Офелия трансформация образа

Офелия: трансформация образа


Героиня пьесы Шекспира «Гамлет» Офелия отчаянно не современна. И не потому, что трагедия появилась в первые годы XVII века, а потому что девушек подобной ментальности сегодня нет.

Шекспировская Офелия — эфемерное существо, полностью зависимое от воли отца и брата, доверчивая и нежная. Дочь вельможи, приближенного к королю, она все же неровня принцу Гамлету, и потому вынуждена прекратить любовные отношения с ним.  А когда оказалось, что и отец погиб от рук возлюбленного, Офелия сошла с ума и то ли сама утопилась, то ли несчастный случай  произошел.

«Она старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Ее одежды, раскинувшись, несли ее, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рожденным в стихии вод, так долго длиться не могло, и  одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

Классический (шекспировский) вариант  образа Офелии сыграла Анастасия Вертинская в фильме Григория Козинцева «Гамлет», вышедшего на экраны страны в 1964 году. Тогда этот образ был более понятен зрителю, нежели сегодня.

Девушка XXI века не даст себя в обиду, скорей сама даст фору. В 1997 вышел фильм Киры Муратовой «Три истории». Одна из историй посвящена совершенно жуткому варианту образа Офелии. Сценарий написала актриса и красавица Рината Литвинова, она же ее и сыграла.

Ее Офелия, сокращенно Офа - работник медицинского архива, поклонница героини Шекспира. «Все знают, что я люблю Офелию, безвинно утонувшую. И нет прекраснее и чище ее». Но все перевернуто в ее душе, на самом деле в архивных документах она отслеживает матерей — отказниц и убивает их расчетливо и хладнокровно, делая это не без изящества.

Когда-то от нее отказалась мать, и это, видимо, сказалось на ее психике. Теперь в архивных документах Офа ищет свою биологическую мать. Но, найдя, топит ее, ничуть не страдая угрызениями совести. «Я не люблю ни мужчин, ни женщин, ни детей. Этой планете я поставила бы ноль» - говорит она.

За 4 века в литературе и искусстве созданы сотни вариантов образа Офелии.  Спрашивается, чем же так упорно привлекает он киноматографистов, театралов, художников и скульпторов?

Вероятно, наличием трех качеств шекспировской Офелии: безграничной верой в любовь, страстной привязанностью  и , как следствие неудачной любви, безумием. Вот и Офа Ринаты Литвиновой безгранична, но не в любви, а в  своем безумии.

Последняя попытка экранизировать шекспировский образ принадлежит австралийскому кинорежиссеру Клэр Макарти. Она поставила фильм по книге Лизы Кляйн «Моё имя Офелия». На российские киноэкраны фильм вышел в июле 2019 года.

Долой Гамлета с его «to be or not to be», главной героиней стала Офелия. Девушка нашего времени, расчетливая, все понимающая, догадливая. Призрак больше не нужен. Офелия, фрейлина Гертруды, сама приносит яд от вымышленной Лизой Кляйн знахарки.

Сцена утопления осталась в фильме Макарти, но назначение ее с «точностью наоборот». Девушка выпивает три капли снадобья, чтоб стать на время мертвой для окружающих. И воскреснуть в склепе.

В трагедии Шекспира погибли все: отец Офелии Полоний, Офелия, ее брат Лаэрт, Гамлет, королева Гертруда, король Клавдий.  В киноверсии Клэр Макарти Офелия осталась жива. Почти как у Германики: «Все умрут, а я останусь».

Это символично: образ Офелии, транформируясь , живет среди нас.

PS. На иллюстрации  кадр из фильма Клэр Макарти «Офелия»., исполнительница главной роли Дэйзи Ридли.


Рецензии
С интересом прочитала и перечитала эти размышления. Сразу привлек заголовок: «Офелия: трансформация образа». И захотелось сравнить вИдение автора – Нины Ивановны Ватрушкиной - со своим личным представлением образа этой шекспировской героини. А, действительно, какая она, Офелия?
Мне кажется, что она - истинная страдалица, заложница любви: и своей девичьей, чистой любви к молодому студенту, принцу Гамлету; и дочерней, преданной любви к отцу Полонию. Вот и получилось, что, разрываясь между двумя любовями (не знаю, есть ли такое слово, но, думаю, понятно о чем я), она и лишилась разума или в ы б р а л а невольно состояние безумия и свою погибель в конце-концов.
Я не думаю, что Офелия «отчаянно не современна», что «девушек подобной ментальности сегодня нет». Есть! (Имею в виду, в жизни есть, не в кино или театре, хотя… как знать). Думаю, есть! Ведь истинная любовь не зависит от века или года, от происхождения, рода и статуса. Она настигает, накрывает, приходит, появляется, вселяется в любой миг, в любом тысячелетии. И потому, на это высокое, трепетное, порой смертельное чувство способны не только романтические литературные героини, но и молодые представительницы XXI-го века. Не все расчетливы, циничны, не все обладают бойцовскими качествами и могут «дать фору любому». И это радует. Хотя и тревожит. Потому что, соглашусь с автором, все-таки само понятие девушка (как бы современная Офелия) все же трансформируется. И уже не тысячи, а лишь сотни могут так до безумия любить; не миллионы, а лишь тысячи могут сострадать и быть милосердными. Но они ЕСТЬ. И будут.

А вот художественный фильм Киры Муратовой «Три истории» вызвал у меня точно такое же чувство, что и у автора публикации Нины Ивановны Ватрушкиной. Главная черта характера Офы (героини Ренаты Литвиновой) - месть, все же не лучший способ борьбы за справедливость, за навязчивое желание свести счеты с матерью - бросившей ее в детстве. И очень горько, что Офа (Офелия XX века - фильм снят в 1997 году) «безгранична, но не в любви, а в своем безумии».
Так хочется, чтобы таких современниц, было в жизни, как можно меньше. Чтобы они безгранично верили в любовь, в искренность, в порядочность.

Хотя… Почему Гамлет вынужден был претвориться безумцем, да так органично, что даже сильно любящая его девушка Офелия поверила в это? Потому, что он хотел добиться справедливости: доказать предательство матери – королевы Гертруды и дяди - насквозь лживого Клавдия (брата отца Гамлета). Он хотел, чтобы эта справедливость восторжествовала. Но… всё закончилось трагедией. Для всех. Вот к чему приводит жажда власти чудовищным путем (убийство братом брата короля Дании). Есть над чем задуматься и поразмышлять. И сделать вывод, что ничего нет на свете дороже чистоты, любви, семейных ценностей и правды.

С уважением Надежда Юдина (со страницы Олега Семерина)

Олег Семерин   06.10.2019 12:45     Заявить о нарушении
Преклоняюсь перед Вами, Надежда! Никогда не встречала столь страстного, искреннего отзыва на мои поиски или заблуждения. Судьбе было угодно встретить Вас не в лучшее для меня время, когда я начала терять веру в себя. Спасибо, огромное человеческое спасибо!

Нина Ватрушкина 2   06.10.2019 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.