Угол зрения
Ночной аэродром светится разными огнями: огни взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, освещения стоянок, проблесковых огней взлетающих, садящихся, рулящих по перрону самолетов. Все это световое шоу, разных цветов и оттенков, завораживает, иногда волнует, но никогда не оставляет равнодушным. Мне даже кажется, что ночью работать интереснее, чем днем.
В хорошую погоду с моей вышки, где находится основной командный пункт управления полетами Башкирского центра организации воздушного движения, можно наслаждаться этим сполна.
Постороннему человеку может показаться это хаосом, но я вижу все отчетливо, понимаю, что и где движется, почему и зачем.
Вот снижается самолет из Москвы и его видно с удаления более пятидесяти километров. Он идет прямо на аэродром – так ведет его схема захода на посадку и под этим углом наблюдения, я вижу его огни. Посадочные фары уже включены на снижении и этим он дополнительно обозначает себя.
Сейчас борт на удалении около пятнадцати километров, экипаж начинает строить так называемую «коробочку», меняет курс и я вижу только проблесковые маячки самолета.
Они разные бывают. На Як-42 – бело-лунные, на старых советских «Туполях» - сочно-красные. На еще летающих сегодня Як-40, малиновые огни загораются как-то нехотя, а на современных иностранных воздушных судах во время взлета и посадки ярко вспыхивают и красные, и белые огни одновременно.
А заходящий на посадку самолет выходит на посадочную прямую. Он уже занял положенные пятьсот метров, готовится входить в глиссаду снижения – участку приближения к полосе и кажется, что самолет немного «просел» по высоте. На самом деле это обман зрения и экипаж на этом участке захода стабилизирует машину, выпускает механизацию крыла для уменьшения скорости снижения, шасси, еще раз анализирует условия приземления и согласовывает с диспетчером возможность посадки.
Самолет приступает к снижению и я вижу как он быстро приближается к точке приземления. Кажется, что он летит все быстрее, полоса приближается, вот она уже совсем близко, воздушное судно несется в метре над бетонкой!
А на самом деле все рассчитано так, что приближаясь к торцу полосы, самолет постепенно замедляет скорость. Она рассчитана конструкторами для безопасного подхода и касания колесами шасси земной поверхности таким образом, чтобы и шины не повредить, и управляемость воздушного судна была сохранена.
-Аэрофлот 1238, вправо по "Фокстрот", - командует диспетчер экипажу.
Вот и очередной самолет заруливает на стоянку. К нему уже едут несколько различных транспортных средств для обслуживания, выгрузки багажа и заправки. Они светят фарами, мигают своими маячками и эта какафония света дает свои эмоции, ведь кто-то прилетел и поедет сейчас отдыхать, а у кого-то это очередной самолет и за ночь их обслужить надо будет еще под сотню.
Следующий борт занимает полосу для взлета, но от благостного состояния меня отвлекает телефонный звонок.
- Петрович, здравствуй, как дела?
Узнаю по хорошо поставленному армейскому голосу, недавно назначенного на должность, Начальника инспекции по безопасности полетов С.
-Все нормально, летаем. Погода хорошая, проблем нет.
Голос С. становится немного спокойнее и даже вкрадчивее.
-Петрович, а никаких уходов на второй круг не было? Мне позвонили сейчас, говорят Ту-134 у нас упал. Заходил на посадку, жестко приземлился, ушел на второй круг и скрылся за холмом – наверное упал.
От такого сообщения волосы на моей голове зашевелились, хоть и лысый уже давно.
Я потерял контроль за обстановкой, увлекшись наблюдениями за огнями на аэродроме?
Кажется нет. В зале управления полетами все спокойно, диспетчеры занимаются своими делами - контролируют предписанные сектора ответственности. Все буднично. Экипажи докладывают, а диспетчеры анализируют, информируют и разрешают.
Если бы я чего и не увидел сам, то давно бы уже получил доклад, ведь за самолетами в непосредственной близости от земли ведется не только контроль по радиолокаторам, но и визуально.
Пытаюсь быть спокойным, хоть это и почти невозможно.
-Откуда такая странная информация? – уточняю у звонящего.
Видимо мой раздраженно-уверенный тон разговора успокоил инспектора и он признался, что только что его разбудил главный энергетик нашего предприятия и испуганным голосом сообщил такую ужасную новость.
Еще раз подтверждаю, что на аэродроме порядок, все самолеты летают по расписанию, уходов на второй круг вообще не было, а самолет Ту-134 летает так редко, да и товарищ энергетик каким образом ночью тип самолёта определил?
Удовлетворенный и успокоенный начальник положил трубку, а через пятнадцать минут, снова перезвонив, рассказал, что дача наблюдательного коллеги находится в низинке и с его угла зрения, тому показалось страшное, да и вообще сегодня пятница.
Я вернулся к своим обязанностям – смена продолжалась и самолеты, подмигивая мне своими маячками, взлетали и садились на аэродроме, каждый в соответствии со своим флайт-планом.
Свидетельство о публикации №219092600712
Карина Василь 10.01.2021 00:49 Заявить о нарушении
Владимир Лыгин 09.01.2021 15:14 Заявить о нарушении
а я пишу то, что чувствую .если МНЕ КАЖЕТСЯ, что текст дерьмо - я так и пишу. ваш отличается от большинства тутошних. миниатюра - а маленький законченный рассказ. без вывертов, авангардизма и прочих глупостей. потмоу так и написала.
извините за многословие)
Карина Василь 10.01.2021 00:50 Заявить о нарушении