Вымпел

          В начале осени  1977-го года, Ширков прибыл в свой домашний порт Таллинн на БМРТ- 227 «Аугуст Алле».

          Судно работало или вело промысел рыбы в районах Джоджес банки и Большой Ньюфаундлендской банки. Добывали, в основном, серебристый хек и кальмар, а в прилове были и другие виды океанической рыбы, окунь,палтус,камбала и другие.

          Рейс, как и обычно, продолжительностью полгода. План был взят чуть больше, чем  110 % и более того,поэтому полная премия и полная зарплата по тому району. В общем и среднем проблем никаких, конкретно для Ширкова, который работал в этом рейсе старпомом. Мореход опытный, рыбак тоже и отработал в полную силу, всё обеспечил и взял хорошую рыбу.

          А почему дальний капитан с высшим работал старпомом. Да сняли c капитанов только что перед тем рейсом за связь с женщиной на судне. Уж очень хотели снять и досадить отличнику мореходки, когда представилась такая возможность. Написали,что морально- политическое разложение.Абсурд, конечно, но такие были времена.

          В руководстве не было не только ни одного отличника,но и даже хуже.Генеральный директор только со свидетельством берегового фельдшера и безо всякого морского образования,комментарии излишни. Может быть партийные курсы у него были, но Ширков не знает.Остальные что то-около посредственности или ниже.Тоже комментарии излишни.Конечно,всё это компенсировалось их наглостью и свинством.В руководстве и всей конторе управления,особенно бухгалтерии, процветала система обсчитывания и обмана рыбаков в зарплате.Ну и особо грамотных и правильных кадров не жаловали.

          Да и ладно,пускай.На плечах не было тяжелейшего госплана и других проволочек.Время ещё есть.

            Хотя для судна какой-то момент был.Даже больше, чем момент.Правый борт был разбит и деформирован в результате неправильного манёвра при отходе судна от плавбазы в шторм. Борт разломал слабый капитан, который вышел первый раз.

            Капитан недостаточно опытный,назначен капитаном первый раз и в этом всё дело. Ситуация была ,в обшем-то и вообще, штатная и типовая,хотя и штормовая.При усилении ветра БМРТ обычно,без проблем отходит от плавбазы и это обычная работа для обычного рыбацкого капитана.Ширков вообще не помнит случая, когда БМРТ оказался разбит при отходе от борта плавбазы.Но здесь было именно так.Капитан был не на уровне абсолютно.

             К тому же капитан не имел ещё капитанского диплома КДП, а только диплом штурмана- ШДП.

              Судно было разбито, финансовые и экономические потери астрономические.В общем- то авария,но её спустили на тормозах и забыли.

              При этом оборвался швартов и на Калининградской плавбазе мгновенно был убит матрос.А, если более точно, то швартов оборвал капитан БМРТ, который запоздал с подработкой машиной, чтобы не допустить перегруза сверх прочности троса.Это тоже попытались замять и замяли. Швартов был оборван по причине полной неопытности капитана БМРТ.Все его действия были, до дикости, неверными и не соответствовали практике капитана. Но ,всё равно, контора решила поставить капитаном этого, а не другого.Но такие были дела.

             Восстановительный ремонт оказался нецелесообразным и судно было ,по тихому,списано в металлом.По опыту работы и особенно образованию, капитаном должен был идти Ширков,но контора решила так.Результатом было потеря серийного БМРТ стоимостью миллионы валюты и не только.Этот БМРТ никогда уже не выйдет в море.А жаль.БМРТ был в полном порядке.И человек ,молодой матрос,был убит на плавбазе.
              А тот капитан пошёл на повышение,потому что потому.

              Ширкова это дело совсем не касалось.В момент отхода от плавбазы старпом ни в чём не участвовал, его вообще не было на мостике, была не его вахта.Да ещё и ночью.Тогда была вахта второго штурмана. Задеть,как то старпома очень хотели,но никак не получалось даже специально подстроить. Ширков в это время спал в своей каюте и его никто не вызывал.Когда утром, в 04.00 Ширков заступил на вахту, то судно было уже разбито. По приходу в порт этот случай у Ширкова, вроде бы как, стал понемногу забываться, тем более, что он в этом совсем не участвовал.

               Однажды, что-то через неделю Ширков зашёл в отдел флота по мало-значительному вопросу и знакомый инспектор или капитан- наставник ,протягивая какой-то лист бумаги,сказал:

                - Зайди в Гос. Комитет по спасению на водах.
                Мы дали тебе представление на медаль!

              Ширков сразу всё понял, что речь идёт о медали- За спасение утопающих. В этом рейсе произошёл случай, когда в море упал американский самолёт и шлюпка с БМРТ – 227 «Аугуст Алле» успешно, грамотно и красиво произвела спасательную операцию по спасению лётчика. Шлюпкой командовал Ширков и он же был ключевой фигурой этого дела.

