Блок. Скрипка стонет под горой... Прочтение

42. «Скрипка стонет под горой…»




*


                Скрипка стонет под горой.
                В сонном парке вечер длинный,
                Вечер длинный — Лик Невинный,
                Образ девушки со мной.

                Скрипки стон неутомимый
                Напевает мне: «Живи…»
                Образ девушки любимой —
                Повесть ласковой любви.
                Июнь 1903. Bad Nauheim







     Невинный Лик, девушка, скрипка… Вроде бы о чём ещё должен писать молодой поэт меж обручением (25 мая) и свадьбой (17 августа)? Но поэт ставит под стихотворением метку Bad Nauheim – название города, навсегда, связанного с именем другой женщины, которая войдёт в историю литературы и в его личную историю лишь инициалами К.М.С.  А «скрипка»… Он уже вспоминал скрипку:

                «Мы были вместе, помню я…
                Ночь волновалась, скрипка пела…
                Ты в эти дни была моя,
                Ты с каждым часом хорошела…

                Сквозь тихое журчанье струй,
                Сквозь тайну женственной улыбки
                К устам просился поцелуй,
                Просились в сердце звуки скрипки…
                9 марта 1899»

     Над этим стихотворением тоже нет посвящения К.М.С., но "скрипки", "струи"... Через двенадцать лет он напишет:

                «                ***
                К.М.С.

                …Железный мост через ручей,
                Вся в розах серая ограда,
                И синий, синий плен очей…
                О чем-то шепчущие струи,
                Кружащаяся голова…
                Июнь 1909»

     И ещё:

                «                ***
                К.М.С.
 
                …Твой очерк страстный, очерк дымный
                Сквозь сумрак ложи плыл ко мне.
                И тенор пел на сцене гимны
                Безумным скрипкам…
                Март 1910»

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     - «Скрипка стонет под горой» и след. - Ср. в письме к Л.Д. Менделеевой от 1(14) июня 1903 г.: "Сегодня будет большой концерт на террасе, и мы пойдем туда, я попробую понимать" и от 2(15) июня: "Вчера вечером был симфонический концерт. Мне очень понравилась Liebestod (смерть от любви - не.м.) Тристана и Изольды. Сначала Tristan mouru pour son amour (Тристан умер от своей любви - фр.) - целые вопли, титанические возгласы. Потом 1а belle Iso1da (прекрасная Изольда- фр.) начала тосковать. Стало очень тихо, "настала Великая тишина". Потом она запела, и опять завизжали скрипки и раздались титанические крики"; пересказывается финал оперы Р. Вагнера "Тристан и Изольда", услышанной Блоком в концертном исполнении.

     - «В сонном парке вечер длинный ...» - Ср. в письме к Л.Д. Менделеевой от 31 (1 3 июня) мая 1903 г.: " ... день- длинный, длиннее русского" .

     - «... Образ девушки со мной».- Ср. в письме к Л.Д. Менделеевой от 2(15) июня 1903 г. о сопровождающем поэта образе невесты: "Знаешь что? У меня роман. Я иду по дорожке, а впереди, сзади, сбоку, везде- идет высокая, стройная, молодая женщина( ... ) Совсем сказочная( ... ) Ей на вид 16 лет, такая нежная девическая ласковость во всей ее фигуре".
     [ Совсем ума нет, писать невесте о своем восхищении другой девушкой...]

     - «Скрипки стон неутомимый // Напевает мне: "Живи ... "»- Ср.: «Изольда была женщина и, наверное, не поверила ни своей, ни Тристановой смерти. Она любила дикую горную "ложь" страсти, которая никогда не умирала и не умрет» (ЛН. Т. 89. С. 138).


Рецензии