсорные слова означают физические ощущения, вкус, цвет, конкретные предметы: стол, стул, холодно, приятно, голод, удовольствие, синий, красный.

    Интуитивные слова означают абстрактные понятия: вера, свобода, истина, просвещение, время, вечность.

    Логические слова нейтральны в эмоциональном отношении: в их числе все научно технические и общественно-политические термины, а также слова типа форма, образец, теория, позиция, цитата, подобный-противоположный.

     Этические слова отражают чувства и эмоциональные реакции: любовь, ненависть, добро и зло, хороший-плохой, нравится – не нравится, насилие, гуманность, характеристики типа: уродливые занавески, хорошенький ребенок и всё подобное.

    Интровертность в речи включает в себя такие слова, как молчание, скрытость, отчаяние, мысли, память, изучение, т.к. интерес интроверта направлен внутрь себя.

    Экстравертам ближе всё, что выражает интерес, направленный во внешний мир: праздник, вечеринка, телефон, спорт, мода.

     Речь логиков (без различия пола) более суха и информативна, тон чаще бесстрастный, в ней много сложноподчиненных предложений, технических и политических терминов.

     Писатели-логики четко и связно описывают любые факты и события, но обычно избегают вторгаться глубоко в область чувств, либо это получается схематично и сжато, по имеющимся в литературе образцам. Они с трудом и часто неумело описывают область чувств и отношений,  им проще иметь перед глазами некий шаблон.

     Речь этиков (без различия пола) гораздо более эмоциональна, богата интонациями, четко выражает субьективное отношение к конкретной теме и людям, обычно состоит из простых предложений. Им важнее отразить свои личные чувства, чем придерживаться  абстрактной справедливости и бесстрастно следовать фактам.

     У писателей-этиков на главном плане всегда человеческие отношения, они любят и умеют писать о любви, глубоко погружаться в мир эмоций. Но если они пишут на тему истории, факты часто попираются в угоду личным симпатиям-антипатиям к описываемым событиям и личностям. Если факты говорят в пользу неприятных им субъектов, их небрежно отбрасывают и замалчивают, считая это не ложью,  а «своим видением», что наиболее интересно. Пример Э. Радзинского.

     Так называемые, «женские исторические» (т.е. любовные) романы как раз отличает этот стиль изложения: они ухитряются чуть не 90% текста посвятить углубленному описанию чувственных переживаний героев и оставить «за бортом» исторические события, на фоне которых разворачивается действие. Они крайне просты и однотипны, пролистал один такой роман, считай, что знаешь все остальные.
    Образы мужчин и женщин в «женских» романах крайне схематичны, обычно лишены всякой индивидуальности, от романа  к роману меняются только имена, эпоха и место действия.
     Далее по  теме.

     В общении между людьми разных социотипов также имеются объективные различия: логическим типам важен смысл речи (текста), этикам важнее выразительные интонации и красивое изложение.

     Логический уровень общения – обмен конкретной информацией (речь или текст).

     Этический уровень общения – важны мимика и позы, жесты и взгляд говорящего. Причем, взгляд и интонации особенно важны для этиков-интуитов, им часто важнее, не что им сказано, а как, каким тоном, с каким выражением, вспомним опять  слова из песни Е. Ваенги «Курю»: «Ведь неважно, что ты сказал, важно ведь, не что, а как». Это типично для этиков-интуитов.
     Среди этих социотипов женщин почти вдвое больше, чем мужчин.
     В то время как мимика, позы и жесты информативны для этиков-сенсориков.

    Физический уровень общения через прикосновения (от легких касаний, до объятий и поцелуев) – несет особую информацию для людей сенсорных типов. 
     Кстати, среди этиков-сенсориков та же картина, женщин среди них вовсе раз в 5 больше, чем мужчин.

     Более других типов отстранены от мира чувств и физических ощущений люди-интуиты, особенно логики-интуиты. Эти мужчины, как и женщины этих типов не претендуют на звание людей чувственных и глубоко-эмоциональных.

    Каждый социотипов и группы социотипов имеют в жизни свою особую социальную миссию, свою нишу и сферу деятельности, на которую ориентирован сам склад их ума.

   Вне своей сферы «применения» человек чаще всего будет неважным работником, возможно даже неудачником.

    Например, жизненная задача логиков-интуитов – создание новых концепций и теорий, просветительская функция.

    Логики-сенсорики хороши в практической деятельности, в силовых и властных структурах, на производстве.

    Этики-интуиты – эмоционально-тонкие люди, найдут себя в изящной литературе и в поэзии, в религии и исскустве, на сцене и телевидении, в области психологии и рекламы.

    Этики-сенсорики – хороши там, где нужно тонкое понимание физических нужд человека, в сфере обслуживания, в работе с детьми, в медицине и в салонах красоты, в дизайне. Женщины этих типов самые лучшие домохозяйки.

    Никто из них не хуже, никто не лучше, просто у каждого типа своя сфера применения способностей: физик или историк  хороши на своем месте, поэт или телеведущий на своем, медик или психолог на своем, парикмахер и дизайнер на своем, и лучше им не пытаться поменяться местами.

