Тоба-Батаки в Исследованиях Э. Брунера - 1957, 199

Эдвард М. Брунер – (Edward M. Bruner, 1924- ) – почетный профессор антропологии, этнографии, критической и интерпретативной теорий в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн. Основные направления в исследовании – туризм, антропология, этнография. Начинал свою академическую деятельность с исследования народности тоба-батаки на Суматре, Индонезия.


Материал представлен на оснвое статьи Э. М. Брунера «Возвращение на Суматру: 1957, 1997» (1999) (Оригинальное название «Return to Sumatra: 1957, 1997»).


Интересы Брунера:

Эдвард М. Брунер развил свой интерес к этнографии и антропологии будучи студентом в Колумбийском университете (1947). Интерес у Брунера к Индонезии был вызван его работой в качестве гида в Индонезии, где он с удовольствием рассказывал туристам о роли туризма и его взаимодействии с местной культурой. До изучения народности батаки, Брунер уже занимался исследованиями народности мандан-хидатса во время учебы в аспирантуре в Университете Чикаго, поэтому ученый становится помощником профессора, с которым начинает заниматься изучением батаков. Вместе со своей женой, Элайной (Eliane), Брунер отправляется в село Лумбанг Панггабеан (Lumban Panggabean) на Северной Суматре, где они проводят год в полевых исследованиях, общаясь с местными. За это время Элайна уже начинает говорить на местном диалекте батаков, а семья марга Сумандджунтак (Sumandjuntak) принимают ее в свой клан, проводя церемониальный обряд. По политическим событиям (все еще конфликты с голландцами), пара уезжает в другие города на о. Ява – Джакарту и Бандунг. В конце 1960- нач. 1970-х гг. Брунеры возвращаются на Суматру изучать изменения, происходящие в обществе и миграцию батаков в большие города. В 1997 году Брунеры снова посещают Суматру и уже родственных батаков, где Эдвард Брунер приходит к выводу о трансформации культуры тоба-батаков и культуры миграции местных, сформировавшейся за последние 40 лет.

Тоба-батаки представляют собой одну из народностей батаки, которые разделяются на четыре племени: тоба-батаки, которые располагаются у побережья озера Тоба; каро-батаки– в северных областях; тимор-батаки– на севере от озера Тоба; пакпак-батаки– в западных от озера Тоба равнинах и горных районах (больше читайте в статье по теме). На сегодняшний день очень сложно описать историю народности батаки, например, начиная с 16-го века, из-за недостатка освещенных первоисточников в академической литературе. Источники лишь предоставляют обобщенную информацию, что народность батаки формировалась тысячелетия у озера Тоба, Северная Суматра.


Коротко об образовании Брунера:

- 1943 г. — поступает в Университет штата Огайо (Ohio State University), где изучает инженерию;
- в 1947-ом — переводится в Колумбийский университет (Columbia University), где получает профессию в области инженерии. Там же посещает курсы по антропологии;
- по окончанию магистратуры в Огайо, поступает в аспирантуру в Университет Чикаго (University of Chicago), где занимается исследованиями в области антропологии: изучает народность мандан-хидатса (the Mandan-Hidatsa community) в своей диссертации «Индейская Резервация Форт Бертольда» (the Fort Berthold Indian Reservation);
- в 1954-ом — заканчивает аспирантуру и устраивается помощником профессора в области антропологии в Йельском университете (Yale University). Там же начинает изучать народность батаки на Северной Суматре;
- в период с 1957 по 1958 — проводит год в поселке батаков, исследуя местную культуру, делая акцент на изменения в социуме и миграцию батаков в города. В 1997 Брунер, вместе с женой Элайной, снова навещают Суматру, где замечают большую разницу в развитии поселения батаки;
- в 1961-ом году — получает должность профессора в Университете Иллинойса в Урабана-Шампейн после года практики в Центре передовых исследований в области поведенческих наук в Пало-Альто, США;
- в 1978-м – представляет свой курс по Личностной антропологии.


