Туман

                Туман

 Туман….будь проклят этот туман! У меня уже несколько самолетов ушли на запасные аэродромы, а это огромное количество пассажиров, ведь в каждом из них по  полторы сотни человек и сколько еще сядет на пол-пути к нашему аэродрому!

 Началась моя смена нормально. Туман прогнозировался «в низинах и над реками», экипажи при принятии решений на вылет ориентировались на хорошие условия и тут на тебе: сначала волны тумана пошли от речушки с красивым названием Берсувань на один торец полосы, потом плотно закрыло середину и я не мог уже не только заводить самолеты на посадку, но и выпускать.

 -Видимость сто, по огням – двести, туман, - буднично доложила метеонаблюдатель.
 - Все, - сказал диспетчер, заводящий самолеты на посадку. Теперь и взлететь никто не сможет.
 Надо сказать, что недавно мы перешли работать на новую взлетно-посадочную полосу и она была оборудована самой современной системой захода. Как светосигнальной, так и электронной, позволявшей садиться при видимости около четырехсот метров. Таких систем было только пара в стране и, естественно, многие пилоты еще не были подготовлены производить взлеты и посадки в таких условиях.

 Я оперативно проинформировал все смежные аэродромы о фактической погоде и еще раз уточнил у диспетчеров своей смены не снижается ли кто к нам.
 Оказалось снижается. Ил-76 идет из-за границы и он предупредил, что будет заходить на посадку, поскольку подготовлен по минимуму 350 метров видимости, а если не получится, то может ждать в зоне ожидания до четырех часов.
 Мы улыбнулись с диспетчерами  от гордости, что есть у нас и самолеты, и классные пилоты и продолжили заводить борт информацией и командами на посадку.

  На первом заходе экипаж снижался почти до торца полосы,  на наши непрерывные запросы метеонаблюдатель отвечала четко и бодро, но больше двухсот метров ее приборы не видели, диспетчер проинформировал экипаж и, взревев четырьмя турбинами, огромный лайнер ушел на повторный заход.
  -Мы видим полосу, - сказал командир.
 - Огни у вас классные, осевая есть, продолжаем заход на посадку, а керосина у нас на борту еще много.
 Экипаж в себе уверен, я это чувствую, а вот метеонаблюдатель…
 -Видимость сто пятьдесят, по огням триста, - сообщила она, даже без нашего запроса.
 Срочно передай экипажу, - даю я команду диспетчеру.
 -Уфа посадка, 76550 в глиссаде, шасси выпущены, к посадке готов!
 Он принял решение!
 Диспетчер вопросительно смотрит на меня.
 Отменить решение командира я не могу. Только рекомендовать. А что я могу сейчас ему посоветовать? Будь осторожен, друг?
 Нет. Экипаж выполнил один заход. Вероятно они видели огни полосы, прочувствовали все условия, самолет устойчиво идет в плотном осеннем воздухе, пилоты подготовлены, классное бортовое оборудование ведет самолет к торцу.
 -Разрешай!
 Медлить нельзя. Тут каждая секунда дорога и метеонаблюдатель молчит – видимость еще держится.
 -76550, посадку разрешаю!
 - Разрешили, садимся!
 Командир сказал это немного нараспев. Видимо он искал глазами огни.
  -Смотри за самолетом, он подходит к полосе, - сказал я диспетчеру, который наблюдает визуально за взлетающими и садящимися самолетами, разводит их на ВПП, командует очистительной техникой во время подготовки к полетам.
 - Не вижу. Туман, но просвистел мимо – у меня окно открыто.
 Томительно тянутся секунды. Ох, как тянутся!
 Вдруг ухнули турбины на реверсе тяги, запиликали на ближайшей автостоянке машины сигнализациями – сел, тормозит. Ну, слава Богу – заулыбались все, кто наблюдал, вернее прислушивался к радиоэфиру и шуму за окнами.
 И снова ожидание доклада о посадке.
 Как он там? Нормально или в тумане пошел мимо огней полосы? Почему молчит экипаж? Вот проклятье! И не видно ничего!Вызывать аварийные службы? Гоню скверные мысли, хоть и обязан думать и предполагать самое плохое.
 - Уфа, 76550 посадка, а можно мне машину сопровождения на полосу? Я никак вашу рулежную дорожку не найду.
 Ах, вот в чем дело! Вот почему мы долго ждали доклада.
 Действительно: взлетку построили по самым современным стандартам – по так называемой второй международной категории, а рулежная дорожка на почти четырехкилометровой полосе всего одна – посредине. Понятно, что в таком тумане самолет и проскочил её.
 Я буквально бегом спустился к машине, которая стоит всегда наготове у дверей, успев крикнуть диспетчерам, чтобы остановили борт, я сам встречу.
  Водитель в ту смену был понятливым и через пару минут я был уже у полосы. Запросил у диспетчера занять её, прислушался, поехал на звук. Туман был такой, что мы чуть не столкнулись с носом стоящего и мигающего всеми огнями самолета.
  Он был красив! Он был просто прекрасен!
 Огромный грузовик с четырьмя турбинами.
 -550, наблюдаете меня? Двигайтесь прямо за мной, начинаем освобождать полосу.
 - Наблюдаю, следую за машиной.
  Мы поехали в сторону рулежной дорожки, самолет свистел двигателями за нами и в какой-то момент, видимо боясь, что в таком тумане самолет как бы нас не раздавил, водитель дал газу больше, чем надо.
  А может быть туман в это время опять сгустился до минимума, но я увидел оранжевые огни полосы. Это означало, что скоро будут красные, а это противоположный торец.
 Заблудились! Надо же! Такое было со мной впервые. Я, сопровождая самолет, заблудился на полосе, как ежик в тумане!
 Решение пришло сразу.
 -550, мы опять проскочили РД. Разворачивайтесь. Следите за мной, я пойду ближе к обочине.
 - Понятно!
 Теперь я еду рядом с огнями ВПП. Они на этом участке желтого цвета, а на сопряжении с рулежной дорожкой и сама РД будут синими.
  А вот и она!. Отлегло.
 -550 вправо на «Фокстрот», рулим на стоянку.
   -На стоянку, - благодушно отвечает пилот.
 Видно, что они весьма довольны своей посадкой, вообще благоприятным исходом всей этой истории.

 Когда я прибыл на основное свое рабочее место, видимость уже начала улучшаться.
 Солнце, поднимаясь все выше прогревало атмосферу, туман рассеивался и постепенно аэродром начал оживать.
 Зашумели двигатели, участились переговоры по радио, затрещали телетайпы, передавая всевозможную информацию, засновали по перрону и стоянкам машины обслуживания. Аэродром втягивался в обычный ритм работы.

  Прошло много лет. Идет уже новый век, летают новые самолеты, но когда я слышу от дежурного синоптика в прогнозе погоды: « в низинах и над реками туман», мне становится немного стыдно - ну как же я умудрился заблудиться на ВПП с самолетом?

  ВПП - взлетно-посадочная полоса.
  РД – Рулежная дорожка.
 
 На фото из интернета: посадка Ил-76 в тумане.
 


Рецензии
Да, ежику в тумане было легче...

Отличное изложение, накал держится до последней строки.

Муса Галимов   01.10.2021 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Муса. Очень приятна Ваша оценка и внимание! Благодарю!

Владимир Лыгин   02.10.2021 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.