 
            Психологические «аристократы» и «демократы».

    Социотипы также делятся на эти две группы: к первой принадлежат логики-сенсорики и этики-интуиты, ко второй  логики-интуиты и этики-сенсорики.

    «Аристократы» оценивают людей с точки зрения их групповой принадлежности к определенному кругу (классу, расе, финансовой обеспеченности, статуса и должности).
   Именно они в основном кидаются оценками типа "солидный человек" или же "нищеброд", "он не нашего круга" и т.п.

   «Демократы» напротив, избегают подобных обобщений и оценивают личные качества конкретных людей без различия их материальной обеспеченности, класса, нации или цвета кожи.

     От этих психологических различий происходят и различия политических убеждений. Одним близки идеи элитизма, деления людей на «касту избранных» и «быдло» ,  другим искренне близки идеи демократии и равноценности людей.

   Социотипы объединяются в 4 квадры (по 4 социотипа в каждой), объединенные общим миропониманием и жизненными ценностями. Люди одной квадры легче всего становятся друзьями и идейными единомышленниками.

   Люди, с которыми легко и приятно общаться, общие взгляды и отношение к жизни, автоматическое взаимопонимание – скорее всего своей квадры.
 
  Если общение затруднено или конфликтно, взаимопонимания и общего нет – человек имеет дело с людьми той квадры, ценности которой конфликтны с его собственными.

 Если общение протекает нейтрально, эти люди принадлежат к двум иным квадрам.

    Альфа (ЛИИ, ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ) – 1-я квадра
    Бета (ЛСИ, ЭИЭ, ИЭИ, СЛЭ) – 2-я квадра
   Гамма (ИЛИ, ЛИЭ, СЭЭ, ЭСИ) – 3-я квадра
   Дельта (ЭИИ, ИЭЭ, ЛСЭ, СЛИ)- 4-я квадра

  В ценностях Альфы – идеи Просвещения, идеалы «свободы, равенства и братства», создание новых концепций общественного развития. Из их среды вышло много просветителей и революционеров.

  Известные альфийцы: Т. Кампанелла, М. Робеспьер, Гарибальди,  Ф. Кастро, Че Гевара и др.

  Ценности Беты – силовое внедрение «нового порядка», среди этих типов особенно много диктаторов, основателей империй.

    Н. Бонапарт,  В. Ленин, И. Сталин,  Гитлер, И. Амин, Петр 1-й.
  Среди бетанцев особенно много гомосексуалистов, а также самых яростных борцов с этим явлением.
   
 Ценности Гаммы – восстановление принципов, искаженных в годы жесткой власти Беты, реформаторство.

  Ценности Дельты – лежат в духовно-гуманистической плоскости, также стабильность устоев, перетекающая в угасание системы.
 Вслед за правлением 4-й квадры снова наступает повод для оживления деятельности «революционной» 1-й квадры.

  «Аристократы» - 2-я и 4-я квадры.

  «Аристократизм» Беты жесткое деление людей на «слуг и господ», таланты и ничтожества, «нашего круга»  и чужих. Причем «ничтожествами»,  лицами «не нашего круга» считаются чаще всего психологически чуждые личности из других квадр с демократическими установками, не обращая внимания на их личные качества и достоинства. В их же ценностях жёсткая власть и  внутреннее соподчинение, строгая иерархия. Это идеи «права рождения», ценности замкнутой касты старого  дворянства иди новой олигархии.

  «Аристократизм» Дельты выражается в идее «избранничества» группы людей высокоразвитых в культурно-духовном отношении или, по крайней мере, считающих себя таковыми.

   Представители Беты (логики-сенсорики и этики-интуиты) чаще всего представлены у Власти, логики-интуиты и этики-сенсорики  редко встречаются в этих кругах.

      Альфу и Дельту часто называют «периферийными» квадрами, так как у них не в ценностях культ силы, власти, денег и высокого социального статуса.

    Особенности людей Альфы и Гаммы в их стремлении к взаимоуважению и подлинному равноправию, для них неприемлема жесткая иерархия в отношениях, они ценят  людей за личные качества, но не за финансовую обеспеченность, не за классовый статус,  не за цвет кожи.


Рецензии
Мне было интересно.
Когда-то и я уделил соционике 13-й параграф своего эссе "Логика любви", назвав его "Один из шестнадцати". Но то был 1997-й год, ссылался я там на работу В.В.Гуленко "Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей", Новосибирск, 1995 г. Из той книжки я понял, что лучшими отношениями между двумя людьми являются отношения ДУАЛЬНЫХ социотипов, различающихся по признакам "экстраверт - интроверт", "логик - этик" и "сенсорик - интуитив", но совпадающих по признаку "рационал - иррационал".
Время идёт, соционика развивается. И в будущем мне видится её сближение с другими науками, идущими с разных сторон к общей цели гармоничных отношений людей.

Владимир Деев 2   11.03.2024 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв, Владимир)
Увлекалась соционикой в 2011-2014 годах.

Ольга Виноградова 3   12.03.2024 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.