Вопросы исследования Брунера:

Эдвард Брунер за время своих визитов в разный период времени: 1957 и 1997, смог проследить эволюцию в антропологических науках и изменения в этнографических полевых исследованиях за последние 40 лет. Интересно, но в своих исследованиях ученый обращает свое внимание скорее не на теорию и метод исследования, а его новизну посредством исследовательского вопроса, популярного в 1990-е годы: как заниматься этнографией в транснациональную эпоху и эпоху глобализации. Это обусловлено развитием туризма, которое Брунер называет «пограничная зона», объясняя концепт как создание новой реальности, изменения в которой затрагивают и туриста, и хозяина принимающей стороны, а также выделяет роль перемещения/передвижения людей на первый план в своих этнографических исследованиях.
Население батаки, которые заселяют небольшие деревушки или «хута» (huta), занимаются рисосеянием, практикуют патрилинейность и асимметричные браки между родственниками – это классический пример, как глобализация и транснациональность повлияла на трансфомацию культуры населения. В связи с этим, Брунер приходит к следующему вопросу: актуальны ли методы антропологического исследования, которые были популярны в 1957 году, уже в 1997 году, делая акцент на понимание, что социальная теория определяется изменениями в мире.

Временные исследования в этнографии не перечеркивают ранее полученные результаты Брунера, а скорее указывают и показывают границы, от чего и к чему пришла наука в указанных временных отрезках, то есть за 40 лет. Более того, культурные церемонии и ритуальные практики батаков, описанных Брунером, а также сделанные им выводы в 1997 году, актуальны и сегодня.

В этой статье внимание акцентируется на культурном развитии народности тоба-батаки, взаимосвязи культуры на современном этапе с ее историческим прошлым. Главный метод исследования – качественный, как и отмечает Брунер, что качественный анализ исследования все-таки преобладает в области культуры и культурной антропологии, некоторых областях социологии. Анализ полученных результатов Брунером с современным положением культуры тоба-батаков основан на беседах и консультациях представителя народности тоба-батаки, принадлежащего к марга Панджаитан (Panjaitan). Подробнее о марга народности батаки читайте в статье по теме.

Антропологический анализ культуры народности тоба-батаки Брунера:

Брунер выделяет и описывает два направления культуры тоба-батаков, которые в итоге повлияли на выводы исследователя:
1.Церемония благословления (принятия в клан) и обмен подарками: по приезду в деревню Эдвард Брунер и его супруга, Элайн Брунер (ElaineBruner), знакомились с обществом батаков. В глазах Брунера, местность батаков полностью соответствовала сельской в 50-х годах: помимо выращивания риса, культивации рисовых плантаций при помощи буйволов, удивленных иностранцам дети, и т.д., Брунер выделяет четыре признака хуты, то есть деревни – своеобразный (distinctive), территориально маленький (small), однородный (homogeneous), самодостаточный (self-sufficient). Стоит подметить, что такая же ситуация остается характерной и для многих окрестностей в Индонезии.

В 1997 году Брунер приезжает на Суматру уже со своей дочерью и ее супругом, где повторно становится свидетелем посвящения его дочери к марга Сумандджунтак (Sumandjuntak). Первый раз церемония посвящалась его жене. Церемонию посвящения в клан, тем самым получая благословение стать частью семьи, Брунер описывает следующим образом:

Церемония проходила за поеданием «сангсанг» (sangsang) - священное блюдо из свинины, перемешанной со свиной кровью, сопровождалось все это национальными батакскими песнями и танцами, обрядовой речью и передачей священной ткани – батик или «улос» (ulos), с пожеланиями благословления, здоровья, удачи от членов рода Сумандджунтак (Sumandjuntak). Так как церемония была посвящена дочери Брунера и ее мужу, то по поверью батаки пожелали молодым родить 17 сыновей и 16 дочек (кстати, спустя 4 месяца дочь забеременела и родила двух сыновей-близнецов).
Затем в Медане Брунер встречает своего давнего друга, доктора Синагу, который, как и Брунер, женился на девушке народности батаки, тоже принадлежащей к клану Сумандджунтак (Sumandjuntak). Принадлежность к одной марга Сумандджунтак сделала Брунера и Синагу родственниками, так как они оба стали принадлежать к одному родственному клану. Марга означает родословную потомства батака по отцовской линии.