                Ширкова не оченнь привлекала эта медаль, потому что были более серьёзные другие дела. Пришло время, и очень хотелось, уйти с рыболовных судов на транспортные суда.

                Но здесь появилась попутно такая инициатива отдела флота ЭСТРЫБПРОМа.

                Они видели какой- то элемент престижа, для отдела и объединения ЭСТРЫБПРОМ в целом.Кроме всего прочего была оценка этого дела от руководства иностранных государств. В общем этот начальник Ширкова уговорил взять это представление и идти в Комитет...

                Представление подписал заместитель генерального директора.
             -   У тебя же новый морской китель, значки и знаки, ромбик академический.
             -   Ну и медаль будет хорошо смотреться!

                Да, конечно.Медаль,так медаль. Дело видимо уже решённое. Отдел флота ,авторитет и компетентность которого, не вызывает сомнений,самая высокая компетентность и не только, а за гранью возможного понятия, конечно всё согласовал  и  решил.Такие случаи уже были,есть и ,конечно, будут.

                Ширков тут не первый и не последний. Такие медали уже выдавали коллегам.Да и медаль,надо полагать, красива. Медаль вообще красива и не только.

                Ширков,конечно,не будет её носить всё время.А вот на большое собрание, вечер в ресторане Новогодний,а то и при встрече однокашников,зайдут в небольшой бар. Ширков,как бы невзначай распахнёт, итальянский плащ, когда на кителе сверкнёт бронзой и эмалью небольшая красивая медаль.Тогда и можно рассказать,что и как и всё такое. Да, конечно, раз дают, то надо брать.
                Комитет располагался в центре города в ,хорошего стиля, престижном здании.Как позже понял Ширков, так это то, что он всё время чего-то не понимал. А это чего-то, может быть, заключалось в том, что он никогда в этот Комитет не заходил. Может быть, надо было уметь произвести впечатление,принести шоколадку или цветочки,а то и бутылочку коньяку. Ширков это не умел тогда,не умеет сейчас и уже никогда не научится в будущем,если оно ещё осталось.

                В кабинете, за полированным столом, сидела великолепного вида,очень ухоженная,молодая дамочка. Приятным голосом,с чарующим эстоннским акцентом,она пояснила Ширкову:

                - Медаль мы выдаём,обычно,гражданским людям: пионерам,комсомольцам,школьникам и т.д.,
которые совсем не моряки.

                А моряки и так должны спасать утопающих по Уставу.Поэтому решили наградить Вас вот этим красивым вымпелом.

                Конечно,дамочка,которая сидела за столом, естественно никогда никого не спасала и даже не качалась на волнах, её компетентность и профессиональность вызывала и вызывает большие сомнения.Её понятия не выходили за рамки этого абсолютно спокойного и безопасного кабинета и этого полированного стола.Каково было спасателям в глубоком тумане и всей океанской обстановке, и вообще - ей не понять.Какие были опасности и особенно риск, да и вся работа, ей вникать в это дело совсем не хотелось. Да что там. По её понятию за это дело или ей так захотелось,ниакой там медали вручать Ширкову она не собиралась.А, может быть, не было настроения.

                Так бы ей открыть коробку, достать медаль и всё.Хотя бы за то, что Ширков пёрся сюда, в комитет, на автобусе, а потом ещё и пешком. Там этих медалей полно было.Но это был начальник и решила так, как решила.

                Даже по содержанию почётной грамоты от этого же учреждения,где сказано "За самоотверженные действия и отвагу...!" и весь факт успеха спасения,согласно официального Положения о медали,однозначно видно, что медаль положена спасателю.Но!...

                Сверкающий золотистый блеск несостоявшейся медали, погас и
пропал в никуда, как будто его никогда и не было, тем более, что так оно и было.

                Ширков был просто ошарашен.Всё дело было уже определено и решено профессиональным и компетентным отделом флота ЭСТРЫБПРОМ.Его специально послали за медалью. Медаль однозначно положена. Ширков знал, что в подобных случаях моряки ЭСТРЫБПРОМа уже получали такие медали безо всяких проблем и проволочек.Но вот, когда подошла очерёдность Ширкова, то ему вручают вымпел, а не медаль. Дамочка за служебным столом почему то решила вручить вымпел,а не медаль.Вот и всё.

                Возник момент ребёнка, которому показали игрушку и тут же убрали её обратно.

                - Но я же не могу нацепить вымпел на китель, -
                хотел возразить Ширков, но, конечно, промолчал.

                Когда успешный спасатель, момент которого уже был определён начальством ЭСТРЫБПРОМа и компетентными морскими профессионалами на медаль, вышел из кабинета, в его руке красовался вот этот вымпел.


Фото автора.


Рецензии