Так, Брунер наблюдает практику живой традиции тоба-батаков, но которая за 40 лет все-таки видоизменились. Батаки уже предлагали на выбор на каком языке произносить речь – батакский, индонезийский (бахаса), английский или французский; предлагали дополнить традицию «вечеринкой», но все же с национальной музыкой «годанг» (godang), призывая и почитая тем самым своих предков.

Во время второго визита Брунера в 1997 году, ученый удивляется развитию деревни, где у людей уже есть все: туалеты в доме, электричество, водоснабжение, а главное – телевидение. Из таких наблюдений Брунер соглашается с фактом, что культура тоба-батаков больше не является локализированной. Но, дальнейшим исследованием настаивает на взаимосвязи поддержания общих ценностей родства.

2. Церемонии умершим мигрантам: приехав в Лумбан Панггбеан, Брунер обращает внимание на огромные монументы «тугу» (tugu) вдоль дороги, возведенные как дань национальным и состоявшимся героям окрестности мужского пола (с отведенным местом для их жен). Брунер понимал, что все те люди жили в больших городах, создавали свой капитал и имущество где-то вдали отсюда, но после смерти они все же вернулись на родину. Брунер наблюдал также наличие таких выстроенных монументов и в соседних поселках.

Удивительно, но батаки не рыли могилы и не возводили памятники где-попало. Все памятники напоминали о прошлом сейчас, в настоящем. Таким образом, памятники возводились именно у дома умершего, где человек раньше жил, поэтому ту территорию считали священной. Первоначально тело мужчины закапывали в землю, немного погодя, можно было провести перезахоронение в бОльшую могилу, напоминающую склеп, в итоге, тело эксгумировали и сооружали фигуру (статую) из цемента. Статус умершего всегда определялся родственником по мужской линии, кто и оплачивал захоронение. Но, так как такие церемонии обходились очень дорого, сами же умершие предварительно оплачивали себе захоронения и даже создавали дизайн склепов и фигур. Обычно это были мигранты, которые состоялись в больших городах и могли себе это позволить. У местных людей деревни сформировалось восприятие о миграции как пути к богатой и зажиточной что жизни, так и смерти.

Брунер говорит, что все, с кем ему удавалось говорить, твердили, что хотят покинуть деревню, потому что мигранты получают хорошее образование, работу, лучшую жизнь в большом обществе. Для батаков образование становится – золотой жилой.


Выводы Брунера:

Из сравнительного анализа в разных временных рамках, Брунер приходит к двум выводам:
1) участие семьи Брунера как иностранцев-путешествинников в церемонии посвящения к марга Сумандджунтак (Sumandjuntak) говорит о «батакизации» (Batikized). Это позволяет иностранцам разделять систему одних ценностей народности тоба-батаки;

2) возведенные посмертные статуи батакам-мигрантам на территории их родины определяют успешную интеграцию сельской культуры батаков в период транснационального развития, а также в эпоху глобализации. Батаки способны адаптироваться под любые новшества, вызванные изменениями в мире. Но, с другой стороны, возвращение успешных людей умирать на родину говорит об аутентичности культуры батаков.


Заключение:

На сегодняшний день культура тоба-батаков трансформировалась еще в большей степени. Глобализация, провоцирующая необходимость в конкурентоспособности, заставляет иначе функционировать культуру. Например, традиционные ритуальные танцы «сигале гале» (sigale gale) уже становятся туристическим символом для того, чтобы привлечь туристов и, тем самым, материально поддержать культуру. Такая ситуация относится не только к культуре тоба-батаков, но и других регионов Индонезии. Так, внешний вид кукол ондел-ондел (ondel-ondel) (культура Батавии, ныне Джакарты) эволюционировал и адаптировался под туриста. Куклы стали приветливыми и уже наряжены в яркие одеяния, чтобы привлекать внимание туристов и, тем самым, получать деньги. Национальная музыка «годанг» больше используется старшим поколением, нежели молодежью.

О том, что описал Брунер, когда говорил о мигрантах, чьи возведенные памятники напоминали людям-батакам, что образование – это золотая жила, соответсвует действительности. Сегодня тоба-батаки делают ставки на образование. Семьи отправляют своих детей в лучшие школы и даже колледжи, университеты Австралии, Нидерландов, Англии.

Фото: new.illions.edu
@vladimirkiri


Рецензии